Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения………………………………………………………7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца……………………………………………………………….17
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………
В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
Приложение 2
Комплексная программа занятий по развитию способности воображения для детей 4-5 лет.
Пояснительная записка
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4 - 5 лет.
Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по «Программе обучения и воспитания в ДОУ». Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т.е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.
Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств.
Программа состоит из 30 занятий (1 раз в неделю, смотреть календарно – тематическое планирование) продолжительностью 20 – 25 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и с подгруппой (6 - 8 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
Структура занятий. В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность. Для этого воспитатель, педагог-психолог может использовать следующие игровые упражнения: «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Комплименты» и т.д. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.
Данная программа может послужить основой для создания каждым воспитателем своей системы работы с детьми 4-5 лет по развитию познавательных и творческих способностей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 НЕДЕЛЯ |
2 НЕДЕЛЯ |
3 НЕДЕЛЯ |
4 НЕДЕЛЯ | |
СЕНТЯБРЬ |
Диагностика |
Занятие № 1 «Огород. Овощи» |
Занятие № 2 «Сад. Фрукты» | |
ОКТЯБРЬ |
Занятие № 3 «Золотая осень» |
Занятие № 4 «Деревья» |
Занятие № 5 «Лес. Грибы. Ягоды» |
Занятие № 6 «Одежда» |
НОЯБРЬ |
Занятие № 7 «Посуда» |
Занятие № 8 «Игрушки» |
Занятие № 9 «Обувь» |
Занятие № 10 «Перелетные птицы» |
ДЕКАБРЬ |
Занятие № 11 «Домашние птицы» |
Занятие №1 2 «Домашние животные» |
Занятие № 13 «Зима. Сказки» |
Новогодний праздник |
ЯНВАРЬ |
Новогодние каникулы |
Занятие № 14 «Дикие звери» |
Занятие № 15 «Зимующие птицы» | |
ФЕВРАЛЬ |
Занятие № 16 «Транспорт» |
Занятие № 17 «Профессии на транспорте» |
Занятие № 18 «День Защитника Отечества» |
Занятие № 19 «Профессии. Почта» |
МАРТ |
Занятие № 20 «Мамин праздник. Профессии мам» |
Занятие № 21 «Части тела и лица» |
Занятие № 22 «Весна. Первые весенние цветы» |
Занятие № 23 «Мебель» |
АПРЕЛЬ |
Занятие № 24 «Дикие животные весной» |
Занятие № 25 «Домашние животные весной» |
Занятие № 26 «Наш город. Моя улица» |
Занятие № 27 «Комнатные растения» |
МАЙ |
Занятие № 28 «Правила дорожного движения» |
Занятие № 29 «Насекомые» |
Занятие № 30 «Аквариумные рыбки» |
Итоговая диагностика |
ИТОГО |
30 занятий |
Занятие №1
Тема «Огород. Овощи»
Задачи: учить детей определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, внимание, речь; формировать умение понимать схематическое изображение позы человека, создавать новые образы на основе образа – схемы; воспитывать уважение к сверстникам, интерес к совместной деятельности.
1. «Что изображено на картинке?»
Цель: развитие восприятия, концентрации внимания.
Оборудование: картинка с изображениями контуров овощей, наложенных друг на друга.
Взрослый предлагает детям сосчитать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: развитие осязательной памяти.
Оборудование: мешочек, овощи 6 - 8 штук.
У взрослого в «чудесном» мешочке лежат овощи. Каждый из детей по очереди определяет на ощупь, называет и вынимает из мешочка этот предмет. После того, как все предметы достали, взрослый прячет овощи обратно и предлагает детям назвать увиденные овощи.
3. «Замри»
Цель: развитие схематического мышления.
Оборудование: 10 карт (20х30). На каждой карточке схематически изображен человечек, работающий в огороде, например, копает землю, удаляет сорняки и т.п.
Дети свободно передвигаются по группе, по сигналу взрослого: «Раз, два, три, замри» надо остановиться, замерев в той позе, которая изображена на карточке. Те, кто принял неправильную позу, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз с новыми карточками.
4. «На что похоже?»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: 5 - 6 карточек с различными фигурами.
Взрослый показывает детям карточку с фигуркой. Они придумывают, на какой овощ эта фигура похожа.
Занятие №2
Тема «Сад. Фрукты»
Задачи: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать цветовое восприятие, зрительную память, концентрацию внимания, творческое воображение и мышление; воспитывать активность, усидчивость.
1. «Раскрась картинку»
Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины.
Оборудование: картинка с изображением сада, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.
Взрослый предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.
2. «Запомни, какого цвета предмет»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинка с изображением фруктов.
Детям предлагается запомнить фрукты и их цвет. Затем ответить на вопросы взрослого.
3. «Загадки и отгадки»
Цель: развитие наглядно – образного мышления, речи.
Оборудование: 6 загадок о фруктах, соответствующие картинки или муляжи фруктов.
Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.
4. «Волшебная мозаика»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Оборудование: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур на каждого ребенка.
Взрослый предлагает выложить из геометрических фигур интересную картинку (по теме занятия).
Занятие №3
Тема «Золотая осень»
Задачи: учить детей пользоваться заместителями; уметь соотносить картинка с определенными знаками; развивать умение классифицировать предметы по различным основаниям, речь; тренировать слуховую память, концентрацию внимания; формировать умение создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; воспитывать поддержку, аккуратность.
1. «Разрезная картинка»
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: набор, состоящий из двух картинок «Золотая осень» (одна - целая, используется как образец; вторая - разрезана на 4 части по горизонтали и вертикали). Количество наборов определяется количеством детей.
Каждый ребенок по образцу должен собрать целую картинку.
2. «Запомни стихотворение»
Цель: развитие слуховой и образной памяти.
Оборудование: стихотворение М. Ходяковой «Еще раз про осень», картинки по содержанию.
Детям предлагается послушать и запомнить стихотворение. Чтение каждой строчки сопровождается показом соответствующей картинки.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется
Это время года осенью зовется.
Рассказать стихотворение с опорой на картинки 2 раза, затем – без зрительной опоры.
3. «Зверюшки на дорожках»
Цель: развитие схематического мышления.
Оборудование: набор, состоящий из: 10 картинок (размер 4х4) с изображением животных: 2 волка, 2 лисы, 2 зайца, 2 медведя и 2 лося. Полоска бумаги с различными значками: треугольник, квадрат, круг, овал, плюс. На каждой полоске 10 значков – 2 треугольника, 2 квадрата, 2 овала, 2 круга, 2 треугольника в различной последовательности. Полоска – образец с изображением животных и соответствующих значков: лиса – круг, заяц – треугольник, волк – плюс, лось – овал, медведь – квадрат. Количество наборов рассчитывается по количеству детей.
Взрослый предлагает все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками с изображениями животных. Можно использовать элемент соревнования: кто скорее и без ошибок накроет все картинки. Проверять правильность выполнения должны сами дети друг у друга.
4. «Что такое?»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: лист бумаги с нарисованными кругами (6 штук), цветные карандаши.
Детям предлагается «оживить» круги на тему «Золотая осень».
Занятие №4
Тема: «Деревья»
Задачи: учить запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную речь; совершенствовать восприятие и пространственные представления; формировать знания, создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать доброжелательность.
1. «Игра с листочками»
Цель: развитие восприятия, внимания.
Оборудование: 10 листьев, различающихся по длине, форме, размеру.
Предложить детям среди этих листьев найти: длинные, короткие, большие, маленькие, прямоугольные, круглые.
2. «Осенние листья»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинка с изображением листьев (вверху образец, под ним 3 ряда листьев по 3 штуки в каждом).
Детям предлагается посмотреть на образец, запомнить его. Далее образец закрывается. Дети должны отыскать листик с образца среди остальных.
3. «Кто за каким деревом прячется?»
Цель: развитие внимания, образного мышления.
Оборудование: картинки – лабиринты.
Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными деревьями и детьми. Он должен с помощью указки проследить, кто из детей за каким деревом спрячется, определить его название.
4. «Нарисуй картинку»
Цель: развитие воображения и мелкой моторики.
Оборудование: комплект счетных палочек на каждого ребенка.
Дети с помощью счетных палочек «нарисовать» знакомые деревья.
Занятие №5
Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»
Задачи: учить запоминать узор и изображать его на бумаге; развивать мелкую моторику, восприятие формы и величины, концентрацию внимания; формировать связную речь, образное мышление; воспитывать отзывчивость, аккуратность.
1. «Найди каждому листочку свое место»
Цель: развитие восприятия.
Оборудование: карточка с 16-ю квадратами: верхняя строчка по горизонтали - цветовые пятна (красный, зеленый, желтый), справа в трех клетках по вертикали – веточки с разным количеством листочков (от 1 до 3) и 9 предметных картинок, на которых изображены веточки с листьями различной окраски (красный, зеленый, желтый) и количеством листочков (от 1 до 3).
Оборудование: карточка с 16-ю квадратами: верхняя строчка по горизонтали - цветовые пятна (красный, зеленый, желтый), справа в трех клетках по вертикали – веточки с разным количеством листочков (от 1 до 3) и 9 предметных картинок, на которых изображены веточки с листьями различной окраски (красный, зеленый, желтый) и количеством листочков (от 1 до 3).
Дети должны разместить картинку с листочками в соответствующий «домик»: заданного цвета, с определенным количеством листочков.
2. «Нарисуй узор по памяти»
Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики