Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа
Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.
Введение
1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература
Введение
Литература
Приложения
Основы советской дошкольной психологии заложены Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевьм, С. Л. Рубинштейном, Б. Г. Ананьевым и другими выдающимися психологами нашей страны. Неоценимый вклад в изучение психики ребенка-дошкольника и закономерностей ее развития внесли А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, их сотрудники и ученики.
Итог
многочисленных теоретических и
экспериментальных
К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам. Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает поэтому организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата.
Для
того чтобы ребёнок хорошо учился в школе,
необходимо, чтобы за время дошкольного
детства его мышление достигло определённого
уровня развития. Ребёнок должен прийти
из детского сада в школу с интересами
к приобретению новых знаний, с запасом
элементарных понятий об окружающей действительности,
с простейшими навыками самостоятельной
умственной работы. Если детский сад не
подготовит детей в этом отношении, они
испытывают большие трудности, придя в
школу, в особенности на первых этапах
школьного обучения.
I. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Рассмотрим общую характеристику познавательных процессов. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку: намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности; проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение; предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих особенностях человека, то также имеют ввиду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов - чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Отсюда следует вывод, что уровень развития познавательных возможностей зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но и в большой степени от характера воспитания ребенка в семье, школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.
Рассмотрим механизм познавательной деятельности. Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов познавательных процессов. Но в каждом действие один из процессов является главным, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие познавательные процессы как восприятие, память или мышление. В процессах запоминания и заучивания участвует мышление в сложном единстве с речью, и кроме того, они являются волевыми операциями.
Какие же закономерности развития познавательных процессов? Это индивидуальное свойство личности. В этом развитии проявляется неравномерность развития разных видов чувствительности. Наглядным примером может послужить тот факт, что запоминание напрямую зависит от способа заучивания (зрительное, слуховое, кинестетически-двигательное) - для одних эффективнее увидеть, другим услышать, а третьим проговорить. Осуществляясь в различных видах деятельности, психические процессы в ней же и формируются. Факторы развития познавательных процессов: совершенствование чувственного восприятия человека связано прежде всего с развитием умений по использованию своих сенсорных аппаратов в результате упражнений. Т.е. мы путем регулярных тренировок можем развить в себе каждый из познавательных процессов, даже если он был у нас очень слабо развит.
Существенную
роль для развития познавательных процессов
сыграет умение правильно истолковать
полученные из окружающего нас мира чувственные
данные. А это напрямую связано с общим
интеллектуальным развитием человека.
Основное развитие памяти происходит
в младшем школьном возрасте, когда непроизвольное
запечатление превращается в организованный
процесс заучивания. Такой процесс требует
волевых усилий, а это значит, что одним
из факторов развития познавательных
процессов является развитие волевой
сферы личности (силы воли). Для развития
воображения, например, необходимо постоянное
расширение и обогащение кругозора, опыта
человека. Мыслительные процессы развиваются
в той или иной деятельности, а, следовательно,
фактором их развития являются практические
умения и навыки по выполнению этой деятельности.
II. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пуст даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные – звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим внимание. Развитие производного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть стол. И малыш сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как красиво он расставляет приборы, и волевых усилий для поддержки внимания уже не требуется.
Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Итак, сформулируем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
-
значительно возрастает его
-
складываются элементы
-
внимание становится
-
появляются элементы
Развитие
внимания непосредственно зависит
от позиции взрослого в общении
с малышом, а также от того, как
он организует деятельность ребенка. В.А.
Сухомлинский писал: «Внимание маленького
ребенка – это капризное «
Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.
На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Хочется подчеркнуть, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Воспитатель направляет движение малыша с помощью слова или указательного жеста: «Посмотри, послушай, потрогай». Он учит ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещает перед ним серию картинок, которые отражают последовательность одевания. Ребенок, переходя от одной картинки к другой, выполняет соответствующие действия и проверяет себя. Так облегчается переключение, возрастает устойчивость внимания, которое превращается в произвольный опосредованный процесс. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении к предмету, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит дошкольника к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать». Использование игровых ситуаций, установление связей между разными видами деятельности облегчает переход от одной деятельности к другой.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новые видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников