Особенности развития познавательных процессов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Содержание работы

Введение

1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Особенности развития познавательных процессов у дошкольников1.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

    2.5.Особенности  развития воображения  в дошкольном возрасте

     Воображение дошкольника отличается от воображения  взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Почти на протяжении всего дошкольного возраста у детей отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать.

     На  первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим  функцию опоры. Постепенно необходимость  во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения.

     В возрасте 5 лет появляются мечты  о будущем. Они ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

     Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего  мира.

     Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

     Растущая  познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью  воображения. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может быть.

     Сформулируем  особенности развития воображения  в дошкольном возрасте:

     - воображение приобретает произвольный  характер, предполагая сознание  замысла, его планирования и  реализации;

     - оно становится особой деятельностью,  превращаясь в фантазирование;

     - ребенок осваивает приемы и  средства создания образов;

     - воображение переходит во внутренний  план, отпадает необходимость в  наглядной опоре для создания  образа;

     - возникновение и развитие воображения  – социально обусловленный процесс. 

    2.6.Особенности  развития мышления  в дошкольном возрасте

     В дошкольном возрасте мышление опирается  на представления. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим  за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

     Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие  вопроса свидетельствует о проблемности мышления. У дошкольника вопросы  приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.

     Дошкольник  ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и  назначением объекта.

     Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Дошкольник строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления.

     Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и  обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая – отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость. Вторая – несформированность способов умственной деятельности. Третья – недостаточная критичность мышления. Для рассуждений характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда умозаключение делается путем движения рассуждения от частного к частному, минуя общее.

     В конце дошкольного периода у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

     Формирование  у ребенка качественно нового мышления связано с освоением  мыслительных операций. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

     У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию  объективно более существенных для  предмета признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять существенные признаки.

     Развитие  мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.

     Сформулируем  особенности развития мышления в  дошкольном возрасте:

     - ребенок решает мыслительные  задачи в представлении, мышление  становится внеситуативным;

     - освоение речи приводит к развитию  рассуждений как способа решения  мыслительных задач, возникает  понимание причинности явлений;

     - детские вопросы выступают показателем  развития любознательности и  говорят о проблемности мышления  ребенка;

     - появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

     - ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

     - возникают попытки объяснить  явления и процессы;

      - экспериментирование возникает  как способ, помогающий понять  скрытые связи и отношения,  применить имеющиеся знания, пробовать  свои силы;

     - складываются предпосылки таких  качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

     3.1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования

     «Истоки способностей и дарования детей  на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» утверждал В.А.Сухомлинский [3; с.56]. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

     Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет  свое стремление к познанию окружающего  мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень  этого познания. Чем более развито  у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.

     В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения  не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.

     Ребенок успешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование  растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.

     Знакомство  детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.

     На  занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание, создаются большие возможности для развития познавательных способностей ребенка. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

     На  занятиях изодеятельностью формируются  и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность.

     Кроме того, занятия рисованием дают дополнительную возможность расширить кругозор ребенка. При знакомстве с формой и величиной предмета ребенком усваиваются  различные отношения между предметами. В ходе рассматривания картин на искусствоведческих занятиях ребенок узнает много нового учится устанавливать причинно - следственные связи. Таким образом развивается его мыслительные способности, формируется интерес к окружающему. Но в настоящее время, в детском саду наблюдается формальное отношение к проведению занятий по изодеятельности, в частности рисования. Показ предмета происходит порой без привлечения нужной наглядности, дети рассматривают предмет не полностью, поверхностно, таким образом, нарушается представление детей об окружающем мире. Именно поэтому мы бы хотели более подробно рассмотреть процесс формирования познавательных способностей дошкольников на занятиях по рисованию.

     Объектом  исследования является процесс развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

     Предметом исследования являются приемы развития познавательных способностей детей  дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

     Цель: Создание и апробирование программы  развития познавательных способностей дошкольников на занятиях по рисованию

     В основу исследования была положена следующая  гипотеза: мы предположили, что развитие познавательных способностей должно рассматриваться  не как стихийный процесс а  как формируемое явление, углубить и расширить которое можно  на занятиях по рисованию.

     В соответствие с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

     1. Изучить психолого - педагогическую  литературу по данному вопросу;

     2. Изучить уровень развития познавательных  способностей дошкольников.

     3. Разработать и апробировать комплекс  занятий по рисованию, направленных на развитие мышления.

Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников