Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения………………………………………………………7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца……………………………………………………………….17
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………
8.Моделирование.
Большое значение в своей работе по развитию творчества Ольга Владимировна придает созданию внешних, способствующих эффективности этого процесса условий, используя следующие способы стимуляции творческой активности:
Развитие воображения таит в себе такую опасность, как проявление страхов. При подборе средств, приёмов работы педагог старается не допускать воздействий, травмирующих детей. Внимательно относится к тем впечатлениям, которые получают дети, отбирает их в соответствии с возрастом и особенностями нервной системы воспитанников.
Другая опасность, таящаяся в развитии воображения – уход ребёнка в мир своих фантазий: все выдуманные истории ребёнок может проигрывать про себя, никак не проявляя это внешне. Без мечты жить невозможно, но если жить только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь, можно превратиться в бесплодного мечтателя. Именно поэтому, воспитатель приучает детей реализовывать задуманное, раскрывая себя в творческом созидании.
Организованный педагогический процесс невозможен без чёткого планирования работы и мониторинга. Проработав литературу и определившись с принципами, целью и задачами воспитателем были подобраны:
На основе изучения опыта работы воспитателя в средней группе №7 «Ландыши» мы сделали следующие выводы. В целом, ведется достаточно большая работа по развитию творческого воображения у детей группы и созданы определенные педагогические условия для этого процесса.
В своей работе воспитатель учитывает возрастные и психологические особенности детей среднего дошкольного возраста и на основе этих знаний составляет перспективный план занятий с детьми. Но этого, видимо, недостаточно, так как диагностические данные выявили у большинства детей (63%) средний уровень развития творческого воображения. На наш взгляд, это связано с тем, что в деятельности воспитателя такому направлению, как работа с родителями уделяется недостаточно внимания. Как известно, на ребенка оказывает огромное влияние его семья и семейная обстановка, в которой дошкольник проводит больше времени, чем в детском саду. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной и творческой нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное, художественно-эстетическое окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду развития и воспитания (например, смотрят кино и мультфильмы, ходят на выставки, в театры и музеи; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум, изо-инструменты; играют с ребенком заботятся об эстетическом виде своего дома и детской комнаты).
Поэтому воспитателю нужно больше общаться с родителями воспитанников. Желательно больше привлекать родителей и детей для совместной творческой деятельности: вместе оформлять тематические уголки в группе, готовится к праздникам, устраивать мастер-классы.
Так же воспитателю необходимо продумать план работы с родителями по тематике развития творческого воображения у детей, куда были бы включены лектории, консультации, тематические родительские собрания и др.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
В возрасте 4 -5 лет у дошкольника преобладает творческое воображение, сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребенок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)
В связи с этим необходимо дополнить систему работы, направленную на развитие творческого воображения дошкольников, при этом важно учитывать, что субъектами системы являются дети, родители и педагоги ДОО. Система работы по развитию воображения и творческой активности состоит из трех направлений:
Для успешной и плодотворной работы необходима тесная взаимосвязь всех специалистов ДОУ. В процессе развития воображения необходимо включать всех взрослых окружающих ребенка:
Непосредственно образовательная деятельность. В процессе НОД необходимо учитывать, что, прежде всего, нужно создать предметно-развивающую среду в соответствии с исследуемой темой. Среда, должна способствовать стимулированию развития воображения и творческой активности дошкольников.
Художественное чтение. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников. Для этого воспитатель включает в свою систему работы регулярное чтение детям сказок, стихов и художественные рассказы, рассматривание иллюстраций в книгах. Необходимо поощрять детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи. Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому планируется разработка проекта приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Изобразительная деятельность. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Это можно реализовать в процессе обучения рисованию. Ребенка необходимо стимулировать для воспроизведения на бумаге всего того, что он видел, рассказать обо всем, что пережил. Поощрять рисунки и лепку по замыслу. Очень хорошо стимулирует развитие воображение и творческой активности рисование нетрадиционными способами. Целесообразно использовать игровые упражнения, творческие задания, направленные на формирование у детей умений преобразовывать, видоизменять знакомые предметы для создания новых образов:
Игровая и театрализованная деятельность. Дети должны как можно больше играть. Игра - лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка создавать их новые сочетания, известные события, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей. Особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Для развития активного творческого воображения детей старшего дошкольного возраста главное место занимают игры-путешествия.
Игры – путешествия включают разнообразный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составляются таким образом, чтобы дети читали стихи, пели песни. Дети должны обыграть их, ритмически оформить. Это, в свою очередь влияет на память, развитие чувства ритма и темпа.
Такие игры предоставляют собой прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка сопровождается описанием предметов, явлений, подбирается образные, точные выражения. В этих играх допускались бесконечные импровизации с учетом знаний детей, принимаются любые дополнения и предложения детей. Примером такой игры является игра “ Морское путешествие ”
Игры-путешествия закрепляли знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, таких понятиях, как “море”, “порт”, “корабли”: развивали интерес к сказкам, мультфильмам. Особенностью этих занятий являлось наличие рекомендаций, которые были рассчитаны на активную помощь родителей.
Конструирование. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные виды конструкторов. Вид материала определяет и вид конструирования:
В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества.
На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника.
Из бумаги можно сделать массу всего интересного, начиная от простых елочных украшений, самодельных открыток, аппликаций, и заканчивая сложнейшими объемными моделями автомобилей, зданий и животных.
Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
При планировании деятельности вне НОД важно проводить ряд мероприятий:
Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные:
Действуя с ними, наделяя их разными значениями в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.
В группе должен быть создан уголок экспериментирования, где ребенок сможет удовлетворить свою любознательность.
Выявления уровней развития творческого воображения и анализ перспективного плана занятий с детьми, разработанным воспитателем, позволило сформулировать цель нашего исследования - повысить уровень развития творческого воображения. Для этого мы предлагаем воспитателям в качестве методических рекомендаций - план консультации для родителей «Игры для развития творческого мышления» (Приложение 1) и комплексную программу занятий по развитию способности воображения для детей 4-5 лет.(Приложение2)
Выводы по второй главе: В практической части нами было проведено исследование на тему развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в средней группе №7 «Ландыши» «Детского сада комбинированного типа №102» г. Череповца: проведена диагностика по изучению уровня развития творческого воображения у дошкольников и изучен опыт работы воспитателя по данному направлению в группе. На основе нашего исследования, мы сделали следующие выводы. Несмотря на активную работу по развитию творческого воображения, уровень развития данного вида воображения, как показало исследование, остается у большинства детей на среднем и низком уровнях.
Это связано, по-нашему мнению, с тем, что во многих семьях царит недостаточно творческая атмосфера для развития воображения и фантазии у ребенка, и многие родители педагогически не подготовлены и не просвещены по данной теме. В силу сложившихся условий жизни взрослые не уделяют достаточно внимания ребенку дошкольного возраста. Ссылаясь на занятость и усталость, во многих семья родители не считают нужным сохранять такие традиции как: чтение книг, походы в театр и зоопарки, совместные прогулки и беседы с ребенком, обмен впечатлениями, мыслями, совместные игры. Отсутствие этого качественно снизило уровень развития современного ребенка. Наблюдается тенденция увеличения детей с общим недоразвитием речи. У таких детей в первую очередь возникнут проблемы с развитием творческих способностей, воображения, которое непосредственно оказывает влияние на интеллектуальное и творческое развитие дошкольника.