Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа
Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.
Введение
1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература
2.5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Почти на протяжении всего дошкольного возраста у детей отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения.
В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.
Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может быть.
Сформулируем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
-
воображение приобретает
-
оно становится особой
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
-
воображение переходит во
-
возникновение и развитие
2.6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Рассуждение
начинается с постановки вопроса. Наличие
вопроса свидетельствует о
Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта.
Понимание
причинности говорит о
Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая – отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость. Вторая – несформированность способов умственной деятельности. Третья – недостаточная критичность мышления. Для рассуждений характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда умозаключение делается путем движения рассуждения от частного к частному, минуя общее.
В конце дошкольного периода у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.
Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.
У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять существенные признаки.
Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия.
Сформулируем особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
-
ребенок решает мыслительные
задачи в представлении,
-
освоение речи приводит к
-
детские вопросы выступают
- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
-
складываются предпосылки
III. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» утверждал В.А.Сухомлинский [3; с.56]. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Рисование
популярно среди детей
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.
Ребенок
успешно овладевает письмом, если но
умеет производить рукой
Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на уроках математики в 1 классе.
На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание, создаются большие возможности для развития познавательных способностей ребенка. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
На
занятиях изодеятельностью формируются
и закрепляются умения и навыки,
необходимые в учебной
Кроме
того, занятия рисованием дают дополнительную
возможность расширить кругозор
ребенка. При знакомстве с формой
и величиной предмета ребенком усваиваются
различные отношения между
Объектом исследования является процесс развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются приемы развития познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Цель: Создание и апробирование программы развития познавательных способностей дошкольников на занятиях по рисованию
В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы предположили, что развитие познавательных способностей должно рассматриваться не как стихийный процесс а как формируемое явление, углубить и расширить которое можно на занятиях по рисованию.
В соответствие с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по данному вопросу;
2.
Изучить уровень развития
3.
Разработать и апробировать
Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников