Особенности развития познавательных процессов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Воспитатель знакомит ребёнка с окружающей действительностью, сообщает ему ряд элементарных знаний о явлениях природы и общественной жизни, без чего развитие познавательных процессов было бы невозможно. Однако следует сказать, что простое запоминание отдельных фактов, пассивное усвоение сообщаемых знаний ещё не могут обеспечить правильное развитие детского мышления. Для того чтобы ребёнок начал мыслить, перед ним необходимо поставить новую задачу, в процессе решения которой он мог бы использовать приобретённые ранее знания применительно к новым обстоятельствам.

Содержание работы

Введение

1.Особенности протекания познавательных процессов в общей психологии
2.Особенности протекания познавательных процессов у дошкольников
1.Особенности развития внимания в дошкольном возрасте
2.Особенности развития речи в дошкольном возрасте
3.Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте
4.Особенности развития памяти в дошкольном возрасте
5.Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
6.Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
3.Характеристика методологических и методических основ исследования
1.Цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.Описание диагностической программы исследования
3.Описание коррекционно-развивающей программы
4.Результаты и анализ результатов, полученных в ходе реализации диагностической программы
5.Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Особенности развития познавательных процессов у дошкольников1.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

     Экспериментальная группа       Таблица 5

№ п/п Ф.И. ребенка В С Н
 
 
 
 
3 2 1
1 Саша Н.  
 
+  
 
2 Наташа С. +  
 
 
 
3 Лена К.  
 
+  
 
4 Оля П. +  
 
 
 
5 Сережа В.  
 
+  
 
6 Вова К.  
 
 
 
+
7 Вера М. +  
 
 
 
8 Наташа К.  
 
+  
 
9 Слава Л. +  
 
 
 
10 Егор К.  
 
+  
 
Итог 4 5 1

     Контрольная группа

     Таблица 6

№ п/п Ф.И. ребенка В С Н
 
 
 
 
3 2 1
1 Олеся П.  
 
 
 
+
2 Кристина С.  
 
+  
 
3 Лера Е. +  
 
 
 
4 Женя М.  
 
+  
 
5 Оля А.  
 
+  
 
6 Рома Ж.  
 
+  
 
7 Валера К.  
 
 
 
+
8 Андрей С.  
 
+  
 
9 Варвара А.  
 
+  
 
10 Миша Е. +  
 
 
 
Итог 2 6 2

     По  сравнению с результатами детей  в контрольной группе дети экспериментальной  группы показали прекрасные результаты. Дети значительно улучшили результаты по уровню проявлений познавательных способностей. В речи стали появляться вопросы поискового характера. Дети стали проявлять стремление устанавливать простейшие (и не очень) причинно - следственные связи. На прогулке проявляли большой интерес к окружающей природе: живой и не живой. В речи появились образные выражения.

     Составляя инструкцию и методику, необходимо позаботиться о том, чтобы все  это вызывало со стороны ребенка  непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него. Также следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов: непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Пределы от одной до десяти минут - оптимальное время выполнения тестовых заданий для детей дошкольного возраста, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть. Ведущая для данного возраста деятельность - игра. Именно в ней можно получить наилучшие психодиагостические результаты. Методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдения за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно - ролевого плана. Такую игру с ребенком может организовать и в психодиагностических целях.  
 
 
 
 
 

     Заключение

     Дети  дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем мы, взрослые, но видят и понимают на своем уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда, с трудом, а иногда и не объясняя, почему оно им нравится. И мы, взрослые, однажды открыв окно ребенку в мир живописи, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру красок, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства.

     Не  использовать изобразительное искусство  в целях формирования духовной культуры дошкольников — значит лишить педагогический процесс эффективного средства воспитания личности ребенка, так как оно существует как реальная действительность, с которой малыш сталкивается и без нашей помощи на улицах города, в музеях, через телевизионные зрелища, книги, интерьеры домов. Но вот чтобы изобразительное искусство имело воспитательное воздействие на детей, нужны мы, взрослые, посредники между искусством и ребенком.

     С чего же нам начать приобщение детей  к живописи? А с того, с чего начинают и наши дети. С удивления, восторга и восхищения перед полотном в музее, перед репродукцией картины дома и в детском саду, той красотой, которую открыл для нас художник, мимо чего мы проходим мимо и не замечаем, а он заставил остановиться, всмотреться, задуматься, откликнуться душой, чтобы мы жили и радовались и радость свою дарили нашим детям. А после того как вы выразили свое чувство, высказали свои мысли, оценки, суждения, поведите ребенка дальше за собой, пусть он прикоснется к сокровенному в вашем сердце, увидит вашими глазами красоту, примет в свое маленькое сердце то, что любите и понимаете вы. Через оценки взрослого, его эстетический вкус начинается формирование собственного отношения ребенка к произведениям искусства. В книге педагога из города Душанбе Ю. Н. Хижняк «Как прекрасен этот мир» есть удивительные слова, обращенные к нам, взрослым, занимающимся воспитанием детей: «Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу человека огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью.

     Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливыми  других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развить  в нем культуру чувств, наполнить  жизнь его радостью — важнейшая  задача, стоящая перед педагогом». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Аксенов Ю.Г., Закин Р.М., Кригер  Ф.М. Рисунок и живопись. - М, 1976

     2. Афанасьева Р. Руководство коллективными  работами по рисованию и аппликации//Дошк. восп. -  1985. - №7.-С. 11-17.

     3. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детсада / Под ред. Л.Парамоновой. - М., 1987.

     4. Воспитание детей в старшей  группе детского сада: Пособие  для воспитателя детского сада / Сост. Г.Лямина. - М.,  1984.

     5. Доронова Т. Занятия по изобразительной  деятельности с детьми 6-7 лет.//Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. С. 15 - 20.

     6. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие  для уч-ся пед. училищ / Под ред.  В.И.Ядэшко. - М., 1978.

     7. Зернова Т. Коллективные детские  работы // Дошк. восп. - 1963. - №3.-С. 35-38.

     8. Казакова Т.Г. Изобразительная  деятельность и художественное  развитие дошкольников. - М., 1983

     9. Казакова Т.Г. Развивайте у  дошкольников творчество. - М., 1985

     10.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М., 1985

     11.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н.Сакулиной. - М., 1979.

     12.Мухина  В.С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М., 1975.

     13.Руднева  С. Нет подлинного искусства  без переживанияУ/Дошкольное воспитание. - 1967. - № 7. С. 63-66

     14.Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М., 1992

     15.Швайко  Г.С. Занятия по изобразительной  деятельности в детском саду: Программа, конспекты: Пособие  для восп. дет.сада. - М., 2001. |

Информация о работе Особенности развития познавательных процессов у дошкольников