Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения………………………………………………………7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца……………………………………………………………….17
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Osobennosti_razvitia_tvorcheskogo_voobrazhenia_u_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

8.Моделирование. 

Большое  значение в своей работе по развитию творчества Ольга Владимировна придает созданию внешних, способствующих эффективности этого процесса условий, используя следующие способы стимуляции творческой активности:

  1. Обеспечивает благоприятную атмосферу в группе, проявляя при общении с детьми  доброжелательность, гарантируя им постоянную поддержку. Отказалась от высказываний и критики в адрес детей.
  2. Стремится обогащать окружающую среду группы разнообразными новыми  предметами с целью развития любознательности детей;
  3. Поощряет высказывание оригинальных идей;
  4. Использует личный пример творческого подхода к решению проблем;
  5. Предоставляет детям возможность активно задавать вопросы.

 

        Развитие воображения таит в себе такую опасность, как проявление страхов. При подборе средств, приёмов работы педагог старается не допускать  воздействий, травмирующих детей.  Внимательно относится к тем впечатлениям, которые получают дети, отбирает их в соответствии с возрастом и особенностями нервной системы  воспитанников. 

     Другая опасность, таящаяся в развитии воображения – уход ребёнка в мир своих фантазий: все выдуманные истории ребёнок может проигрывать про  себя, никак  не проявляя это внешне. Без мечты жить невозможно, но если жить только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь, можно превратиться в бесплодного мечтателя. Именно поэтому, воспитатель приучает детей реализовывать задуманное, раскрывая себя  в творческом созидании.                          

Организованный педагогический процесс невозможен без чёткого планирования работы и мониторинга.  Проработав литературу и определившись с принципами, целью и задачами воспитателем были подобраны:

  • диагностические методики (по Веракса Н.Е.);
  • методические разработки по развитию психических процессов;
  • оформлена картотека обучающих игр;
  • разработан перспективный план занятий.

На основе изучения опыта работы воспитателя в средней группе №7 «Ландыши» мы сделали следующие выводы. В целом, ведется достаточно большая работа по развитию творческого воображения у детей группы и созданы определенные педагогические условия для этого процесса.

В своей работе воспитатель учитывает возрастные и психологические особенности детей среднего дошкольного возраста и на основе этих знаний составляет перспективный план занятий с детьми. Но этого, видимо, недостаточно, так как диагностические данные выявили у большинства детей (63%) средний уровень развития творческого воображения.  На наш взгляд, это связано с тем, что в деятельности воспитателя такому направлению, как работа с родителями уделяется недостаточно внимания. Как известно, на ребенка оказывает огромное влияние его семья и семейная обстановка, в которой дошкольник проводит больше времени, чем в детском саду. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной и творческой нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное, художественно-эстетическое окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду развития и воспитания (например, смотрят кино и мультфильмы, ходят на выставки, в театры и музеи; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум, изо-инструменты; играют с ребенком заботятся об эстетическом виде своего дома и детской комнаты).

Поэтому воспитателю нужно больше общаться с родителями воспитанников. Желательно больше привлекать родителей и детей для совместной творческой деятельности: вместе оформлять тематические уголки в группе, готовится к праздникам, устраивать мастер-классы.

Так же воспитателю необходимо продумать план работы с родителями по тематике развития творческого воображения у детей, куда были бы включены лектории, консультации, тематические родительские собрания и др.

2.3. Методические рекомендации для воспитателей  по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста

В возрасте 4 -5 лет у дошкольника преобладает  творческое воображение, сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребенок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В связи с этим необходимо дополнить систему работы, направленную на развитие творческого воображения дошкольников, при этом важно учитывать, что субъектами системы являются дети, родители и педагоги ДОО. Система работы по развитию воображения и творческой активности состоит из трех направлений:

  1. Работа с детьми;
  2. Работа с родителями;
  3. Психолого -  педагогическое сопровождение.

Для успешной и плодотворной работы необходима тесная взаимосвязь всех специалистов ДОУ. В процессе развития воображения необходимо включать всех взрослых окружающих ребенка:

  • Музыкальный работник, хореограф.  На  занятиях проводятся музыкальные игры, которые являются эффективным средством развития творческой и разносторонней личности дошкольника, так как включают в себя слово, образ, музыку, танец, фантазию и сочинительство.
  • Инструктор по физической культуре. В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на развитие двигательного воображения и творчества. Они способствуют построению нового образа, передаче его с помощью определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку.
  • Психолог. Для развития творческого воображения в занятия  целесообразно включать психогимнастику, которая  направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основной акцент: обучение элементам техники выразительных движений, на развитие у детей различных психических функций (внимания, память, воображение), а также на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
  • Учитель – логопед. Правильно построенная речь, умение выражать свои мысли и чувства, является одним из основных условий для развития воображения у дошкольников. Диалоговая и монологическая речь является предпосылкой для развития творческой активности.

Непосредственно образовательная деятельность. В процессе НОД необходимо учитывать, что, прежде всего, нужно создать  предметно-развивающую среду в соответствии с исследуемой темой.  Среда, должна способствовать стимулированию развития  воображения и творческой активности дошкольников.

Художественное чтение. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников. Для этого воспитатель включает в свою систему работы регулярное чтение детям сказок, стихов и художественные рассказы, рассматривание иллюстраций в книгах. Необходимо поощрять детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.  Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому планируется разработка проекта приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Изобразительная деятельность. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло.  Это можно реализовать в процессе обучения  рисованию. Ребенка необходимо стимулировать для воспроизведения  на бумаге всего того, что он видел, рассказать обо всем, что пережил. Поощрять рисунки и лепку по замыслу. Очень хорошо стимулирует развитие воображение и творческой активности рисование нетрадиционными способами. Целесообразно использовать игровые упражнения, творческие задания, направленные на формирование у детей умений преобразовывать, видоизменять знакомые предметы для создания новых образов:

  • «На что похожи фигуры», «Дорисуй», «Волшебные превращения», «Волшебный кружок», «Весёлый квадрат» и т.п.
  • «Игры на листе бумаги». Детям предлагалось изобразить разные по характеру линии: весёлая, спокойная, хитрая, волнистая, зубастая. Характер изображённых линий напоминал им море, шторм, волны и т.д. Упражнения развивали в ребёнке понимание своего собственного видения и отношение к происходящему.
  • Для изображения ранее усвоенных линий детям предлагали игру «Лабиринт», где они научились находить и обыгрывать разнообразные формы при пересечении линий. Дошкольники обыгрывали получившиеся в результате пересечения линий формы, дорисовывали разные детали, фигуры.

Игровая и театрализованная деятельность. Дети должны как можно больше играть. Игра - лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.  Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка создавать их новые сочетания, известные события, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей. Особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Для развития активного творческого воображения детей старшего дошкольного возраста главное место занимают игры-путешествия.

Игры – путешествия включают разнообразный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составляются таким образом, чтобы дети читали стихи, пели песни. Дети должны обыграть их, ритмически оформить. Это, в свою очередь влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.

Такие игры предоставляют собой прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка сопровождается описанием предметов, явлений, подбирается образные, точные выражения. В этих играх допускались бесконечные импровизации с учетом знаний детей, принимаются любые дополнения и предложения детей. Примером такой игры является игра “ Морское путешествие ”

Игры-путешествия закрепляли знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, таких понятиях, как “море”, “порт”, “корабли”: развивали интерес к сказкам, мультфильмам. Особенностью этих занятий являлось наличие рекомендаций, которые были рассчитаны на активную помощь родителей.

Конструирование. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные виды конструкторов. Вид материала определяет и вид конструирования:

  • конструирование из строительного материала,
  • конструирование из бумаги,
  • конструирование из природного материала и т. д.

В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества.

На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника.  

Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных.

Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

При планировании деятельности вне НОД важно проводить ряд мероприятий:

  • Организация чтения по желаниям детей в любой режимный момент. Книжный уголок должен находиться в легком доступе для дошкольников;
  • Дать детям возможность для самостоятельной игры, в том числе для организации театрализованной деятельности по замыслу детей;
  • Всегда в свободном доступе должны быть материалы для самостоятельного  изобразительного творчества.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные:

  • бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги);
  • природный (шишки, веточки, желуди).

Действуя с ними, наделяя их разными значениями в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.

В группе должен быть создан уголок экспериментирования, где ребенок сможет удовлетворить свою любознательность.

Выявления уровней развития творческого воображения и анализ перспективного плана занятий с детьми, разработанным воспитателем, позволило сформулировать цель нашего исследования - повысить уровень развития творческого воображения. Для этого мы предлагаем воспитателям в качестве методических рекомендаций -  план консультации для родителей «Игры для развития творческого мышления» (Приложение 1) и комплексную программу занятий по развитию способности воображения для детей 4-5 лет.(Приложение2)

Выводы по второй главе: В практической части нами было проведено исследование на тему развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в средней группе №7 «Ландыши» «Детского сада комбинированного типа №102» г. Череповца: проведена диагностика по изучению уровня развития творческого воображения у дошкольников и изучен опыт работы воспитателя по данному направлению в группе. На основе нашего исследования, мы сделали следующие выводы. Несмотря на активную работу по развитию творческого воображения, уровень развития данного вида воображения, как показало исследование, остается у большинства детей на среднем и низком уровнях.

Это связано, по-нашему мнению, с тем, что во многих семьях царит недостаточно творческая атмосфера для развития воображения и фантазии у ребенка, и многие родители педагогически не подготовлены и не просвещены по данной теме. В силу сложившихся условий жизни взрослые не уделяют достаточно внимания ребенку дошкольного возраста. Ссылаясь на занятость и усталость,  во многих семья родители не считают нужным  сохранять такие традиции как: чтение книг, походы в театр и зоопарки, совместные прогулки и беседы с ребенком, обмен впечатлениями, мыслями,  совместные игры. Отсутствие этого  качественно снизило уровень развития современного ребенка.  Наблюдается тенденция увеличения детей с общим недоразвитием речи. У таких детей в первую очередь возникнут проблемы с развитием творческих способностей, воображения, которое непосредственно оказывает влияние на интеллектуальное и творческое развитие дошкольника.

Информация о работе Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста