Особенности развития познавательных процессов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Содержание работы

Введение

1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Особенности развития познавательных процессов у дошкольников1.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

     «Заячьей  семье очень понравилось яблоко, которое принес папа-заяц, но каждому  достался только маленький кусочек, и все попросили его сходить  и принести еще яблок.

     Папа-заяц взял большой мешок, предложил двум старшим зайчатам взять по маленькому мешку, и втроем отправились в лес. Они весело шли по лесу, и зайчата все время спрашивали, скоро ли они увидят волшебную яблоню.

     — Вот она, наконец,— сказал папа-заяц. Но тут он посмотрел на яблоню и  испугался. Яблоня стояла вся черная и засохшая. Ни листьев, ни яблок на ней не было, а многие ветки обломились.

     — Где же яблоки? — спросили зайчата.—  Что случилось с бедной яблоней? А мы разве не знаете — удивился дятел.- Пошел ядовитый дождь, листья и яблоки сразу почернели и съежились, веточки засохли, и на яблоне теперь больше ничего не будет расти.

     Зайцы очень расстроились. Они жалели красивое дерево, и им очень хотелось вернуться  домой с яблоками.

     — Слушай, дятел,— сказал папа дятел - неужели нельзя помочь бедной яблоне ?

     Помочь  можно,— ответил дятел. - но только очень трудно. Вы должны найти детей, которые нарисуют для яблони много красивых листьев и яблок, и тогда она оживет.

     — Где же нам найти таких детей? — закричали зайчата.

     — Не знаю,- застучал дятел,— в лесу их нет»,

     Воспитатель спрашивает детей: «Где же зайчикам найти помощников?» Если они не отвечают, предлагает помочь зайчикам и оживить яблоню.

     Воспитатель: «Сможет каждый из вас нарисовать листья и яблоки для всего дерева?»  Как правило, дети понимают, что одному такую работу не сделать, и отвечают: «Мы все вместе будем рисовать».

     После того как дети выразили готовность «оживить» дерево, воспитатель раздает  им по одному листу из наборного  полотна. Таким образом, у каждого  ребенка оказывается изображение  части дерева, на котором он должен нарисовать листья и яблоки. Педагог предлагает вспомнить, как выглядят листья яблони, яблоки, и нарисовать их.

     По  мере завершения работы отдельными детьми, воспитатель прикрепляет их рисунки  в соответствующее место на наборном полотне. Если работы нуждаются в  более длительном просушивании, наборное полотно нужно положить горизонтально на стол и вставлять рисунки в таком положении.

     В заключение педагог спрашивает, ожило  ли дерево и кто это сделал. Занятие 4.

     Рассматривание  и сравнение репродукций картин художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.О. Остроухова «Золотая осень»

     Программное содержание. Формировать представления  детей о пейзажной живописи. Учить  их выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и  различие в манере исполнения, использования  выразительных средств, в содержании. Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки. Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображение на картине. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

     Предварительная работа. Экскурсия в парк осенью. Беседа об осени. Чтение произведений: И. Соколов-Микитов. «Листопадничек», А. Твардовский. «Лес осенью», А. Н. Майков. «Осень» (отрывок). Рассматривание репродукции  картины И. И. Левитана «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осеннего пейзажа. Пение песен. Загадывание загадок. Рисование на тему «В осеннем парке».

     Методические  приемы. Кратко рассказать детям о  художнике-пейзажисте И. С. Остроухове. Показать его картину «Золотая осень».

     Вопросы: «Как вы думаете, какой период осени  изобразил художник? Можно /~^ ли сказать, в каком месяце была написана эта  картина? Почему вы так думаете? Где  побывал художник, чтобы изобразить эту картину? Почему художнику захотелось нарисовать именно это место? Какое состояние осенней природы отразил художник? Что еще говорит о покое и тишине? Какие краски использовал художник для своего рисунка? Каких красок больше? Как бы вы назвали картину?»

