Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа
Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.
Введение
1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература
3.2.Описание диагностической программы исследования
Экспериментальное изучение уровня развития познавательных способностей дошкольников и влияния занятий по рисования на порцесс их формирования проводилось в течение полугода в старше - подготовительной группе.
В констатирующем этапе эксперимента участвовало 20 детей 5-7 лет. На данном этапе использовались следующие методики:
1.
Невключенное наблюдение за
2. Беседа с детьми на тему «Окружающие меня предметы: какие они?» По результатам эксперимента была отобрана экспериментальная группа в составе 10 человек. Возраст детей 5-7 лет.
В
процессе наблюдения мы наблюдали за
проявлением у детей
Данное задание оценивалось по следующей схеме:
Высокий уровень: ребенок использует в играх, повседневной жизни полученные знания; пытается узнать новое; применяет экспериментирование (3 балла).
Средний уровень: ребенок использует в играх, повседневной жизни полученные знания, не стремится узнать новое, довольствуется рассказом воспитателя; (2 балла)
Низкий уровень: ребенок не использует экспериментирование, задает вопросы репродуктивного характера (1 балл)
В результате проведения данной методики было установлено, что дети в основном используют в повседневной жизни лишь репродуктивные методы познания окружающего мира (Таблица 1). Таким образом, данная методика позволила установить, что познавательные способности детей выражены не ярко.
Таблица 1
|
В беседе в ходе исследования были попытки получить ответы на следующие вопросы:
1. Какой формы предметы тебе больше всего нравятся?
2. Почему?
3. Тебе нравится рисовать?
4. Что ты любишь рисовать? Почему?
5. Как можно узнать что - то новое?
Ключевым в нашей беседе был последний вопрос, и вызвал у детей наибольшее затруднение. Дети в основном отвечали, что можно спросить у воспитателя.
Никто из детей не ответил, что можно узнать это (новое) самому с помощью простейшего экспериментирования, попытки прочитать (стимул к обучению грамоте), рассмотреть внимательнее заинтересовавший предмет, выяснить его назначение.
Данное задание оценивалось по следующей схеме:
Высокий уровень: Ответы развернутые полные, последний вопрос освещен полностью (3 балла).
Средний уровень: затруднения в последнем вопросе, стандартный ответ (2 балла).
Низкий уровень: затруднения с ответами (1 балл).
В результате проведенной методики нам удалось выявить, что дети крайне слабо представляют себе как можно познать что - то интересное и новое. Это задание вызвало серьезные затруднения у большинства детей (Таблица 2).
Таблица 2 Беседа на тему «Окружающие меня предметы: какие они?»
|
В результате проведенного исследования мы выявили, что познавательные способности детей выражены крайне слабо, дети в основном действуют шаблонно, по заранее проторенному пути. При решении поставленных задач, ищут поддержку у взрослого, не дают себе труда подумать, поискать решение самому. Проявляют низкий интерес к окружающему.
3.3. Описание коррекционно-развивающей программы исследования
Основными задачами формирующего эксперимента являлось:
1.
Повышений познавательных
2. Формирование умения выражать свой познавательный интерес;
3. Воспитывать стремление познать окружающее более глубоко.
В ходе формирующего эксперимента мы провели цикл из 10 занятий с детьми старшего дошкольного возраста который назвали «Я ПОЗНАЮ МИР». В процессе занятий мы наблюдали за реакцией и проявлениями детьми. Мы заметили, что занятия по рисованию вызывают у детей более глубокий интерес чем раньше. На занятиях использовали большое количество наглядности, музыкальные произведения, стихотворения русских поэтов. К концу реализации нашей программы мы обратили внимание на то, что дети стали более восприимчивы к окружающему миру, проявляли интерес к предметам.
Занятие 1.
Лес, точно терем расписной
(коллективная картина для украшения группы)
Цель. Вызвать в памяти детей картины осенней природы. Побуждать передавать их с помощью доступных им средств выразительности (цвета, формы и т. п.).
Материал. Гуашь.
Ход занятия. Воспитатель напоминает детям о том, как они любовались красотой осенней природы в лесу, вдыхали аромат прелой листвы, слушали шуршание падающих листьев и т. д. Читает отрывки из стихотворения И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят, в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной О Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Выражает сожаление по поводу того, что осенняя пора заканчивается и скоро на смену ей придет зима. И чтобы подольше сохранились воспоминания о красоте осени, предлагает детям запечатлеть их в рисунках, а затем сделать общую картину для украшения группы.
После того как дети выразят согласие, воспитатель предлагает им поделиться Л> своими планами относительно будущего изображения. Радуется их находкам, помогает что-то уточнить, конкретизировать.
Предлагает решить, какими изобразительными материалами они намерены работать: писать красками или рисовать карандашами, цветными восковыми мелками.
Обращает внимание на необходимость использования широкой палитры цветов и оттенков. Напоминает строки из поэтических произведений, в которых описано буйство осенних красок.
В процессе работы воспитатель помогает детям наиболее полно выразить в рисунке возникшие у них образы осенней природы, поощряет декоративность, стилизацию, условность в изображении. Например, если ребенок выразил желание изобразить дерево с лиловой листвой, педагог помогает отобрать и правильно смешать краски, чтобы получить задуманный цвет. По окончании занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает работы. Восхищается неожиданным цветовым решением, выражает удовлетворение по поводу тонко подмеченной и переданной в рисунке формы, пропорций, строения деревьев, цветов, кустарников. Затем предлагает детям объединить их рисунки в одну общую картину. Обсуждает размеры и форму рамы. Решает, какого она будет цвета, как оформлена. При наличии большого количества рисунков с одинаковым содержанием и близких по размеру, часть их может быть использована для украшения рамы.
Педагог предлагает перенести работу по оформлению картины на вторую половину дня.
Занятие 2. Во саду ли, в огороде
Цель. Побуждать детей доступными им средствами выразительности изображать те фрукты, которые для каждого ребенка наиболее интересны или эмоционально значимы.
Материал. Гуашь, листы бумаги разного формата и цвета. Репродукция натюрмортов с изображением фруктов.
Ход занятия. Показывая детям репродукции натюрмортов, воспитатель рассказывает, что художники всегда любили изображать красивые фрукты. Так, армянский художник Мартирос Сергеевич Сарьян изображает фрукты без мелочной детализации. «Чем меньше линий, тем выразительнее рисунок»,— считал он.
Педагог обращает внимание детей на силу и выразительность мазка художника. С помощью его Сарьян одновременно выявляет и подчеркивает и форму, и цвет. В натюрморте «Виноград» (1911 г.) мы чувствуем спелость тугих, наполненных соком ягод. На них как бы лучиками солнца застыли короткие светлые мазки, а кисть с крупными удлиненными ягодами овальной формы «оживает» благодаря длинным мазкам более светлого тона.
При этом педагог должен обязательно подчеркнуть, что не следует копировать манеру художника, а надо каждому подумать, какие фрукты ему нравятся, и изобразить их так, чтобы было понятно, что нарисовано.
Во время работы педагог старается побеседовать с каждым ребенком. Первые эскизы в большинстве случаев могут оказаться неудачными. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям получить положительный результат, но при этом в изобразительной манере каждого найти такие стороны, которые позволят получить интересную индивидуальную работу.
Если задача декоративного обобщения, стилизации требует значительных условностей в изображении, дети могут свободнее пользоваться цветом. Например, зеленые листья винограда, тополя, рябины, яблони в декоративном рисунке могут быть самых разнообразных цветов — синего, желтого, фиолетового, черного, белого и т. п. В такой же цвет могут быть окрашены и плоды яблони, вишни, слив и других растений.
Занятие 3. Яблоня
Цель.
Формировать заинтересованное отношение
к общему продукту совместной деятельности.
Упражнять в изображении
Материал. Наборное полотно с изображением дерева. Несколько игрушечных зайцев, гуашь.
Ход занятия. Рассматривание с детьми листьев на деревьях и кустарниках, растущих на участке детского сада, яблок. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».
Воспитатель напоминает детям сказку про зайца и яблоки и говорит, что сегодня они узнают ее продолжение.
Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников