Воспитатель
обращает внимание ребят на
последовательность изображения
предмета путем наброска: идти
от общего к деталям. Педагог
учит детей с помощью различных
материалов (карандаши, гуашь, акварель,
цветные мелки) передавать особенности
натуры.
В
сюжетном рисовании особое место
занимают творческие задания.
Их цель - подвести детей к образному
отображению окружающей действительности,
видеть различный характер цветовых
сочетаний времен года, уметь
их сравнивать, сопоставлять по
цветовому колориту (например, разноцветные
огни салюта в вечернем небе,
алые флаги в майский день,
ранняя или поздняя осень и
т. д.). Все эти различия воспитатель
учит передавать средствами живописного
и графического рисунка. Кроме
того, в творческих заданиях педагог
направляет ребенка на передачу
характера образа, персонажа, литературного
героя, обращая внимание на
основные характерные, признаки,
позу, движения.
Основная
задача сюжетного рисования -
научить детей композиционно
располагать предметы, фигуры в
соответствии с замыслом, выделяя
главное. Декоративное рисование
осуществляется на основе ознакомления
с народным декоративно-прикладным
искусством. Дети усваивают колорит,
композицию, орнаментальные элементы,
характерные для того или иного
предмета (хохломская, городецкая, дымковская
роспись и т. д.). Для рассматривания
можно давать сложные росписи,
но воспроизводят дети более
простые элементы. Важно поставить
цель работы - определить, для чего
создается узор (для платка или
косынки, для тарелочки или
блюдца, для поздравительной открытки
и т. д.).
В
конце года педагог проверяет
уровень художественного развития
детей, как в восприятии произведений
изобразительного искусства, так
и в изобразительной деятельности.
Он проводит индивидуальные беседы.
Анализируя задание нарисовать
предмет с натуры, воспитатель
проверяет умение ребят видеть
форму, цвет, пропорции предмета,
владение композицией, техническими
навыками. Дополнительно к этому
заданию можно дать аппликацию
с натуры (ваза с цветами), что
позволит выяснить, может ли ребенок
красиво сочетать фон бумаги
и цвет вырезанного предмета,
владеет ли навыками силуэтного
вырезывания. В заданиях творческого
характера педагог проверяет,
как дети передают сюжет, образ,
используют средства выразительности
(в рисовании - цвет, форму, композицию).
[13]
Художественный
опыт, полученный детьми на занятиях,
используется в самостоятельной
изобразительной деятельности, содержание
которой зависит от тематики
занятий.
Примерные
конспекты занятий. При ознакомлении
с разными видами изобразительного
искусства главное внимание обращается
на передачу художником настроения,
по методике Т.Г. Казаковой, (печали,
спокойствия, тревоги, радости,
грусти). Детей учат видеть и
понимать, как этого добивается
художник. Принцип тематизма является
основным. В течение года последовательно
рассматривается каждая тема как ведущая.
На
занятиях по рисованию основная
задача - учить детей передавать
выразительность образа, характерных
черт, изображать предметы с натуры,
располагая их в соответствии
с размером листа. У ребят
формируется чувство композиции
(умение делать наброски, располагать
предметы выше, ниже, левее, правее
и т. д.).
Изображение
природы, труда людей, различных
общественных событий связано
с обучением детей умению самостоятельно
выбирать различные выразительные
средства. Например, уметь яркими
цветами красок, карандашей передать
праздник, веселое, радостное настроение;
используя разные способы (графический,
пластический, декоративно-силуэтный),
создать образ осени и сравнить
каждый из них, найти наиболее
выразительный.
Обучение
техническим навыкам и умениям
направлено на использование
различных приемов закрашивания
с учетом выразительных свойств
материалов, особенностей изображаемого
образа (см. приложение 1).
Методика
обучения изобразительной деятельности
по Т.С. Комаровой.
По
мнению Т.С.Комаровой анализ положений
отечественных ученых о детском творчестве
и наши многолетние исследования позволили
вывести определение детского творчества.
Художественное творчество детей дошкольного
возраста - это создание ребенком значимого,
прежде всего для него субъективно нового
продукта (рисунок; рассказ, танец, песенка,
игра); дополнение к уже известным ранее
не использованным деталям, по-новому
характеризующим создаваемый образ; придумывание
сюжетных элементов, действий, характеристик
героев и так далее; применение усвоенных
способов изображения или средств выразительности
в новой ситуации (для изображения предметов
знакомой формы, для передачи образов
на основе овладения мимикой, жестами,
вариациями голосов и т.д.); проявление
инициативы во всем. Необходимо целенаправленное
обучение детей художественному творчеству.
Дети с огромным удовольствием передают
фантастические образы, придумывают сказочных
героев, волшебную природу. У большинства
дошкольников творчество само по себе
не развивается и не проявляется. Для полноценного
эстетического развития и формирования
художественно-творческих способностей
детей необходимы определенные условия.
[15, С.115]
По
мнению Комаровой Т.С., должно
быть уделено игре, рисованию,
театрализованной, конструктивной
и музыкальной деятельности. Это
способствует всестороннему развитию
личности ребенка, позволяет создавать
атмосферу максимального эмоционального
благополучия, наполнять жизнь детей
интересным содержанием.
Содержательная
составляющая образования должна
быть интересной для детей,
формировать художественно-творческие
способности, строиться на основе
интеграции видов искусства и
использования разнообразных методов
и приемов работы с детьми
в этом направлении.
В
детском саду необходимо создавать
художественную эстетическую среду.
При этом, по словам Комаровой, в оформлении,
активное участие принимают дети. Они
вместе с педагогами украшают помещения,
создают элементы декораций и детали костюмов
для игр-драматизаций, инсценировок. Автор
методики рекомендует широко использовать
детские рисунки; систематически организовывать
выставки.
«Полезно
постоянно включать в педагогический
процесс разнообразные игры, игровые
приемы и ситуации. Такие методы
максимально способствуют формированию
значимой для каждого ребенка
мотивации обучения, овладения деятельностью
и развитию творческих способностей
у детей 3-10 лет.
Во
всем должна присутствовать вариативность.
Необходимо разнообразить формы,
средства и методы обучения, материалы
для работы, предоставляемые детям.
Педагогу
следует исключить из занятий
формализм, шаблоны, сухость, излишний
дидактизм, навязывание своего
представления о решении образа,
сюжета» [15]
Каждый
ребенок заслуживает внимательного,
тактичного отношения, уважения
к его творчеству и к результатам
деятельности. Поэтому следует создавать
творческую доброжелательную атмосферу
на каждом занятии и формировать
такой же подход к детскому
творчеству и его результатам
у родителей.
Воспитатель
должен демонстрировать доверие
к ребенку, исключить излишнюю
опеку. Все это будет способствовать
максимальной активизации опыта,
навыков и умений детей.
В
методике Т.С. Комаровой рекомендуется
региональный подход к отбору
содержания изобразительной, музыкальной,
художественно-речевой, игровой
и других форм художественной
деятельности. Предпочтение отдается
ближайшему окружению, как природному,
так и созданному человеком;
знакомству с людьми, внесшими
вклад в отечественную и мировую
историю, культуру. Учитываются местные
традиции, характерное для региона
народное искусство.
Одной
из важнейших задач обучения
изобразительному искусству является
формирование художественно-творческих
способностей ребенка в детском
саду.
Основное
внимание следует уделить, по
мнению автора, психическим свойствам
и качествам личности, которые
необходимы для успешного овладения
различными видами художественной
деятельности и развития творчества.
Комарова выделяет общие психические
процессы, необходимые для успешного осуществления
любого вида деятельности (музыкальной,
изобразительной, музыкально-двигательной,
художественно-речевой, игровой и др.),
и специальные, важные для конкретной
области (только для музыкальной или только
для изобразительной).
Общими
процессами являются: восприятие, образное
представление и мышление, воображение,
интерес к деятельности и эмоционально-положительное
отношение к ней, память и
внимание. К общим качествам мы
относим также чувство ритма.
Ритм характеризует практически
все виды художественно-творческой
деятельности. Без него созидательный
труд не имеет должного эффекта.
Некоторые
процессы проявляются в той
или иной деятельности специфично.
Так, восприятие (слуховое, зрительное,
тактильное, кинестетическое) выступает
в качестве приоритетного в каком-либо
одном виде работы. Например, в музыкальной
деятельности главное место занимает
слуховое восприятие, а в рисовании - зрительное.
В
творческой деятельности ребенка,
исходя из методики Комаровой,
следует выделять три основных
этапа, каждый из которых требует
специфических методов и приемов
руководства со стороны взрослого.
Первый
этап - возникновение, развитие, осознание
и оформление замысла. Тема
предстоящего изображения может
быть определена самим ребенком
или предложена воспитателем (конкретное
же решение должен принимать
только малыш). Чем младше ребенок,
тем более ситуативный и неустойчивый
характер носит его замысел.
Исследования показывают, что первоначально
дети трех лет только в 30-40%
случаев могут создать задуманное
ими изображение. Остальные малыши
меняют замысел и, называя в
начале занятия то, что они
хотят нарисовать, затем рисуют
совсем другое. Лишь к концу
года при условии систематических
занятий у 70-80% детей замысел
и его воплощение совпадают.
Причина такого явления, с одной
стороны, в ситуативности мышления
малыша. Сначала ему хочется нарисовать
одно, затем в поле зрения попадает
иной объект, который представляется
более интересным. С другой стороны,
называя предмет будущего изображения,
малыш, обладающий еще небольшим
опытом деятельности, далеко не
всегда может соотнести задуманное
со своими возможностями. Осознав
свое неумение, он отказывается
от первоначальной задумки. Чем
старше дети и чем богаче
их опыт в изобразительной
деятельности, тем более устойчивый
характер приобретает замысел.
Второй
этап - процесс создания детьми
изображения. Даже если тему
называет воспитатель, это не
лишает ребенка возможности творить,
а только помогает направить
его воображение (если педагог
не регламентирует изобразительное
решение). Значительно большие возможности
появляются, когда рисунок создается по
замыслу ребенка. Педагог задает лишь
направление выбора темы, содержание будущего
«шедевра». На этом этапе ребенок должен
овладеть способами изображения, выразительными
средствами, которые специфичны для рисования.
Третий
этап - анализ результатов - связан
с двумя предыдущими, является
их логическим продолжением и
завершением. Просмотр и анализ
созданных детьми работ должны
осуществляться при их максимальной
активности, что позволяет полнее
осмыслить результат деятельности.
По окончании занятия все рисунки,
поделки выставляются на специальном
стенде. Каждый ребенок сможет
посмотреть работы товарищей,
понять разнообразие решений,
увидеть свое произведение среди
других, сравнить. Дети смогут выбрать
изображения, которые им больше
всего понравились, и обосновать
свой выбор. [15, С.25-40]
Просмотр
и разбор работ нужно организовывать,
не допуская шаблона, иначе
это будет скучно и не вызовет
интереса, положительного эмоционального
отклика. Развернутый анализ не
обязателен на каждом занятии.
Все определяется особенностями
и назначением создаваемых поделок
- так, если изготовлялись елочные
украшения, то в конце занятия
нужно их повесить на елку,
полюбоваться ими, порадоваться,
что новогоднее дерево стало
таким нарядным. Если ребята, создавали
коллективную композицию, то следует
обратить внимание на то, как
красива общая картина, и предложить
подумать, что можно сделать, чтобы
она стала еще интереснее. Просмотр
и анализ детских работ должны
быть связаны с задачами занятия.
Одно
из наиболее важных условий
полноценного всестороннего развития
личности ребенка, по мнению
автора методики, - индивидуальный
подход. Он должен базироваться
на знании специфических особенностей
каждого малыша.
Особое
значение для развития способностей
к изобразительной деятельности
имеет формирование перцептивных
действий ребенка, прежде всего
восприятия предметов и явлений
окружающего мира. Исследования
педагогов и психологов (Б. Г.
Ананьев, Л.А. Венгер, Т. С. Комарова,
Т. В. Лаврентьева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина,
Е.А. Флерина и др.) убедительно доказывают,
что детское восприятие индивидуально.