Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:38, курсовая работа
Объект исследования: творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Методы диагностики на основе интегрированного подхода.
Цель изучения:
- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных занятий изобразительного искусства и физического воспитания в МДОУ.
Введение
Глава I. Теоретические основы интегрированного подхода к организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
1. История возникновения и развития интегрированного подхода к организации и развитию изобразительного творчества дошкольников.
1.2. Комплексные и интегрированные занятия. Общее и особенное.
1.3. Современные подходы к комплексному решению вопросов
развития изобразительного творчества у детей старшего
дошкольного возраста.
Глава II. Возможность и пути реализации изобразительного искусства и физической культуры в старшем дошкольном возрасте.
2.1. Анализ педагогического опыта воспитателей по проблеме интеграции изобразительного искусства и физического воспитания в старшем дошкольном возрасте.
2.2. Взаимосвязь занятий по изобразительной деятельности и физической культурой в интегрированном обучении старших дошкольников.
2.3. Эффективность проведения интегрированных занятий по изобразительной деятельности и физическим воспитанием в старшем дошкольном возрасте.
Заключение
Литература
Комплексный
метод, иначе его определяют
как метод проектов, предполагал
интеграцию знаний из разных
предметных областей вокруг
Постановление ЦК подвело
Второй
этап - период 50-70 годов 20 века - комплексный
интегрированный подход
Межпредметные связи выделяются в дидактический принцип педагогики. Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации - это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных связей, - пишет он, - а это есть мысль, мышление, знание»[17, С.40]. Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти. Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти, ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль. Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта.
Л.С.
Выготский экспериментально
Таким
образом, необходимость
Психологи
установили, что все воспринимаемое
человеком оставляет следы в
коре больших полушарий
В
то же время педагогика 50-х
- 70-х гг. 20 века преодолела главный
недостаток трудовой школы,
В 70-е г. 20века межпредметные связи приобрели в педагогическом сознании фундаментальность и самостоятельность, что с точки зрения их традиционного понимания было абсурдно. Противоречие между формой (межпредметные связи) и новым содержанием (принцип дидактики) привело к смене формы - понятие межпредметные связи в 80-х гг. уступило место понятию интеграции.
Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Занятия по искусству, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой атмосферы на занятиях. Развитие личности средствами искусства содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его видов. Особенно эффективно использование межпредметных связей занятий изобразительного искусства и развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у детей. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции.
Но в отличие от межпредметных связей интеграция предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития несколькими воспитателями, работающими с одной группой.
Третий
этап. Первым научно-педагогическое
исследованием проблем
Интеграция
вначале воспринимается
Только
в середине 70-х г. 20 века произошел
существенный сдвиг в данном
направлении, который в
Интегративный курс - та же система межпредметных связей, но значительно упрощенная для удобства практического использования и рассчитанная не на учителя с обширными многопредметными познаниями и опытом систематической работы в разных учебных дисциплинах, а на обычного профессионала-предметника. [23, С. 15-18]
Интегрированные
курсы локальны, предметны, дидактически
конкретны. Они позволяют
Широкое
внедрение в образовательный
процесс интегрированных
Если в 1983 г. понятие интеграции вводится в педагогику как абстрактная и для самой педагогики мало что говорящая общенаучная категория на том простом основании, что оно широко и продуктивно используется в других отраслях науки, то в работах ростовских ученых 1995 -1996 гг. понятие интеграции впервые выводится путем анализа накопленного, главным образом, за предшествующее десятилетие опыта развития интегративных процессов в образовании. Интеграция становится конкретным педагогическим понятием, наполняется педагогическим содержанием. Так полагается начало систематической научной разработке проблемы интеграции в образовании.
Под
руководством Н. А. Ветлугиной
была предпринята попытка
Комарова Т.С. и Доронова Т.Н. разработали методику в дошкольном воспитании, в основе которой лежат интегрированные блоки (циклы). Интеграция предполагает разнообразные уровни взаимоотношений между элементами, в том числе и уровни, подобные тем, которые образуют комплекс, то есть комплекс, как некое образование, некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции.
В
это же время вопросами
В
дошкольной педагогике на
Таким
образом, в результате
Итак,
рассмотрев значимость
1.2 Комплексные
и интегрированные занятия.