Особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Методы диагностики на основе интегрированного подхода.
Цель изучения:
- выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных занятий изобразительного искусства и физического воспитания в МДОУ.

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретические основы интегрированного подхода к организации работы по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

1. История возникновения и развития интегрированного подхода к организации и развитию изобразительного творчества дошкольников.
1.2. Комплексные и интегрированные занятия. Общее и особенное.

1.3. Современные подходы к комплексному решению вопросов

развития изобразительного творчества у детей старшего
дошкольного возраста.

Глава II. Возможность и пути реализации изобразительного искусства и физической культуры в старшем дошкольном возрасте.

2.1. Анализ педагогического опыта воспитателей по проблеме интеграции изобразительного искусства и физического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

2.2. Взаимосвязь занятий по изобразительной деятельности и физической культурой в интегрированном обучении старших дошкольников.

2.3. Эффективность проведения интегрированных занятий по изобразительной деятельности и физическим воспитанием в старшем дошкольном возрасте.

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 63.66 Кб (Скачать файл)

- формирование  двигательных навыков и умений;

- развивать  способность совмещения двигательной  и познавательной деятельности.

- создание  здоровьесберегающего образовательного пространства для развития потенциалов личности воспитанников требует реализации системного личностно-ориентированного интегрированного подходов;

- реализация  этих подходов через введение  здоровьесберегающих технологий, возможно новый уровень развития качеств личности воспитанников и эффективность учебно-воспитательного процесса ДЮЦ;

- результативность  личностного роста воспитанников  и педагогов возможно обеспечивается интегрированными педагогическими технологиями.

2.3. Эффективность  проведения интегрированных занятий  по изобразительной деятельности  и физическим воспитанием в  старшем дошкольном возрасте.

   Был  разработан интегрированный блок, в который вошли разные виды  деятельности, в том числе изобразительная  деятельность и физическое воспитание. Они были объединены одной  темой «Спорт – это здоровье».  Были использованы конспекты  по изобразительной деятельности  типовой программы «Развитие»  Л.А. Венгера. На которых дети рисовали красками и углем «Борцов» и т.д. И их же лепили (приложение №9).

 

Интегрированный блок занятий по изобразительной  деятельности на тему: «Спорт – это  здоровье».

Цель: познакомить  детей с разными видами спорта их названиями и отличиями. Разработать  интегрированный блок для более  полного и доступного ознакомления с видами спорта.

   Интегрированный  блок разработан на использовании  многих средств эстетического  и физического воспитания включающий  разнообразные виды художественно  – творческой деятельности (игровой,  изобразительной, художественно-речевой).

                      Компоненты интегрированного блока:

   1. Художественно-речевая  деятельность. Рассматривание картины  «Виды спорта», где ведется  беседа по картинке, чтение стихов  о спорте и изучение стихотворения  «Зарядка» Агнии Барто. Дети с удовольствием рассматривали картинку и вспоминали знакомые стихи, но и рассказывали свои истории, произошедшие с ними во время занятий спортом.

   2. Познавательная  деятельность проходила по теме: «Какие виды спорта изображены  на картинке»; занятие проводилось  в виде беседы. Дети сделали  такие выводы: что виды спорта  разные, не похожи друг на друга,  но все они нужны для здорового  образа жизни.

   3. Изобразительная  деятельность: занятие по рисованию.  Тема: «Перетягивание каната», «Два  борца», «Виды спорта». Дети рисовали  и разукрашивали спортсменов.

   4. Игровая  деятельность: детям была предложена  дидактическая игра «Я - спортсмен»1, цель игры: закрыть большую карту,  маленькими карточками, соответствующими  данному виду спорта. Правила:  ведущий раздает игрокам по  одной большой карте или по  две с определенными видами  спорта. Маленькие карточки перемешивает  и кладет в коробку. Доставая  по одной карточке, ведущий показывает  ее детям и спрашивает: «Кому  нужна эта карточка?» При правильном  ответе игрок получает ее от ведущего и кладет на свою карту. Если овеет неверный, игроки продолжают искать правильный вариант. Побеждает тот, кто первый закроет свои карты.

   5. Изобразительная  деятельность: лепка на тему «Два  борца».

   6. Физкультурное  занятие на тему: эстафета «Спортландия» дети выполняют упражнения и задания со спортивным оборудованием.

   7. Познавательная  деятельность на тему: «Знакомство  с видами спорта и их атрибутами»;  здесь дети познакомились с  разными видами спорта, узнали, что  для каждого вида спорта есть  свой атрибут (для футбола –  футбольный мяч, для волейбола  – волейбольный мяч, для хоккея  – клюшка и шайба и т.д.).

   8. Речевая  деятельность тема: «Какой вид  спорта я люблю ». Дети рассказывали  о том, каким видом, где и  с кем, они занимались спортом.  Развивали связную и диалоговую  речь.

   9. Физкультурно - игровая деятельность: С детьми организовывались различные подвижные игры, игры проводились как по правилам, так и произвольные.

      После проведенного блока занятий  была организованна работа с  родителями. Родителям было предложено  совместно с детьми нарисовать  картину: «Как и где они занимаются  своим любимым видом спорта».  После чего все нарисованные  картины были представлены на  групповой выставке (приложение№9).

Используемая  литература для создания интегрированного блока:

   1. Программа  «Развитие» Л.А. Венгера.

   2. Журнал  «Дошкольное воспитание» июнь 2010№12(276)

 

   3.3.  Содержание контрольного этапа  эксперимента.

   Данная  программа была апробирована  на базе Ивановского  ДОУ  «Улыбка» с сентября 2010 г. по  февраль 2011 г.; в эксперименте  принимали участие 20 детей старшей  группы.

   Конечно,  для полной реализации поставленных  задач необходимо более длительное  время. Но и за пять месяцев  видны значительные результаты, особенно в ходе реализации  таких направлений, как развитие  творческой активности, заинтересованности  и обучение рисованию на интегрированных  занятиях. Для детей наиболее  интересным оказалась возможность  знакомства использования различных  материалов в работе и возможность  творить, самостоятельно применять  полученные знания, умения и придумывать  нечто свое, новое. Как наиболее  удивившими и более понравившимися  следует назвать эстафету «Спортландия».

    Контрольный  эксперимент проводился в марте  2011 года и дублировал методы  сбора и анализа информации  констатирующего эксперимента.

    Цель: выявить уровень развития художественных  способностей и сравнить с  результатами констатирующего эксперимента.

    В  ходе контрольного эксперимента  были получены результаты, которые  можно проследить в диагностике  по методике «Цветограмма»  А.Н.Лутошкина. На каждого ребенка, а также в сводной таблице результатов и диаграмме (приложение №7). Так как времени на эксперимент было мало, сроки диагностики не совпадают с таблицей «Сетка распределения занятий проводимых на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности, в рамках учебно-воспитательного процесса  в старшей группе «Сказка»».  У детей было выявлено среднее и высокое эмоциональное самочувствие, положительное отношение к занятиям.  У детей заметна положительная динамика, дети более эмоциональны, веселы, подвижны на интегрированных занятиях. Родители стали замечать, что дети рассказывают об этих занятиях с восторгом, и те дети, которые никогда не рассказывали о занятиях, тоже стали рассказывать про них.

                                       Вывод ко II главе.

Изучение  опыта работы воспитателей в изучаемой  проблеме позволяет сделать выводы, что проблема эта в настоящее  время находится в стадии разработки, ищутся новые пути ее решения, новые  подходы к пониманию путей  интеграции изобразительного искусства  и физического воспитания в МДОУ.  Многие воспитатели разрабатывают  методики проведения таких занятий, опробируют  их на своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень неплохие результаты.

В программных материалах по изобразительному искусству Т.С. Комаровой  и Т.Г. Казаковой есть много моментов сочетания  изобразительного искусства и физического  воспитания, причем эти программы  позволяют проводить интеграцию курса изобразительного искусства  с курсом физического воспитания в МДОУ. Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные  нами программные материалы. Многие темы курса изобразительного искусства  совпадают с темами курса физического  воспитания по своим целям, что говорит  о возможности их интеграции.

Заключение.

   Целью  проведенного исследования было - выявление эффективности и целесообразности  использования интегрированных   занятий  изобразительного искусства   и физического воспитания в  МДОУ.

   Для  достижения данной цели была  изучена и проанализирована  литература  по данной теме: работы педагогов,  психологов, искусствоведов. На основе  проделанной работы, можно сделать  следующие выводы:

  - необходимость  межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии;

  -  обучение  должно быть построено таким  образом, чтобы формировать у  детей способность воспроизводить  ранее усвоенные знания для  лучшего запоминания нового материала;

  - систематическое  развитие педагогически целесообразных  взаимодействий между разделами  образовательной программы изобразительного  искусства и физического воспитания  – одно из необходимых условий  развития комплекса художественных  и физических способностей у  дошкольников;

  - восприятие  изобразительного искусства через  физические упражнения носит  схожую природу и дополняет  друг друга;

  - исходя из проанализированных передовых работ воспитателей многие из них используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

  - образовательные  программы по изобразительному  искусству и физическому воспитанию  позволяют в полной мере использовать  данный тип интеграции в образовательном  процессе старших дошкольников;

  - интеграция  изобразительного искусства и  физического воспитания в старшем  дошкольном возрасте на практике  используется не в полной мере, так как для этого многие  воспитатели недостаточно подготовлены  в научном и методическом плане,  что в свою очередь требует  более глубокой методической  проработки интегративных процессов  между курсами изобразительного  искусства и физического воспитания  в МДОУ.

Таким образом, тема курсовой работы «Особенности развития изобразительного творчества детей  старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода» была раскрыта, а поставленная цель  была достигнута, и задачи:

-  показать  значимость такого типа интеграции;

- выявить  возможность данного типа интеграции, в дошкольной практике исходя  из содержания дошкольных программ, были решены.

 

                             Список использованной литературы.

1. Алямовская Вера. Физкультура в детском саду. Дошкольное образование №3/2005

2. Борисова  Е. Развиваем творческие способности  старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. с. 2.

3. Берсенева Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 70.

4. Белова  Е. Потенциальные возможности  наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.

5. Ветлугина  Н.А. Педагогические условия формирования  художественной самостоятельной  деятельности // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 1. - С.35-45.

6. Воскресенская  В. Создаем развивающую среду  сами. // Дошкольное воспитание. №  1. 2004. с. 77.

7. Выготский  Л.С. «Психология искусства»  1968 г.

8. Выготский  Л.С. Избранные психологические  произведения. М., 1956.

9. Выготский  Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997.

10.  Григорьев   Г.Г. Развитие дошкольника в  изодеятельности, М.,2000.

11. Журнал  «Дошкольное образование» июнь 2010 №12

12. Закон  РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1

13.  Казакова  Т.Г.: Теория и методика развития  детского изобразительного творчества. Владос, 2006г.

14. Комарова  Т.С. Савенков А.И. Коллективное  творчество детей. Учебное пособие.  М.: Российское педагогическое агенство, 1998.

15. Методика  обучения изобразительной деятельности  и конструированию (под.ред. Т.С.Комаровой). М., 1990/91.

16. Крупская  Н.К. Программы ГУСа для школ I ступени. Собрание сочинений, М., 1959 г.

17.  Павлов  И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

18. Саккулина  Н. П., Комарова Т.С. Изодеятельность в детском саду. М., 1982г.

19. Сеченов  И.М.  Теоретико-познавательный трактат  «Элементы мысли».  1878г.

20.  Соломенникова О. О парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. с. 9.

21.  Страунинг А. Методы активизации творческого мышления.// Дошкольное воспитание. - № 4.- 1997г.

22. Типовая  программа «Развитие» Л.А. Венгера.

23. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.

24.  Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

25. Энциклопедический  словарь.


Информация о работе Особенности развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе интегрированного подхода