Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 00:20, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические условия, влияющие на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития творческого воображения………………………………………………………7
1.1 Понятие творческого воображения в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста..11
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца……………………………………………………………….17
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..17
2.2. Реализация педагогических условий по развитию творческого…………24 воображения у детей среднего дошкольного возраста в работе воспитателя
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста……………………….28
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………
4) Образ воображения может
Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап процесса развития творческого воображения начинается с появлением ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества. Затем следующий этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л.С. отмечает, что "диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются". [4] Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.
Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимать различные формы образов.
Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.
Нельзя сказать, что процесс творческого воображения сразу же заканчивается. Оно будет закончено тогда, когда представление воплотится во внешнем образе.
Творческое воображение является достаточно сложным явлением и зависит от определенных факторов. Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по-разному.
1.2. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста
У детей воображение начинает развиваться ближе к двум годам. Первые фантазии можно разглядеть в играх. Например, малыш, который научился укачивать куклу, может начать укачивать ложку, если куклы не оказалось под рукой. Это и есть “воображаемое укачивание”. У детей до трех лет воображение еще развито слабо. В играх обычно повторяются несложные действия - умывание, кормление, покупка продуктов, лечение. То есть, это те действия, которые ребёнок неоднократно видел дома.
Малышу до трех лет еще сложно добавить в игру вымышленный предмет. Например, при отсутствии градусника, померить кукле температуру карандашом. Фантазия начинает активно развиваться после трех лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется его круг действий. Ребёнок после трех лет в своих играх уже не только воспроизводит действия родителей, но и сочиняет новые (полёт на луну). Например, во время игры в магазин дошкольник может заменить кассовый аппарат коробкой из под конфет.[8]
Малыш трех-четырех лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
В среднем дошкольном возрасте от 4 до 5 лет воображение у ребенка становится более творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок меняет рассказы, придумывает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но, в отличие, от школьника, ему еще трудно фантазировать “про себя”, не действую при этом. То есть, малышу 4-5 лет нужно строить, рассказывать или рисовать, чтобы воображать.
Средний дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем творческого. Этот период является сензитивным для формирования фантазии. Собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир у ребенка недостаточны. "Поле неопределенности" в восприятии жизни так велико, что решать постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире.
В старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 лет ребёнок уже может фантазировать “внутри” - придумывать далёкие континенты, новые миры, странные происшествия, фантастических животных.[8]
Творческое воображение развивает чувства детей, а также способствует более интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, которые, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Творческое воображение развивает личность ребенка, помогает различать добро и зло. Для того чтобы развитие творческого воображения шло у ребенка успешно, для этого нужны определенные психолого-педагогические условия в дошкольном учреждении.
1.3. Характеристика педагогических условий для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ
В настоящие время, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировались поиски педагогических условий способствующих развитию творческого воображения. В современном обществе все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого успеха и личного благополучия ребенка.
Дошкольный возраст – это яркая,
неповторимая страница жизни, когда ребенок
с радостью открывает для себя уникальный мир окружающей действительности.
Поэтому старший дошкольный возраст является
сензитивным периодом для развития творческого
воображения.
В философском словаре само
понятие «условие» трактуется как категория
выражающая отношение предмета к окружающим
его явлениям, без которых ребенок существовать
не может. Условия составляют ту среду,
обстановку в которой ребенок существует,
развивается.
В педагогике «условия» рассматриваются
как обстоятельства, обеспечивающие достижение
поставленной цели.
В отечественной психологии
и педагогике были выделены следующие
условия, способствующие развитию творческого
воображения у дошкольников:
Выделенные первые условия говорят о том, что для развития творчества необходимо исходить из внутренней потребности самого ребенка. Естественное удовлетворение плюс удобные инструменты этой потребности- это и есть самостоятельное развитие ребенка.
Педагог-новатор Б.П. Никитин предлагает такие педагогические условия:
1. Создать ребенку такую среду и систему отношений, которая бы стимулировала на разнообразную творческую деятельность.
2. «Свобода в выборе деятельности»
- т.е. учитывать желание ребенка, его интерес,
направленный на развитие творческого
воображения.
Автор считает, что необходимо
создать приемлемую среду для творческого
процесса, где будут соответствующая атмосфера,
свобода для успешного развития и преодоления
трудностей [20].
Другие авторы также выделяют одним из важных условий - это создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству т.е. желательно создать «центр искусства» так, чтобы дети могли свободно и по своим интересам взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым творческую активность. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющие впечатления. [11]
Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:
Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.
Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.
Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.
Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.
Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.[29]
Подводя итог, можно сказать следующее, что для успешного развития творческого воображения у детей в дошкольном возрасте, находящихся в дошкольном учреждении, необходимо соблюдение ряда педагогических условий. К таким условиям относятся:
-психологически комфортная обстановка в группе, эстетически-привлекательная среда, и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;
- организации системы занятий по развитию творческого воображения, посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование и применения игровых методов и приемов, доступных и интересных для ребенка.
- методическая работа с
Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения детей среднего дошкольного возраста становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.
Вывод по первой главе: Воображение ребенка необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сентизивный» период для такого развития - это дошкольный возраст. «Воображение,- как писала психолог О. М. Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний» [12].
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Эффективность целенаправленной работы по развитию творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста зависит от педагогических условий, к которым относятся:
Практическая работа по изучению особенностей развития творческого воображения будет рассмотрена в следующей главе.
Глава 2. Изучение особенностей развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца
2.1.Диагностика уровня развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
Для того, чтобы влиять на развитие творческого воображения ребенка необходимо изучить особенности творческого воображения и оценить уровень его развития. Наше исследование состояло из трех этапов: диагностика уровня развития творческого воображения у детей из средней группы, анализ педагогических условий в ДОУ для развития творческого воображения и разработка методических рекомендация для воспитателей.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Детский сад № 102» г. Череповца. В исследовании принимали участие 15 детей из средней группы №7 «Ландыши» в возрасте от 4 до 5 лет.
Таблица 1. Список детей исследуемой группы
№ п/п |
Имя |
Возраст |
1 |
Алена С. |
4.3 |
2 |
Арина Т. |
4.2 |
3 |
Валя Я. |
4.4 |
4 |
Варя Д. |
4.6 |
5 |
Вера М. |
4.7 |
6 |
Вика Ш. |
4.1 |
7 |
Витя Я. |
4.4 |
8 |
Влад Р. |
4.3 |
9 |
Гена С. |
4.5 |
10 |
Диана Ю. |
4.6 |
11 |
Дима В. |
4.5. |
12 |
Женя Б. |
4.4. |
13 |
Илья Б. |
4.6 |
14 |
Ира Г. |
4.3. |
15 |
Валерия М. |
4.3 |