Особенности развития познавательных процессов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Содержание работы

Введение

1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Особенности развития познавательных процессов у дошкольников1.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

     Развитие  всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения  языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

     В развитии звуковой стороны речи выделяет формирование фонематического слуха  и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

     В развитии словаря дошкольника наблюдаются  значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень  важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объединяет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный – это тот, кто не делится игрушками, добрый – тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты с которыми он постоянно действует.

     В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи  и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач.

     Итак, сформулируем особенности развития речи в дошкольном возрасте:

     - речь отрывается от конкретной  ситуации, теряет ситуативность,  превращаясь в универсальное средство общения;

     - появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

     - ребенок постигает законы родного  языка в процессе действий  со словом;

     - ребенок учится излагать свои  мысли связно, логично, рассуждения  превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

     - Развивается регулирующая функция  речи, которая выражается в понимании  литературных произведений, подчинении  инструкции взрослого;

     - Складывается планирующая функция  речи, когда она начинает предварять  решение практических и интеллектуальных  задач;

     - Возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной  единицы, что создает возможность  сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

     - складывается понимание форм  языковой деятельности;

     - речь становится особым видом  произвольной деятельности, формируется  сознательное отношение к ней;

     - Речь превращается в особую  деятельность, имеющую свои формы:  слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

     - завершается процесс фонематического  развития: ребенок правильно слышит  и произносит звуки, возникают  предпосылки для освоения грамоты.

    1. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте

     В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.  Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник.

     В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная  и исполнительская части. Ориентировочная  часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

     Дошкольник  в ходе рассмотрения решает разнообразные  задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в  нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами, создает образ незнакомого предмета.

     Возрастает  любознательность ребенка. Увеличивается  число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах. Он замечает не только то, что снег белый и холодный, но и то, что он тает в тепле, в цвет его меняется в зависимости от времени суток, погоды, времени года.

     Наблюдение  у дошкольника превращается в  своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем.

     У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет  осознать ее и спланировать последующий  процесс. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. При восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных предметов.

     Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов.

     Сенсорные эталоны – это представления  о чувственно воспринимаемых свойствах  объектов. Эти представления характеризуются  обобщенностью, так как в них  закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и прочее. Формирование более обобщенных представлений о пространстве обеспечивает способность ребенка определить направления не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий. А речевые акты, освобождаясь от первоначальной связи с действиями тела и рук, приобретают ведущее значение, переносятся во внутренний план, т.е. развиваются как процессы внутренней речи.

     Слушая  литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он должен их представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

     В раннем возрасте ребенок нередко  смешивает изображенную и реальную действительность. Поэтому он пытается сорвать нарисованные цветы. Такие попытки говорят о том, что рисунок еще не стал для него заместителем реального объекта.

     На  первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но не образу. На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы. На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

     Сформулируем  особенности сенсорного развития в  дошкольном возрасте:

     - зрительное восприятие становится  ведущим при ознакомлении с окружающим;

     - осваиваются сенсорные эталоны;

     - Возрастает целенаправленность, планомерность,  управляемость, осознанность восприятия;

     - с установление взаимосвязей  с речью и мышлением восприятие  интеллектуализируется.

    2.4. Особенности развития  памяти в дошкольном возрасте

     В дошкольном возрасте главным видом  памяти является образная. Так, ребенок  преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая  другие, нередко более важные. Поэтому  представления нередко отрывочны. Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений.

     Важнейшее изменение в памяти дошкольника  происходит примерно в 4 года. Память приобретает  элементы произвольности. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

     Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка  появляется намерение что-либо запомнить  для припоминания в будущем. Дошкольник, испытывает трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

     Ребенок осознает и использует некоторые  приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном  обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловое соотнесение и смысловая группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным.

     С возрастом меняется стремление к  полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными  изменениями, то 5-6 –летние дошкольники  исправляют текстуальные неточности.

     Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

     Важным  моментом в развитии памяти дошкольника  выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события  из жизни ребенка, его успехи в  деятельности, взаимоотношения со взрослыми  и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом в лесу землянику.

     Сформулируем  особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

     - преобладает непроизвольная образная  память;

     - память все больше объединяясь  с речью и мышлением, приобретает  интеллектуальный характер;

     - словесно-смысловая память обеспечивает  опосредованное познание и расширяет  сферу познавательной деятельности  ребенка;

     - складываются элементы произвольной  памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

     - формируются предпосылки для  превращения процесса запоминания  в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемама  запоминания;

     - по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников