В
основе методики Т.С. Комаровой
лежат интегрированные циклы
(см. приложение 2). Эффективность эстетического
воспитания в целом и развитие
художественно-творческой деятельности
ребенка в частности определяются
взаимосвязанным использованием
всех средств эстетического воспитания
и разнообразной художественно-творческой
деятельности.
Специалисты
выделяют три группы средств
эстетического воспитания: искусство,
включая все виды классического
и народного; окружающий мир,
особенно природа; художественная
деятельность (разные виды). Все названные
средства следует использовать
в работе с детьми во взаимосвязи.
Это способствует более глубокому
познанию и осмыслению явлений,
событий; пониманию их образного
воплощения в рисунках. Взаимосвязь
познания искусства, окружающей
жизни и разнообразных видов
художественной деятельности способствует
установлению ассоциативных связей,
появлению ярких эмоциональных
переживаний. По отношению к
этим средствам Комарова Т.С.
выделяет общие группы психических
процессов, составляющих основу
способностей к различным видам
эстетической деятельности: восприятие,
представления и образное мышление,
воображение, овладение способами
художественной деятельности, эмоциональное
отношение к объектам эстетического
характера и к художественной
деятельности, а также внимание,
память, волю. Все эти психические
процессы являются основой для
любой художественной деятельности.
Их развитие в одной области
деятельности будет положительно
сказываться и на развитии
в других областях. Возможно, этим
объясняется то, что художественно-творческие
способности зачастую проявляются
в комплексе: человек, пишущий
стихи, рисует, музицирует и т.д.
Достаточно вспомнить широкий
диапазон художественной и научной
деятельности Леонардо да Винчи;
рисунки А.С.Пушкина, музыкальные и
литературные способности В.Ф. Одоевского,
М.Ю. Лермонтова, А.Грибоедова, портретные
наброски персонажей своих произведений,
созданные Ф.М. Достоевским. Известно,
что, прежде чем создавать литературные
портреты своих героев, Стивенсон рисовал
их. Теккерей сам иллюстрировал свою «Ярмарку
тщеславия». В связи с этим важным направлением
всей работы, обеспечивающей эффективное
развитие творческих способностей дошкольников,
Комарова Т.С. считает интеграцию. «Под
этим термином мы понимаем более глубокую
форму взаимосвязи, взаимопроникновения
разного содержания воспитания и образования
детей. Такая связь обеспечивает более
глубокое и разностороннее познание предметов
и явлений действительности, формирование
ассоциаций и их активизацию в процессе
творчества в разнообразных формах эстетической
деятельности. Интеграция охватывает
все виды художественно-творческой деятельности
малышей, включает знакомство со всеми
видами искусства. При интеграции разных
видов искусства, художественной деятельности,
средств эстетического воспитания их
определенные содержательные аспекты
всегда выступают в роли стержневых, основополагающих.»
[25, С.89-112] Применительно к интеграции
в работе по эстетическому воспитанию
и развитию художественно-творческих
способностей детей дошкольного возраста,
в качестве таких базовых составляющих
чаще всего выступают произведения искусства,
в том числе народного и декоративно -
прикладного, детская художественная
литература, устное народное творчество.
Феномен интегрированного развития и
проявления художественно-творческих
способностей объясняется также возможностью
образно передавать объекты и явления
действительности в разных видах искусства,
с использованием специфичных средств
изображения и выражения. Вместе с тем
исследования СП. Козыревой, Е. Л. Трусовой
показали, что в рисунках дети могут передавать
музыкальные и литературно-драматические
образы, используя средства выразительности
рисунка: линии, цвет, колорит, форму, композицию.
Как уже говорилось выше, в изобразительной
деятельности дети охотно передают и образы
природы. Использование при характеристике
образов природы поэтических образных
выражений усиливает их эмоционально-эстетическое
воздействие на детей.
Исходя
из вышесказанного, ученые сгруппировали
разные виды художественной деятельности
в своеобразные блоки (циклы)
содержательной работы с детьми.
Для блоков (циклов) выбрано такое содержание,
которое интересно детям, вызывает у них
положительное эмоциональное отношение,
позволяет интегрировать виды художественных
занятий (музыкальные, речевые, по ознакомлению
с художественной литературой), детской
художественно-творческой деятельности,
игры; варьировать формы работы с детьми
(занятия, свободная самостоятельная деятельность,
прогулка, кружковые, студийные и другие
занятия) и методы организации работы
(вся группа, подгруппы, индивидуально).
Объединение разных видов деятельности
одним тематическим содержанием создает
возможности для расширения ассоциативных
связей, творческого осмысления темы и
наиболее полного ее отражения с помощью
средств выразительности, специфичных
для того или иного вида художественной
деятельности; обеспечивает глубокое
познание и эмоциональное переживание
ребенком образов, созданных в музыке,
литературе, игре.
Организация
учебного содержания по принципу
блоков позволяет объединять
детей и педагогов единым интересом,
творческим поиском, стремлением
создать общую картину, композицию,
праздник; обеспечивает содержательное
общение детей друг с другом
и со взрослыми. Содержание, концентрирующееся
в блоке (цикле) вокруг той или иной темы,
как и сами темы, может иметь варианты.
Например, в блоке «Наши друзья животные»
выделены варианты темы: «Зоопарк», «Театр
зверей». «Выступление в цирке», «На ферме»,
«Музыка» (приложение №3)
Работа
по блокам не означает, что в период реализации
комплекса не могут быть затронуты и другие
темы, привлекшие внимание детей и воспитателей
или связанные с интересными событиями
в жизни образовательного учреждения,
с праздниками и др. В каждом блоке используются
разные формы работы: занятия, самостоятельная,
свободная и частично регламентированная
детская деятельность, досуги, экскурсии,
праздники.
§ 4 Выводы к
I главе.
Межпредметные
связи (между деятельностями) — важнейший
фактор оптимизации процесса обучения,
повышения его результативности, устранения
перегрузки учителей и учащихся. Особое
значение имеют межпредметные связи для
эффективного использования организационных
форм обучения, а также целенаправленной
перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного
процесса.
Сейчас
интеграция искусств используется
не в полной мере. Такая ситуация
требует определения единой внутренней
структуры художественного образования
в целом, создания системы художественного
образования, пересмотра содержания
образования (знаний, умений, навыков,
уровня творческого развития
и воспитанности), постоянного использования
межпредметных связей, активизации на
занятиях комплекса искусств.
Систематическое
развитие педагогически целесообразных
взаимодействий между видами
деятельности изобразительного
искусства и физического воспитания
– одно из необходимых условий
развития художественного творчества
дошкольников обеспечение систематического
функционирования внутрипредметных
и межпредметных связей позволяет создавать
целостную систему развития у дошкольников
художественно-творческой активности.
Все
многообразное воздействие искусства
протекает в процессе восприятия
его произведений. Эффективность
этого воздействия находится
в прямой зависимости от культуры
художественного восприятия. Восприятие
произведений искусства во время
двигательной активности неразрывно
связано и во многом дополняет
друг друга
Специфические
приемы обучения для интегрированных
занятий находятся в стадии
разработки, и говорить об их
разнообразии еще рано.
Итак,
проанализировав некоторые методики,
мы рассмотрели различные подходы
и методы по развитию изобразительного
творчества дошкольников. В дальнейшем
исследовании мы проанализируем
уровень развития изотворческих
способностей детей 5(6) года жизни.
Глава II. Возможность
и пути реализации изобразительного
искусства и физической культуры
в старшем дошкольном возрасте.
2.1. Анализ
педагогического опыта воспитателей
по проблеме интеграции изобразительного
искусства и физического воспитания
в старшем дошкольном возрасте.
Полноценный
воспитательно-образовательный процесс
в детском дошкольном учреждении невозможен
без создания здоровьеразвивающей среды.
Здоровьеразвивающая среда является неотъемлемым
компонентом любой образовательной программы
дошкольного учреждения. Она представляет
собой систему, обеспечивающую ребенку
адекватные условия развития его психофизических
свойств, удовлетворяющую его потребность
в двигательной активности и познании
окружающего мира.
В связи
с этим становится очевидной необходимость
поиска средств, форм и методов, удовлетворяющих
биологической и социальной программам
развития детского организма, интенсивной
научно-методической разработки, здоровьеразвивающих
и здоровьесберегающих технологий организации
воспитательно-образовательного процесса
детей дошкольного возраста.
В
интегрированных связях, как правило,
выступают изобразительное искусство
и художественная литература, музыкальное
и эстетическое воспитание, ознакомление
с окружающим и с развитием
пространственных отношений. Физическое
воспитание тоже интегрируется
с этими же видами деятельности
и еще с развитием элементарных
математических представлений. Изобразительное
искусство и физическое воспитание в тесной
взаимосвязи и интегрированных занятиях
не существует. Поэтому возникло желание
провести эксперимент. Создать интегрированные
занятия с этими видами деятельности.
На базе МДОУ – д.с. комбинированного
вида №29 города Иваново уже 3 года проводится
эксперимент на тему: «Здоровье развивающая
технология организации образовательного
процесса в ДОУ на основе интеграция двигательной
и познавательной деятельности детей
в рамках программы «Развитие»». Формы
и методы образовательного процесса, направленные
на снижение здоровьезатратности представлены
в таблице. (приложение№4). Он проводится
на двух группах «Золотой ключик» - логопедическая
группа, «Сказка».
Цель экспериментальной деятельности
заключалась в разработке и
внедрении здоровьеразвивающей технологии
воспитательно-образовательного процесса
на основе интеграции двигательной и познавательной
деятельности детей дошкольного возраста.
Процедура достижения цели эксперимента.
Для
достижения цели эксперимента
были решены следующие задачи:
1.
Разработана здоровьеразвивающая технология
образовательного процесса в дошкольном
учреждении на основе интеграции содержания
разделов программы «Развитие» с двигательной
активностью детей в рамках организованных
форм занятий в МДОУ;
2.
Проведена диагностика психофизического
развития детей старшего дошкольного
возраста и определены индивидуальные
стартовые возможности детей;
3.
Осуществлена подготовка педагогов
к проведению экспериментальной
работы и реализации здоровьеразвивающей
технологии образовательного процесса
на основе интеграции двигательной и познавательной
деятельности;
4.
Проведен педагогический эксперимент
с целью выявления эффективности
здоровьеразвивающей технологии организации
образовательного процесса на основе
интеграции двигательной и познавательной
деятельности дошкольников.
Эксперимент
проводится на группе «Сказка»
и в работе по эксперименту
пишется план, сетка занятий и
разрабатываются конспекты интегрированных
занятий по программе. На данном
этапе проводятся интегрированные
занятия на трех возрастных
группах:
1. средняя
группа - по элементарным математическим
представлениям и физической
культурой, по развитию ориентировки
в звуковой стороне речи и
физической культуре, по окружающему
миру и физической культуре;
2. старшая
группа - по основам первоначальной грамоты
и физической культуре, по развитию экологических
представлений и физической культуре,
по элементарным математическим представлениям
и физической культуре;
3. подготовительная
группа - по основам первоначальной
грамоты и физической культуре,
по развитие экологических представлений
и физической культуре, по элементарным
математическим представлениям
и физической культуре; (сетки
занятий см. в приложении).
Дети
старшей группы «Сказка» очень
любят заниматься изобразительной
деятельностью, и это было толчком
для данной курсовой работы
создать новое направление и
разработать сетку занятий, конспекты
по изобразительному искусству
и физической культуре.
Для
проведения эксперимента в нем
приняли участие 20 человек старшей
группы «Сказка». Список детей
(приложение №5).
Для
начала работы была разработана
сетка интегрированных занятий
для старшей группы (приложение№6).
2.2. Взаимосвязь
занятий по изобразительной деятельности
и физической культурой в интегрированном
обучении старших дошкольников.
Чтоб
определить эффективность данного
эксперимента была проведена
диагностика и использована методика
А.Н.Лутошкина «Цветограмма» (приложение№7).
Первая диагностика
(констатирующая) была проведена в
Сентябре месяце. У детей было выявлено
среднее эмоциональное самочувствие,
положительное отношение к занятиям.
В целях повышения эмоционального
самочувствия и положительного отношения
к занятиям изобразительным искусством
и физическим воспитанием, были разработаны
интегрированные занятия, направленные
на:
- развитие
эстетического мировосприятия, воспитание
художественного вкуса;
- развитие
художественно - графических умений
и навыков;
- развитие
фантазии, творческого мышления
и воображения, пространственного
восприятия;
- развитие
точных движений руки и мелкой
моторики пальцев;
- становление
некоторых организационных навыков
художественного творчества;
- получение
сведений об отечественной и
мировой художественной культуре;
- воспитание
зрительской культуры;
- возможное
раскрытие начал профессиональной
художественно - изобразительной
деятельности;
- организация
самостоятельной двигательной деятельности
детей;
- формированию
у детей потребности в здоровом
образе жизни – в процессе
физической деятельности;
- ориентации
детей в доступных их пониманию
видах спорта, приобщению к ее
традициям и культуре;