Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения………………………………………………………7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца……………………………………………………………….17
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………
Целью нашей исследовательской работы было выявить актуальный уровень развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Основой для выделения критериев творческого воображения дошкольников послужили показатели творческого развития Л.С. Выготского.
1.Умение создавать новые
2. Умение воссоздать целостный образ картинки, предмета на основе восприятия одной или нескольких частей.
3. Способность реализовать свои фантазии, создавая несложные, но законченные рисунки.
На основе критериев нами выделены следующие уровни:
Низкий уровень: ребенок не способен создавать образы на основе словесного описания и графического изображения даже при помощи взрослого. Не проявляет активности и самостоятельности. Не создает новые слова при распознании объектов, образные представления даже при широком поле восприятия.
Средний уровень: создает образы на основе словесного описания и графического изображения, но при помощи взрослого. При создании новых слов, при распознании объектов проявляет активность, создает образные представления, но при широком поле их восприятия. Не проявляет самостоятельности в реализации своих замыслов, в создании несложных, законченных произведении (рисунков, историй, конструкций).
Высокий уровень: создает образы на основе словесного описания и графического изображения. Способен создавать образные представления при осознании новых слов: при распознании объектов, когда ограничено поле их восприятия. Способен реализовывать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции).
Для диагностики творческого воображения были использованы следующие методики:
Методика №1 (О.М Дьяченко)
Цель: диагностика развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Экспериментальный материал: карточки, набор карандашей.
Инструкции: Ребенку предлагается карточки на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой контуры элементов предметных изображений и простые геометрические фигуры. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, что бы получилось какая- нибудь картинка.
Методика №2 «Неоконченный рисунок» (Субботина Л.Ю.)
Цель: диагностика развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Экспериментальный материал: служил лист бумаги с изображениями 12-ти кружков, не касающихся друг друга, расположенных в 3 ряда по 4 кружка, простые карандаши.
Инструкция: детям предлагалось из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Методика № 3 « Что произойдет? » (Запорожец А.В.)
Цель: диагностика развития творческого воображения, умение передавать в рисунках помощью дополнительных элементов различные образы.
Экспериментальный материал: сюжетные картинки. Бумага, цветные карандаши или краски. Подумать включение в эксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных (Баба Яга, ведьма, а также волшебные превращения в сказочных героев).
Инструкция к проведению: предложить ребенку ответить подробно на предложенный вопрос:
1. Что произойдет, если оживут
все сказочные герои или
2. Что произойдет, если все животные начнут говорить.
3. Что произойдет, если дождь будет лить не переставая.
Сначала дети отвечают на вопросы, о сказочных образах, читают стихи из соответствующих произведений. Затем рисуют эти образы и превращения.
При обследовании по методике № 1 мы обращали внимание, способен ли ребенок реализовывать самостоятельно свои замыслы. В создании, несложных законченных рисунках, мы получили такие результаты: 3 детей изобразили отдельный объект, но с разнообразными деталями, Арина Т. нарисовал домик вокруг, которого стоит забор. 8 детей изобразили объект отдельного вида (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишено деталей. Варя Д. нарисовала дерево, Диана Ю. изобразила солнышко. Гена С.. и Света. С. не справились с заданием. Дети отказались от предложенного задания. Влад Р. и Витя Я. реализовали свои замыслы, создали несложные, но законченные рисунки, Витя изобразил дерево, на котором сидит птичка.
Валя Я. нарисовала девочку, которая гуляет с собачкой. Четверо детей также изобразили отдельный объект, но с разнообразными деталями. Семь детей не проявили активности и самостоятельности в реализации своих планов. Изображение контурное, схематичное, лишено деталей. Для решения задания и достижение цели потребовалась помощь воспитателя. Ира Г. отказалась принимать участие в создании рисунка.
При проведении обследования по методике № 2, часть детей затруднялась превращать кружки в новые образы. Самостоятельная активность не проявлялась. В группе №7 дети создавали новые образы на основе словесного описания, пять детей создавали образы на основе словесного описания, но при помощи взрослого, что свидетельствовало о среднем уровне воображения. Пять детей не справились с заданием, они не смогли создать новые образы, даже при помощи взрослого. Арина Т. и Женя Б. все операции выполнили самостоятельно и правильно, не нуждаясь, в помощи взрослых. Восемь детей создавали образы на основе графического изображения, но при помощи взрослых, рисунки у детей не оригинальны в основном повторяющиеся образы.
Дети чаще не рисовали ничего нового и не несли элементы творческой фантазии, трое детей за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.
При выполнении задания по методике №3 дети в группе №7 испытывали трудности при воссоздании образов, все образы не соответствуют оригиналу. Трое детей справились с заданием только при помощи воспитателя. Женя Б. нарисовал Бабу Ягу - образ соответствовал оригиналу, было нарисовано много соответствующих деталей, все операции мальчик выполнил правильно. Семь детей (Вера М., Вика Ш., Илья Б. и др.) при построении сказочного образа героев, не справились с заданием. На протяжении выполнения всего задания требовалась помощь взрослого, активность и самостоятельность в создании несложных произведений не проявляли.
Таблица 2. Результаты диагностик
Ф.И. ребенка |
Методика (О.М Дьяченко) |
Неоконченный рисунок |
Что произойдет? |
1.Алена С. |
низкий |
низкий |
низкий |
2.Арина Т. |
высокий |
средний |
средний |
3.Валя Я. |
средний |
высокий |
средний |
4.Варя Д. |
средний |
средний |
средний |
5.Вера М. |
низкий |
низкий |
низкий |
6. Вика Ш. |
низкий |
низкий |
низкий |
7.Витя Я. |
высокий |
средний |
средний |
8. Влад Р. |
средний |
средний |
средний |
9. Гена С. |
низкий |
низкий |
низкий |
10. Диана Ю. |
средний |
средний |
средний |
11. Дима В. |
средний |
низкий |
низкий |
12. Женя Б. |
высокий |
средний |
высокий |
13. Илья Б. |
низкий |
низкий |
низкий |
14. Ира Г. |
низкий |
низкий |
низкий |
15. Валерия М. |
средний |
средний |
низкий |
Таким образом, количественный анализ показал:
Таблица 3.
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Высокий - 2 |
Высокий - 1 |
Высокий - 1 |
Средний - 6 |
Средний - 7 |
Средний -7 |
Низкий - 7 |
Низкий -7 |
Низкий - 7 |
Формула расчета 100%: количество детей в группе x на количество детей по уровням = %. Математическая обработка результатов полученных при диагностике:
-Высокий уровень – 4:3=1,3= 8%
-Средний уровень – 20:3=6,6 = 45%
-Низкий уровень – 21:3 =7 = 47%
По результатам трех методик мы выявили, что в группе из 15 человек, 8% детей обладают высоким уровнем развития воображения, 45% детей – средним уровнем и 47% - низким уровнем. (см. рис. 1)
Рис. 1. Распределение респондентов по уровню развития творческого воображения
Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления творческого воображения и реальные уровни его сформированности у ребенка. Проведя диагностику, мы получили следующие результаты: у детей средней группы №7 «Ландыши» творческое воображение развито в основном на среднем и низком уровне. Следует отметить, что дети этой группы занимаются по развивающей программе «Радуга», но специальная работа по развитию творческого воображения с детьми ведется не на должном уровне.
Педагоги, занимающие анализом программ дошкольного воспитания, также отмечают, что в данных программах фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского творческого воображения.
В таких условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Как известно, для успешного развития творческого воображения у детей в ДОУ должны быть созданы определенные педагогические условия. Какие условия создаются в средней группе №7 «Ландыши» мы узнали из беседы с воспитателем группы.
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
В теоретической части курсовой работы нами была выдвинута гипотеза о том, развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если будут созданы педагогические условия, к которым относятся:
-психологически комфортная обстановка, эстетически-привлекательная среда, и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;
- организации системы занятий по развитию творческого воображения, посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование и применения игровых методов и приемов, доступных и интересных для ребенка;
- методическая работа с
Для выяснения, как осуществляется реализация педагогических условий в группе, мы провели беседу с воспитателем средней группы №7 «Ландыши» Ольгой Владимировной и выяснили, какая работа проводится с детьми по развитию у них творческого воображения.
Основной формой работы воспитателя средней группы №7 «Ландыши» является специальное обучение направленному воображению. Занятия проводятся во второй половине дня, в форме игры, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников, они легко в неё включаются. Для педагога это важно, потому что помимо коррекции творческих возможностей ему необходимо обследовать детей и спрогнозировать дальнейшее их развитие.
Свою работу Ольга Владимировна основывает на интеграции творчества в познавательно – речевую, театрализованную, художественно – эстетическую, игровую и самостоятельную деятельность детей.
Для обогащения жизненного опыта детей воспитатель использует экскурсии в живой уголок сада, посещение выездных детских театров. Итогом всей работы является совместная подготовка с родителями к праздникам, досугам, оформление тематических и персональных выставок творческих работ детей, родителей и педагогов. Активизирует и объединяет родителей и детей коллективное создание сборника «Волшебная книга сказок и рассказов».
Работа по развитию творческих способностей воспитателем велась в системе, поэтому методы и приёмы работы подбирались комплексно:
1.Сотрудничество;
2.Совместные обучающие игры с детьми;
3.Разноуровневый
4.Активизирующее общение с
5.Индивидуальная работа;
6. Подгрупповая работа;
7.Использование произведений