     Предложить  детям рассмотреть картину художника И. И Левитана «Золотая осень». Сравнить две картины.

     Вопросы: «Какой период осени изобразил Левитан  на этой картине? Одинаковые ли краски использовали оба художника? Можно  ли определить в картинах, какое  время дня изобразили художники? Как вы это определили? Одинаково ли изображено состояние природы? Как отразили художники в своих картинах состояние природы? В каком из двух уголков природы, изображенных этими художниками, вы хотели бы побывать? Почему? Какое музыкальное произведение напоминает вам эти места, время осени?»

     Целесообразно прослушать произведение П. И. Чайковского  «Октябрь. Осенняя песня».

     Предложить  детям внимательно посмотреть на картины и подумать, какое стихотворение хорошо передает содержание картин.

     Спросить  детей, что они могут сказать  об осени, осенних деревьях, небе и т. д., что общего в природе, изображенной на картинах, и той, что они наблюдали на прогулке и экскурсии.

     Выяснить  у детей, какой осенний пейзаж они хотели бы изобразить, если были бы художниками. Как его изобразили бы, какими красками?

     Заключительное  слово воспитателя: чтение отрывка  из стихотворения А. С. Пушкина «Осень» («Унылая пора! Очей очарованье!..»). Подчеркнуть, что осень — прекрасная пора, очень красиво сказал о ней поэт. Спросить детей, какие чувства вызвали у них картины об осени.

     Занятие 5. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ  И. Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ»

     Программное содержание. Продолжать знакомить детей  с картинами ху-дожника И. Э. Грабаря, формировать представления о  пейзажной живописи, учить эмоционально откликаться на нее, выделять средства выразительности: колорит, композицию, линию — и средства, с помощью которых художник передает настроение. Учить детей использовать в рассказах стихотворные выражения. Воспитывать интерес к пейзажной живописи. «^ Активизировать в речи детей использование эпитетов, сравнений.

     Предварительная работа. Рассматривание деревьев на участке  детского сада зимой. Экскурсия в  рощу, парк. Чтение рассказов и стихотворений  о зиме (в феврале).

     Методические  приемы. Предложить детям вспомнить, какие картины И. Э. Грабаря они уже рассматривали. Показать им новую картину «Февральская лазурь» (название пока не говорить).

     Вопросы: «Где однажды побывал художник? Что  привлекло его внимание? Какое  чувство вызвала эта природа  у художника? Где и как он выразил это в картине? Как вы думаете, в какое время года рисовал художник эту картину? Можно ли определить, в какой месяц зимы? Какие краски поразили художника? Как он изобразил деревья (снег, небо)? Какое чувство вызывает у вас картина?»

     Предложить детям представить себя в этом лесу, что бы они услышали.

     Прочитать стихотворение С. Есенина «Поет  зима — аукает...».

     Вопросы: «Какие строчки больше всего говорят  о состоянии леса в этой картине? Кто хочет рассказать нам об этой картине? (Рассказы 2—3 детей.) Что больше всего вам понравилось в этой картине?»

     Занятие 6. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН В. Н. БАКШЕЕВА «ГОЛУБАЯ ВЕСНА» и К. Ф. ЮОНА «МАРТОВСКОЕ СОЛНЦЕ»

     Программное содержание. Путем сравнения показать детям, как художники по-разному  передают весну. Учить находить общее и различное в содержании и выразительных средствах произведений живописи. Учить понимать чувства, переданные художником в картине. Закреплять умение грамматически правильно строить предложения, использовать в рассказах эпитеты, сравнения, строчки стихов. Развивать способность понимать, чувствовать прекрасное.

     Предварительная работа. Прогулки с детьми ранней весной в рощу. Наблюдение явлений, характерных  для наступления весны. Беседы с  детьми о весне. Рассматривание иллюстраций  о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пение песен о весне.

     Методические  приемы. Рассматривание с детьми двух картин, изображающих наступление весны. Сообщить название картин («Мартовское  солнце» и «Голубая весна»).

     Вопросы: «Какое время года изобразили оба художника? Какой период весны? Как вы догадались, что это начало весны? Какие краски преобладают в обеих картинах? Почему? Одинаково ли художники изобразили деревья? Если смотреть на деревья, то какие признаки пробуждения природы можно заметить? Где побывали художники? Почему у художника К. Ф. Юона так хорошо видны тени на снегу? Что говорит еще о том, что день солнечный? Можно ли так же сказать и о картине В. И. Бакшеева? Как передали художники небо? Какими красками? Чем отличаются эти картины? Каким настроением проникнута картина «Мартовское солнце», а «Голубая весна»? Какое настрое-

     ние было у художника? Какое у вас  настроение вызывают эти картины? Какая  картина вам понравилась больше? Почему?»

     Рассказ педагога: «А мне, дети, больше понравилась картина «Голубая весна» (или назвать только автора этой картины). В этой картине очень хорошо передано весеннее пробуждение природы в березовом лесу. Здесь теплый и ^ душистый воздух. Снега нет, земля почти просохла. Пахнет только прелым листом. Кое-где пробивается зеленая трава. Кругом раздается пение птиц. Причудливо смотрятся на голубом фоне неба ажурные с распустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет. От берез тянутся голубовато-лиловые тени. Все наполнено теплым светом весеннего ' ' солнца. Какую радость вызывает это пробуждение природы! Особенно мне понравились березы. Они как будто растут у нас на глазах, стремятся вверх. Березы расположены как бы в линию. И хочется сказать словами А. Блока:

     О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!

     Какие строки вам напоминают эти картины? Какую музыку хотелось бы послушать, глядя на эти картины?» (Можно  прослушать произведение П. И. Чайковского  «Весна» из альбома «Времена года».)

     Занятие 7. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ВЕСНА — БОЛЬШАЯ ВОДА»

     Программное содержание. Показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту, выраженную в живописи. Продолжать учить рассматривать картину, правильно понимать ее содержание. Поощрять самостоятельность, творческую активность. Воспитывать интерес к произведениям живописи.

     Активизировать  слова: весеннее половодье, талая вода, разлив.

     Методические  приемы. Чтение стихотворения о весне. Вступительная беседа педагога: «Дети, а сейчас мы посмотрим, как художник И. И. Левитан в своем произведении «Весна — большая вода» рассказал о весне. Еще совсем недавно все было белым-бело, завалено снежными сугробами. Река была скована льдом. Но вот сквозь облака все чаще стало проглядывать солнце. Взгляните на § картину».

     Вопросы: «Какое время года изображено на картине? По каким признакам мы видим, что  это весна? Кто знает, как называется явление природы, которое изобразил художник? (Половодье, разлив.) А кто скажет, почему вода, кажется голубого цвета? (Небо отражается в ней.) Что еще можно сказать о воде, глядя на картину? (В ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная.) А какими отражаются березы и осины? Глядя на это произведение можем сказать, в какой день художник рисовал картину: в солнечный или ненастный? А как вы узнали, что день ясный?

     Дети,  посмотрите внимательно на картину  и  скажите,  какими красками пользовался  художник, рисуя эту картину. (Неяркими, размытыми, акварелью.)

     Какое настроение передано в картине?»

     Уточнение педагога: «В картине показана ранняя весна, разлив талой воды; оживает природа,  и художник запечатлел этот миг.  Кажется,  все застыло, остановилось, замерло. Это последняя картина художника. Он ее писал, когда был сильно болен и радости в душе у него уже не было. Дети, а как бы вы назвали эту картину?»

     Занятие 8. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ  А. К. САВРАСОВА «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»

     Программное содержание. Учить детей понимать основную мысль произведения, углубить впечатления, связанные с приходом весны. Учить видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств (композиция, перспектива, сочетание красок и их тонкие переходы, колорит). Продолжать развивать связную речь. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников