Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения………………………………………………………7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца……………………………………………………………….17
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Osobennosti_razvitia_tvorcheskogo_voobrazhenia_u_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Одной из главных проблем развития воображения и творческой активности у детей – отсутствие налаженной системы взаимодействия между родителями и ДОУ.

В связи с этим, воспитателю стоит больше уделить внимание такому направлению в своей деятельности, как сотрудничество с родителями воспитанников и  больше проводить с ними мероприятий: встреч, бесед, лекториев, тренингов, классных часов по теме развития творческих способностей и воображения у детей. Родители могут участвовать в подготовке театрализованных представлений: изготовление декораций, пошив костюмов и т.д. Совместные групповые мероприятия с участием родителей и узких специалистов. Совместные посещения музеев и театров.

Чтобы понять насколько система работы по данному направлению будет эффективна, необходимо проводить диагностику. Для этого можно использовать  следующие методики:

  • Диагностика воображения с помощью теста Е. Торранса "Закончи рисунок"
  • методика Р.С. Немова «Придумай игру».
  • тест «Свободный рисунок» (Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина, Г.А. Урунтасова);

В качестве методических рекомендаций для воспитателя по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста, мы предложили: план консультации для родителей «Игры для развития творческого мышления» и комплексную программу занятий по развитию способности воображения для детей 4-5 лет.

 

 

 

Заключение 

 Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и других.

Воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется: на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений.

Необходимым условием развития творческого воображения детей в ДОУ является  наличие педагогических условий, таких как: психологически комфортная обстановка в группе, эстетически-привлекательная среда, и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми, организации системы занятий по развитию творческого воображения, методическая работа с родителями воспитанников.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

В курсовой работе мы ставили задачу – рассмотреть, в ходе анализа  методической литературы, педагогические условия, которые способствуют развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.

Кроме того, мы провели практическое исследование, целью которого было выявить уровень развития творческого воображения у дошкольников в средней группе №7 «Ландыши» на базе «Детского сада комбинированного вида №102». Для исследования мы применили три методики: методика О.М Дьяченко, «Неоконченный рисунок» (Субботина Л.Ю), «Что произойдет? » (Запорожец А.В.)

 На основе данных этих методик мы выявили, что большинство детей из средней группы №7 «Ландыши» обладают низким уровнем развития творческого воображения  – это 64% (7 человек), средним – 36% (6 человек) и высоким – 8% (2 человека.) Так же мы изучили опыт работы воспитателя данной группы  по реализации педагогических условий для успешного развития у детей творческого воображения и фантазии. На основе полученных данных, мы сделали вывод, что в группе ведется активная  работа с детьми по данному направлению и учтены все педагогические условия для успешного развития творческого воображения у детей. Но средний и низкий уровни развития у детей творческого воображения, говорит о том, что где-то остаются пробелы в их творческом образовании. Если дошкольное учреждение может контролировать, развивать и направлять ребенка, наблюдать его в условиях воспитательно-образовательного процесса, то в домашних условиях, в семейном пространстве ее действия и полномочия ограничены.

Поэтому для успешного воспитательно-образовательного процесса по развитию ребенка в творческом плане необходимо наладить эффективное сотрудничество семьи и детского сада. Заниматься просвещением родителей по данной теме, посредством различных форм работы с родителями: бесед, классных часов, тренингов и др. И в качестве методических рекомендаций для воспитателей мы разработали:  план консультации для родителей «Игры для развития творческого мышления»  и комплексную программу занятий по развитию способности воображения для детей 4-5 лет.

