Особенности развития познавательных процессов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Содержание работы

Введение

1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Особенности развития познавательных процессов у дошкольников1.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

     Активизировать  словарь: грачовник, гнездование, пашня.

     Предварительная работа. Если позволяют условия, нужно организовать экскурсию в парк, к грачовнику. Наблюдение за птицами на улице. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение стихотворения о весне. Проведение словесных упражнений. Придумать предложения со словами: грачи, грачовник, гнездование, пашня.

     Методические  приемы. Постановка цели занятия: «Сегодня мы будем рассматривать картину  Саврасова. Как называется она, я  пока не скажу. Попробуем догадаться».

     Показ картины.

     Рассказ педагога: «Перед вами картина Саврасова. Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белостволые березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности неумолкаемым гомоном.

     На  втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений возвышается шатровая колокольня старой церкви, а дальше, до самого леса, узкой  лентой раскинулись поля, побуревшие от залежалого снега.

     Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно-голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца, окрасившем в розовые тона облупившуюся штукатурку колокольни, бревенчатый забор, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу. Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда

     пруд, на зернистом снегу ясно выделяются следы грачей. Легкий весенний ветерок  чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где  меж облаков проглядывает ярко-голубое  весеннее небо.

     Художник  использовал в картине цветовую гамму, сочетавшую серовато-коричневые тона с бело-голубыми. И в этом сочетании цвета, в каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.

     Картина очень жизненна и свежа, что кажется  написанной непосредственно с натуры, хотя художник писал ее в мастерской, пользуясь этюдами. А. К. Саврасов превосходно знал русскую природу, горячо ее любил. Это и помогло ему создать в картине незабываемый образ русской природы».

     Вопросы: «Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Что изображено в центре картины? Где сидят грачи? О чем они заботятся, когда возвращаются к нам из теплых краев? Почему так хорошо видны следы птиц на снегу? Где стоят березы? Опишите их, какие они. Какими красками написал художник картину? Что написано голубым цветом? серым? коричневым? Что самое яркое в картине? Какое настроение передает художник? Как художнику удалось это показать? А как художнику удалось передать движение в картине? О чем эта картина? Как бы вы назвали эту картину?»

     Занятие 9. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ  А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»

     Программное содержание. Учить детей понимать основную мысль произведения художника. Развивать умение рассматривать пейзаж, отличать красоту изображенной природы, ее краски от живой, окружающей нас в повседневной жизни. Воспитывать эстетические чувства, бережливое отношение к окружающей природе.

     Активизировать  в речи детей слова: грибы, ягоды, зеленый луг, полевые цветы, яркие  листья.

     Предварительная работа. Чтение стихотворений о лете: Я. Акимов. «Лето», И. Бунин. «На проселке», Е. Трутнева. «Лето», Ю. Жадовская. «Нива». Наблюдение за природой летом. Рассматривание иллюстраций о летней природе.

     Словесные игры: «Придумать предложения со словами  ягоды, грибы, луг, цветы». Привести пословицы  и поговорки о лете: Что летом  уродится, все зимой пригодится. Лето на дворе — осень на столе.

     Методические  приемы. Сообщение цели занятия: «Сегодня мы будем учиться рассматривать  картину А. А. Пластова «Летом» и  постараемся увидеть, что изобразил  художник».

     Показ картины. Рассказ воспитателя: «На  картине изображен укромный уголок лесного мира. Знойный полдень. Под березовым шатром, в прохладной тени, среди душистых трав расположились утомленные грибники. Девочка в красном платке неторопливо собирает малину с сорванного кустика. Пожилая женщина забылась легким сном. У ее ног улегся усталый пес.

     Лето  щедро дарами: большие корзины  полны грибов, в глиняном кувшине  краснеют спелые ягоды. Природа одела  деревья в яркие сочные листья, подняла высокие травы, осыпала  зеленый луг пестротой полевых  цветов. Художник не только правдиво передал  состояние разморенных жарой людей и собаки, не только с большой наблюдательностью изобразил окружающий их мир, он словно наполнил картину дыханием летнего дня, ароматами трав, благодатной прохладой тенистой опушки, жужжанием пчел».

     Вопросы: «Какое время года изображено на картине? Что художник рас-сказал о лете? Что самое главное в картине? Как это показал художник? Какими изображены люди в летний зной? О чем эта картина? Как бы вы назвали эту картину? Что в картине «звучит» очень красиво? Что изменилось бы в картине, если бы природа была изображена в сероватых, приглушенных, темных тонах? О чем вам подумалось, когда вы смотрели на этот летний пейзаж?»

     Предложить  детям мысленно создать собственную  картину с подобным названием  — «Летом».

     Занятие 10. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ .И. И. ШИШКИНА «РОЖЬ»

     Программное содержание. Учить детей воспринимать образ Родины через пейзаж, видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности. Воспитывать любовь к родной природе, эстетические чувства.

     Методические  приемы. Рассказ воспитателя: «Дети, эта картина называется «Рожь». Написал ее замечательный русский художник Иван Иванович Шишкин, Он родился в небольшой купеческой семье в Елабуге — маленьком уездном городке на берегу Камы. С детских лет пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стараясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.

     В своей картине «Рожь» художник на переднем плане изобразил поле ржи. Колосья тяжелые, тучные, склонившиеся под тяжестью к земле. Белые ромашки  и голубеющие в золоте ржи васильки. «Рожь» — это образ родной природы.

     Художник  изображает здесь, как и во множестве  других пейзажей, время дня, подчеркивающее спокойствие в природе,— полдень. Полуденный пейзаж — это образ России.

     Все в картине проникнуто чувством покоя — летнее небо с медленно плывущими облаками, неподвижно стоящие среди поля огромные сосны, наконец, сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший.

     Когда я смотрю на эту картину, мне думается, как хороша наша русская природа, как она величава, спокойна».

     Вопросы: «Дети, что изображено на картине? Как  вы думаете, что самое главное  в картине? Как художник это показал? Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? От чего возникает такое настроение? Что своей картиной художник рассказал нам о Родине? Как бы вы назвали картину? Кому из вас вспомнились стихотворения, когда вы смотрели на это произведение?»

     Примечание: После каждого рассматривания и бесед по картине предлагаем детям нарисовать свои впечатления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     IV. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы

     На  контрольном этапе эксперимента участвовало две группы детей 5-7 лет: экспериментальная (10 детей) и контрольная (10 детей).

     Все методики контрольного этапа по своему содержанию аналогичны методикам констатирующего  этапа и проводились в одинаковых условиях для обеих групп.

     Данная  методика позволила установить, что  дети экспериментальной группы во много раз улучшили свои показатели (таблица 3; 4).

     Экспериментальная группа       Таблица 3

№ п/п Ф.И. ребенка В С Н
 
 
 
 
3 2 1
1 Саша Н. +  
 
 
 
2 Наташа С. +  
 
 
 
3 Лена К.  
 
+  
 
4 Оля П. +  
 
 
 
5 Сережа В.  
 
+  
 
6 Вова К.  
 
+  
 
7 Вера М. +  
 
 
 
8 Наташа К.  
 
+  
 
9 Слава Л. +  
 
 
 
10 Егор К. +  
 
 
 
Итог 6 4 0
 
 

     Контрольная группа        Таблица 4

№ п/п Ф.И. ребенка В С Н
 
 
 
 
3 2 1
1 Олеся П.  
 
+  
 
2 Кристина  С.  
 
+  
 
3 Лера Е. +  
 
 
 
4 Женя  М.  
 
+  
 
5 Оля А.  
 
+ ,  
 
6 Рома  Ж.  
 
 
 
+
7 Валера  К.  
 
+  
 
8 Андрей  С.  
 
+  
 
9 Варвара А. +  
 
 
 
10 Миша  Е.  
 
+  
 
Итог 2 7 1

     Проведение  беседы позволило нам увидеть  значительные результаты детей по сравнению с детьми контрольной группы (таблица 5; 6).

Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников