Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения………………………………………………………7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца……………………………………………………………….17
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………
Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
особенностей развития творческого воображения…………………………………………………
1.1 Понятие творческого воображения в
психолого-педагогической литературе……………………………………………………
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения
у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад №
102» г. Череповца………………………………………………………
2.1.Диагностика уровня
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
Введение
Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.
В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В связи с этим одной из важнейших задач психологической работы является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста как наиболее сенситивного для становления всех психических функций, в том числе и воображения, раскрытие его потенциала и создание благоприятных условий для развития всех его психических функций.
Многие исследователи занимались этой проблемой. Л. С. Выготский отмечал, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
С.Л. Рубинштейн писал "Воображение – связано с нашей способностью и необходимостью, творить новое". Е.И Игнатьев отмечал, что основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления.
Несмотря на значительную изученность проблемы развития творческого воображения у старших дошкольников, в практической работе ДОУ чаще сводится к отдельным мероприятиям проходящими стихийно, а развитие творческого воображения должно быть организованным и требует определенных критериев и показателей, позволяющих определить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, существует противоречие между назревшей потребностью развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста и отсутствием эффективных средств в условиях практики ДОУ. Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как способствовать развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста?
Актуальность проблемы и выявленные противоречия обусловили выбор темы: "Особенности развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста".
Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если будут созданы педагогические условия, к которым относятся:
-психологически комфортная обстановка, эстетически-привлекательная среда, и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;
- организации системы занятий по развитию творческого воображения, посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование и применения игровых методов и приемов, доступных и интересных для ребенка;
- методическая работа с
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-
2. Выявить особенности развития творческого воображения у дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать педагогические условия для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста;
4. Провести исследование по выявлению уровня развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад №102» г. Череповца;
5. Разработать методические рекомендации для педагогов по эффективному развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования является концепции развития творческого воображения, разработанные психологами Л.Н. Выготским, С.Л Рубинштейном, Е.И. Игнатьевой, О.М. Дьяченко, и др.
Теоретическая значимость заключается в раскрытии проблемы и сущности понятия творческого воображения, в анализе различных подходов по данной проблеме в психолого-педагогической литературе, в обосновании возможностей развития творческого воображения средствами изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в апробировании комплекса занятий по изобразительной деятельности, которые могут служить пособием для работы в детском саду.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-
- экспериментальные методы
- наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- беседа, методы диагностики.
- анализ результатов
База исследования: МБОУ «Детский сад комбинированного вида №102».
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения
Воображение – достаточно специфичный и сложный психический процесс, поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Каждый психолог, педагог, исследователь предлагает свое личное определение данного процесса.
Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений".[15]
Л.С.Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений".[4] Он отмечает, что "привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".[4]
Рубинштейн отмечает, что воображение "может быть только у человека".[30] Человек, имея полученные ранее знания, а так же свой опыт, может создать себе картину того, чего на самом деле нет, и того, чего он сам в действительности не видел.
По мнению И.В. Дубровиной, "воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы".[6]
Значимость воображения определяется в том, что оно позволяет представить результат того, что должно получиться перед началом осуществления деятельности.
Суммируя все выше упомянутые определения, можно отметить, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
Рубинштейн Л.С. выделяет:
- пассивное и активное
- конкретное и абстрактное – различаются в зависимости от характера образов;
- воспроизводящее и творческое
(преображающее) – воспроизводящее
воображение заключается в
Понятие творческого воображения в психологической литературе рассматривалось многими учеными. Большинство психологов отмечают, что воображение является очень сложным процессом. Б.М. Теплов характеризовал творческое воображение, как "самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.".[24]
Преобразование материала в любой форме воображения, в том числе и в творческой, подчиняется определенным законам. Для воображения характерны следующие процессы и приемы:
- Типизация (особое обобщение) –
заключается в создании
- Комбинирование – представляет
собой подбор и соединение
определенных черт предметов
или явлений. Комбинирование это
объединение исходных
- Акцентирование – заключается в выделении определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличения или преуменьшения. Классическим примером является шарж, карикатура.
- Реконструкция – заключается
в определении целостной
- Аглютинация, т.е. "склеивание" различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
- Гиперболизация – это
- Уподобление – позволяет
- Расчленение заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
- Замещение – это замена одних элементов другими.
- Аналогия – заключается в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Необходимо отметить, что в основе всех вышеперечисленных процессов находятся мыслительные операции. Л.С. Выготский отмечает, что "для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека".[4] Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:
1) Любой образ воображения
2) Сложившийся образ воображения
является элементом
3) На процесс творческого