Разработанный нами комплекс занятий, может быть использован в практической работе воспитателей детских садов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов  вузов. - М., 2003

2. Божович А.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте. - М., 2005

3. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1

4. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003

5. Дудецкий А.Я. Теоретические основы  воображения и творчества. - Смоленск, 2004

6.  Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая  психология. – М., 2001

7. Дьяченко О. Особенности развития  воображения умственно одаренных  детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 2008

9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях  развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

10. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические  указания к пользованию психологической  картой дошкольника (готовность  к школе). - М., 2002

11. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология  детей дошкольного возраста: развитие  познавательных процессов. - М., 2004

12. Кириллова Г. Реалистические  тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная  педагогика. - М., 2000

14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю  о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2003

15. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12

16. Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к  обучению в школе. - М., 2001

17. Крутецкий В.А. Психология. - М., 2006

18. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2001

19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2002

20. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. – Обнинск, 2009.

21. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для  студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - М., 2003

22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2004

23. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М., 2004

24. Общая психология: Курс лекций  для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. - М., 2006

25. Палагина Н.Н. Развитие воображения  в русской народной педагогике // Вопросы психологии. - 2007. №6

26. Пороцкая Е. Ребенок: слово и  его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. - 2004. №9

27. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М., 2000

28. Репина Т.А. Социально-психологическая  характеристика группы детского  сада. - М., 2003

29. Рибо Т. Творческое воображение. - М, 2001.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии: В 2 т. Т.1. - М., 2003

31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2004

32. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических  особенностей дошкольника. Практикум. - М., 2006

33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2007

34. Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч. - М. - Л., 2000. Т.8

35. Щербакова А.И. Практикум по  общей психологии. - М., 2000

36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические  труды. - М., 2005

 

 

 

 

 

Приложение 1

Консультация для родителей

«Игры для развития творческого мышления» 

                   

«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все требования. 

Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте. Например: «Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику одному ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей…». Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки.

Можно использовать хорошо известные малышу сказки и придумывать разные варианты их окончания. Чем могла кончиться сказка "Курочка Ряба", если бы мышка аккуратно пробежала мимо и не смахнула бы золотое яичко? Что бы дед с бабой с ним сделали? Или оттуда вылупился бы золотой цыпленок?

***

Смастерите «Книгу Мечты» вашего малыша. Возьмите альбом, различные открытки, журналы, которые не жалко порезать, фломастеры, наклейки и т.п. Пусть ребенок создаст собственную волшебную страну. Можно наклеить домик, рядом с ним фигурку ребенка, вырезанную из фотографии, животных, которые там будут жить (Можно и фантастических, ведь это мечта!). Разрисуйте, обклейте наклейками, чтобы было весело, красочно. Идей у малыша должно быть много: кем я хочу стать, как я буду выглядеть с разными прическами, какие страны я хочу увидеть…

***

Придумывайте и рисуйте разных несуществующих зверушек. Например, Зайцехрюк – туловище и ноги поросенка, а хвостик и ушки зайца, и пятачок, или Кисокряк – на сколько хватит фантазии. А потом можно сочинить с этими персонажами увлекательную историю.

***

Очень важно для развития воображения, привить ребенку любовь к чтению. Читая, малыш представляет себе содержание книги, мысленно воссоздавая образы. Желательно, чтобы книга, которую ребенок читает, не была экранизирована. В противном случае, ребенок представляет увиденное в мультфильме или фильме, при этом снижается интерес, интрига концовки, ребенок не фантазирует.

***

Поиграйте в рифмы. Один называет слово, другой придумывает к нему рифму. Карта – парта, мышка – фишка, ножка – ложка. Сначала ребенку будет сложновато, но с практикой будет получаться все лучше и лучше.

***

Теперь можно перейти на следующий этап – стихосложение. Для начала малышу можно предложить заготовки – рифмы, которые нужно сложить в стишок. Сколько же у крохи будет гордости, когда он сам сочинит свое первое стихотворение.

***

Сочините рассказ «по цепочке». Каждый участник по очереди придумывает предложение, логически вытекающее из предыдущего. Получается очень интересная и веселая история.

***

Гуляя на улице, обратите внимание на облака. Часто облака напоминают животных или какие-нибудь  предметы, пофантазируйте вместе.

Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.  

Информация о работе Особенности развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста