Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 08:14, реферат
Цель исследования - повышение мотивации обучения на уроках чтения через развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Классифицировать приёмы развития творческих способностей младших школьников;
3. Изучить реальное состояние проблемы;
Введение
Глава 1. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника
1.1 Значение творческих способностей для развития младшего школьника
1.2 Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения
1.3 Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективных приёмов развития творческих способностей младших школьников
2.1 Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников
2.2 Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
Список литературы
Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество. "К творчеству призван всякий человек", - утверждает Н.А. Бердяев. "Творчество, - считает В. Энгельгард, - самый высокий дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его развития, наивысшее проявление человеческого духа, самый драгоценный источник радости и счастья". В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество возможно лишь на основе полной свободы, не скованной узами бытия, не выводимой из бытия. В любом творчестве присутствует новизна, не детерминированная окружающей действительностью. Это и есть элемент свободы, который "приходит во всякий подлинный творческий акт; в этом тайна творчества; в этом смысле творчество - есть творчество из ничего". [4, с. 20]
В педагогике и психологии термин "творчество" рассматривается в контексте понятия "творческая деятельность". Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. В трудах ученых "Павловской школы" (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, В.В. Савич, А.А. Ухтомский и др.) творческая деятельность определялась с рефлексологической точки зрения. Творческую ситуацию они трактовали как раздражитель, понимая творческую деятельность как реакцию на такой раздражитель. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется путем воспроизведения прошлого опыта весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю - проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения - доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность. [7, с.7]
Доминирующей точкой зрения среди исследователей является предположение, что креативные люди осваивают избранный вид деятельности практически на всех этапах этого процесса творчески, не прибегая к подражательным действиям. Однако выделяется и другой подход к определению творческой деятельности, который основан на предположении, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества (Н.М. Гнатко, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин, В.А. Просецкий, П.А. Рудик и др.). [8, с.17]
В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:
- зоркость в
поисках как специфическое
- способность
к свертыванию мыслительных
- способность к видению (постановке) проблем;
- оригинальность мышления;
- диалектичность мышления;
- гибкость мышления;
- антиконформизм мышления;
- критичность мышления;
- легкость ассоциирования и воображения;
- способность генерирования идей (умение развивать их);
- способность
к оценочным действиям и
- готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.
Наличие методической литературы и исследование реального состояния проблемы, посредством анализа уроков чтения в школе доказывают, что проблема существует. Исследуя труды многих авторов можно прийти к выводу, что творческие способности необходимы ребёнку, несут развивающую, а также и оздоровительную функцию. Способствуют самореализации ребёнка, развития его индивидуальности.
1.2 Творческая
деятельность младшего
Курс литературного
чтения представляет собой часть
единой системы филологического
воспитания младшего школьника на основе
дидактических принципов и
Обязательным
компонентом системы начального
литературного образования
Интересна с этой точки зрения система Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Она подразумевает непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в позиции "автор", то в позиции "читатель". [8, с.5]
В программе Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко "Азбука словесного искусства" также заложено обязательное написание сочинений-подражаний с установкой на определённый сюжет. Программа "Литературное чтение" В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой содержит блок "Обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности". В программе О.В. Джежелей "Литература и чтение" творческая деятельность детей предполагается, прежде всего, на уроке творчества с опорой на учебный материал.
Обычно рекомендуется такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация, сочинения. Примеры творческих заданий на сочинение: "придумайте свои характеры для наших кочанов капусты, подумайте, где они могли встретиться, о чём разговаривать", или: "придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя мычащие, скрипящие, гремящие, лающие, визжащие и другие звучные слова". [10, с.118]
Важно вместе с
детьми выявить и обсудить те критерии,
по которым будет определяться успешность
выполненного задания, его художественная
ценность. В.А. Левин считает необходимым
формировать у ребёнка
На уроке по
чтению при изучении фольклорного материала
можно использовать пальчиковый
театр - такая работа способствует развитию
выразительности речи. Совсем не обязательно
создавать специальные уроки
развития, элементы таких упражнений
должны присутствовать на каждом учебном
занятии и методично
Можно понаблюдать за небом, облаками, окружающей природой, воздухом и составить рассказ "Наш школьный двор осенью". На практике наблюдается тот факт, что детям очень трудно даётся навык чтения, умение высказывать, выражать свои чувства. [16, с.46]
Творческая деятельность ученика - центральное звено в обучении. Включение детей в творческую деятельность - основной путь их развития. Развивающее обучение характеризуется именно тем, что учащиеся постоянно включаются в творческую деятельность, и это является его критерием.
Творческая деятельность характеризуется тем, что это деятельность в нестандартных условиях, когда учащиеся не располагают ориентировочной основой, ее необходимо предварительно найти, а затем использовать для достижения целей. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На уроках чтения посредством творческих заданий решаются следующие задачи:
формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях, наблюдениях);
формировать умение озаглавливать текст;
формировать умение составлять план (картинный, схематичный, цитатный); [8, с.5]
Творческие работы на уроке:
графическое иллюстрирование;
словесное рисование;
творческий пересказ;
чтение по ролям;
драматизация.
Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры, кукольный театр на основе содержания прочитанных произведений. [10, с.118]
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить ребёнка к образам, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. [10, с.119]
Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими-либо изменениями (приложение1):
добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
изменить грамматическое время глаголов;
придумать, как могли разворачиваться события дальше и т.д.
Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им. [10, с.119]
Виды театральной педагогики: пантомима - помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения; живая картина - даёт возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое состояние каждого героя. [16, с.46]
Таким образом, все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания, возможно, применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и содержанию различных обучающих программ. Специальных знаний от учителя не требуют, поэтому не должны вызвать трудности в их организации и реализации.
1.3 Характеристика
различных приёмов развития
Д.Б. Эльконин в своём исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере в данной деятельности младший школьник следует логике реальной жизни и на сколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами её воплощения - это создаёт необходимость дополнить недостающие элементы ситуации образами воображения. [8, с.16]
Театрализация является творческой формой изучения учебного материала. Сейчас театр всё чаще и многофункциональнее используется в школьном пространстве: театр - как средство психического развития, диагностики особенностей сенсорики и индивидуальной одарённости; театр как метод самопознания, естественное средство психокоррекции и способ накопления поведенческого опыта. Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают положительный эмоциональный фон занятия. [16, с.46]
Театрализация - одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными. Повышается авторитет учителя и среди коллег. Театральная педагогика обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями и привлечения их к данному виду искусства.
Драматизация учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театральные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. Театральная педагогика способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей.
Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: придумывают сценарий, исполняют роли, клеят, рисуют декорации, шьют костюмы. Во время таких занятий ребёнок учиться общаться. Театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании у подрастающего поколения духовной культуры - системы ценностей, мотивов поведения, отражённых в мировоззрении, идейной позиции. [8, с.17]
Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание "Сказок на новый лад", изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение. Стихотворения трудно или даже невозможно драматизировать, но их можно читать, исполняя разные роли (поэта, внешнего наблюдателя и т.д.) Такие задания повысят интерес к литературе.
Пантомима имеет
также и оздоровительное
Широко используется графическое иллюстрирование. Специфическое значение детской изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребёнка неоспоримо. Следует особо подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка. Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей, участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности. [2,c.104]