«Закон
РФ об образовании» от 10 июля 1992г.
№3266-1 предоставил педагогическим
коллективам возможность выбора
образовательной программы. Но
какую бы программу не выбрал
детский сад, содержание дошкольного
образования должно быть направлено
на решение следующих задач:
* сохранение
здоровья ребёнка;
* развитие
базовых качеств личности;
* построение
образовательного процесса на
основе игры как основного
вида деятельности дошкольника.
[12, С. 158]
При
правильной организации учебного
процесса интегрированное преподавание
становится фактором динамического
развития и мобилизации совместных
усилий всего педагогического
коллектива, который направлен: на
понимание региональной культуры,
общезначимых, культурных ценностей;
на развитие собственной художественно-творческой
деятельности в различных видах
искусства.
В
60-70 г. 20 века появляется понятие
«комплексные занятия».
Суть этой
системы - комплексный подход, который
предполагает педагогический процесс
во взаимосвязи, взаимозависимости
всех его сторон.
При планировании
занятий по рисованию необходимо
учитывать всю воспитательно-образовательную
работу, проводимую по ознакомлению с
окружающим, развитию речи, чтению художественной
литературы, а также музыкальные занятия.
Такой подход способствует отбору интересных,
знакомых детям явлений, произведений
искусства.
Благодаря взаимосвязи
видов изодеятельности можно установить
последовательность заданий по рисованию.
В течение
определенного времени (одной - двух
недель) можно объединить занятия, имеющие
общие программные задачи и тематику
(например, изображение птиц, игрушек,
человека, животных.) В каждом конкретном
случае дети все больше узнают, приобретают
новые изобразительные умения, то есть
происходит развитие образа. Эти занятия
называются одновидовыми.
Следует помнить
о последовательности и логическом
единстве занятий того или иного
вида. Так, между занятиями рисованием
существует определенная зависимость
(занятие предметным рисованием предшествует
сюжетному).
Воспитатель
планирует ознакомление с произведениями
искусства перед занятиями рисованием,
в часы самостоятельной художественной
деятельности, проводит с детьми беседы
и на занятиях.
Для
формирования творчества в рисовании
большое значение имеет взаимодействие
художественного слова, музыки, изобразительного
искусства. Благодаря этому воспитатель
создает у детей эмоциональный
настрой, вызывает желание самостоятельно
передать образ в своей работе.
Например, прежде чем нарисовать
праздничную улицу города, дети
поют песню о празднике, читают
стихи. Такие занятия называются
комплексными. Планируются они один
раз в квартал вместо одного
музыкального или занятия по
изобразительной деятельности. Комплексным
занятиям предшествуют одновидовые
и тематические, которые помогают
детям овладеть всеми навыками,
умениями, облегчают выполнение
заданий, то есть комплексные
занятия строятся на знакомом
материале. [5, С. 110-118]
Исследование показало большую
роль таких занятий в развитии
творчества, самостоятельной художественной
деятельности детей.
Однако
повальное увлечение этими занятиями
дает обратный эффект. Они начинают
заформализовываться, проводятся без
учета специфики детей дошкольного возраста,
заключающейся в том, что внимание детей,
особенно младших, неустойчиво, ребенок
не умеет еще сосредоточенно заниматься.
Постоянное переключение внимания (в течение
времени занятия - от 15 до 25-30 мин в зависимости
от возраста детей - они два - три раза переходят
от одного вида деятельности к другому)
может усугубить его неустойчивость, лишить
ребенка возможности углубленно сосредоточиваться
на одном виде деятельности, вызовет вообще
поверхностное отношение к занятиям, приведет
к неумению доводить начатое дело до конца.
Поэтому такие комплексные занятия в том
развернутом виде, как они предполагаются,
лучше проводить с детьми старшего дошкольного
возраста, когда дети привыкнут сосредоточенно
заниматься, доводить начатое дело до
конца, когда переключение внимания на
другой вид деятельности не затмит главной
задачи, а позволит выполнить ее более
качественно.
Рассмотрим
понятие «интегрированные занятия»
Интеграция
как педагогическое явление имеет
давние традиции, однако обозначилось
как педагогическое явление сравнительно
недавно, в 90-х гг. XX века.
Понятие
об интеграции разработано в
сфере фундаментальных наук, на
современном этапе развития науки
и образования достаточно широко
используется и в педагогических
науках. В Новом энциклопедическом
словаре находим, что термин
«интеграция» произошел от латинского
integratio - «восстановление», «восполнение»,
от integer - «целый».
Интеграция
- процесс координирования и объединения
несоизмеримых частей в целое
[25, С.318]. Там же можно найти,
что интегрировать это значит
приводить к гармоничному или
координированному целому, перестраивая,
организуя и иногда добавляя
или удаляя элементы или части.
В
российской педагогике проблемам
интегрированных занятий уделяли
внимание КомароваТ.С. и Доронова Т.Н.
Т.С.
Комарова рассматривает интеграцию как
более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения
разного содержания воспитания и образования
детей, охватывающую все виды художественно-творческой
деятельности, при этом автор подчеркивает,
что «...в интеграции один вид искусства
выступает стержневым, другой - помогает
более широкому и глубокому осмыслению
образов и их созданию разными выразительными
средствами» [14, С.6-15].
Интеграция
охватывает все виды художественно-творческой
деятельности малышей, включает
знакомство со всеми видами
искусства. При интеграции разных
видов искусства, художественной
деятельности, средств эстетического
воспитания их определенные содержательные
аспекты всегда выступают в
роли стержневых, основополагающих.
Применительно к интеграции в
работе по эстетическому воспитанию
и развитию художественно-творческих
способностей детей дошкольного
в качестве таких базовых составляющих
чаще всего выступают произведения
искусства, в том числе народного
и декоративно - прикладного, детская
художественная литература, устное
народное творчество. Феномен интегрированного
развития и проявления художественно-творческих
способностей объясняется также
возможностью образно передавать
объекты и явления действительности
в разных видах искусства, с
использованием специфичных средств
изображения и выражения.
Таким
образом, интеграция - это сложный
структурный процесс, требующий:
научения детей рассматривать
любые явления с разных точек
зрения; развития умения применять
знания из различных областей
в решении конкретной творческой
задачи; формирования у ребят
способности самостоятельно проводить
творческие исследования; развития
у них желания активно выражать
себя в каком-либо творчестве.
Обобщая
взгляды ученых, занимающихся проблемой
интеграции в различных областях
наук, определены этапы интегрированного
подхода к процессу обучения
искусству и художественному
воспитанию, которые можно сформулировать
следующим образом:
1. Этап художественной
интеграции следует рассматривать
как целостностность - взгляд на другие
искусства с позиций одного искусства.
2. Этап - взаимосвязь,
взаимодействие искусства с окружающей
жизнью, природой, историей культуры.
3. Этап - системность
художественного мышления, выражение
искусства через символ, знак.
Интегрированный
подход способствует переосмыслению
общей структуры организации
учебного процесса, специальной
подготовке детей к процессу
восприятия, понимания и осмысления
информации (позиций науки, истории
развития культуры, особенностей
разных искусств, окружающей природы),
формирование у ребят понятий
и представлений о взаимодействии
всего и вся в мире, как едином
целом. Педагогический смысл интегрированного
преподавания состоит в том,
что оно предполагает планировать
занятия по теме, общей для
нескольких предметов, которые
могут проводиться разными воспитателями
в разное время. Главное, что
делает занятие интегрируемым
- это заложенная в нем перспективная
цель всего курса и конкретные
задачи, спланированные несколькими
воспитателями, ведущими свои
курсы.
В
отличие от межпредметных связей
интеграция предполагает решение единой
педагогической задачи обучения и развития
несколькими воспитателями, работающими
с одной группой.
В
зависимости от возрастных особенностей
цель интегрированных занятий
предполагает следующую динамику:
В
дошкольном возрасте. Информационно-образное
и сенсорное насыщение ребенка,
его гармоническое развитие на
основе к полихудожественного восприятия
мира и выражения себя в разных видах деятельности.
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается
как средство освоения, открытия мира
в многообразных формах его проявления.
Интегрированный
подход соответствует одному
из основных требований дошкольной
дидактики: образование должно
быть небольшим по объему, но
ёмким.[23, С.59]
Интегрированное
обучение позволяет увидеть и
понять любое явление целостно,
в детском саду существует
предметная система обучения
и часто получается, что знания
остаются разрозненными, искусственно
расчлененными по предметному
принципу, а в результате дети
не всегда целостно воспринимают
всю картину окружающего мира.
Интегрированные занятия представляют
собой объединение нескольких
видов деятельности.
Занятия
интегрированного характера вызывают
интерес, способствуют снятию
перенапряжения, перегрузки и утомляемости
за счёт переключения их на
разнообразные виды деятельности.
Итак,
рассмотрев эти два понятия
(комплексные и интегрированные
занятия), сделаем вывод и обозначим
принципиальную разницу между
этими педагогическими явлениями.
Комплексный
подход предполагает педагогический
процесс во взаимосвязи всех
его сторон. Благодаря взаимосвязи
видов изодеятельности можно установить
последовательность заданий по рисованию.
Под комплексом понимается целостность,
образующаяся из отдельных частей (искусств,
видов детской художественной деятельности),
которые в системе целостности утрачивают
свою относительную самостоятельность.
Планируются комплексные занятия один
раз в квартал вместо одного музыкального
или занятия по изобразительной деятельности.
Комплексным занятиям предшествуют одновидовые
и тематические, которые помогают детям
овладеть всеми навыками, умениями, облегчают
выполнение заданий, то есть комплексные
занятия строятся на знакомом материале.
[23, С. 110-118]
Интегрированные
занятия, вошедшие в нашу педагогику
только в 90-х г. 20 века, предполагают
более глубокую форму взаимосвязи,
взаимопроникновения разного содержания
воспитания и образования детей.
Такая связь обеспечивает более
глубокое и разностороннее познание
предметов и явлений действительности,
формирование ассоциаций и их
активизацию в процессе творчества
в разнообразных формах эстетической
деятельности. В интеграции один
вид искусства выступает стержневым,
другой - помогает более широкому и глубокому
осмыслению образов и их созданию разными
выразительными средствами. Интегрированные
занятия направлены на изучение нового
материала. Педагогический смысл такого
преподавания состоит в том, что оно предполагает
планировать занятия по теме, общей для
нескольких предметов, которые могут проводиться
разными воспитателями в разное время.
Однако
интегрированные и комплексные
занятия соответствуют одному
из основных требований дошкольной
дидактики: образование должно
быть небольшим по объему, но
ёмким. В основе этих явлений
лежит процесс объединения отдельных
частей в некое гармоничное
целое на основе какого-либо
интегрирующего фактора.
Таким
образом, в результате проведенного
анализа литературы по проблеме
комплексного подхода и использования
интегрированных занятий в ДОУ,
мы рассмотрели с научной точки
зрения эти два понятия. Данные
представленные в этом параграфе,
станут основой для разработки
экспериментальной программы формирующего
этапа настоящего исследования.
В дальнейшем исследовании мы
намерены рассмотреть современные
подходы к комплексному решению
вопросов развития изобразительного
творчества у детей старшего
дошкольного возраста.
1.3 Современные
подходы к комплексному решению
вопросов
развития
изобразительного творчества у детей
старшего
дошкольного
возраста
На
современном этапе развития дошкольной
педагогики существует несколько
методик обучения изобразительной
деятельности. В нашем исследовании
мы намерены рассмотреть некоторые
из них.
Методика
Т.Г. Казаковой.
Основная
цель ее методики - приобщение
детей к прекрасному, воспитание
любви и интереса к изобразительному
искусству. По ее методике с
произведениями изобразительного
искусства дети знакомятся на
занятиях и в свободное от
занятий время. «Примерно 1- 2 раза
в квартал целесообразно планировать
беседу по изобразительному искусству.
Для этого воспитатель заранее
подбирает репродукции картин, скульптуру
малых форм, предметы прикладного
искусства. Картины располагают на мольберте,
чтобы можно было воспринимать изображение
на расстоянии. Отдельные фрагменты дети
могут рассмотреть, подойдя к мольберту.
В процессе беседы воспитателю необходимо
продумывать вопросы, которые будут направлять
последующую деятельность детей. [13]
Остановимся
подробнее на методах работы
с детьми по изобразительной
деятельности по методике Т.Г.
Казаковой. В подготовительной
группе после организованного
наблюдения проводится рисование
с натуры и по представлению;
на основе наблюдений и ознакомления
с литературными произведениями
- сюжетно-тематическое рисование,
после детального обследования
предметов, очертаний орнаментов
- декоративное рисование (украшение
узорами плоскостных и объемных
форм). Четкость восприятия и правильное
обследование предмета (обведение
контура жестом или визуально)
- основное в рисовании с натуры.
Педагог учит детей передавать
форму и цвет близко к натуре,
соблюдать пропорциональное соотношение
частей (если предмет состоит
из нескольких частей), композиционно
строить рисунок, владеть техническими
умениями (проводить легкие линии
контура, регулировать нажим карандаша
в процессе штриховки предмета).