Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 08:14, реферат
Цель исследования - повышение мотивации обучения на уроках чтения через развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Классифицировать приёмы развития творческих способностей младших школьников;
3. Изучить реальное состояние проблемы;
Введение
Глава 1. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника
1.1 Значение творческих способностей для развития младшего школьника
1.2 Творческая деятельность младшего школьника на уроках чтения
1.3 Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективных приёмов развития творческих способностей младших школьников
2.1 Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников
2.2 Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
Список литературы
Наименование:
Диплом Особенности
Предмет:
Педагогика
Год сдачи:
2011
Объем (страниц):
Уникальность по antiplagiat.ru:
--
Дата публикации:
29.01.2011
Описание (план):
5
Содержание
Введение
Актуальность
данного исследования, для теории
и практики работы начальной школы,
во-первых, заключается в том, что
в последние годы остро обозначилась
потребность в творческих людях,
имеющих нестандартный взгляд на
проблемы. Во-вторых, для многих педагогов
и родителей очевидно - дети перестают
читать, так как появилось множество
других источников знаний, возможно, творческие
работы помогут развить интерес
к литературному чтению. В-третьих,
предполагается, что само творчество,
как вид деятельности, имеет развивающую
функцию, что достаточно актуально
в современной системе
Во все времена высоко ценилось искусство. Создавая новое, творческие люди создают и часть культуру своей страны, от них зависит, на какой уровень культурного развития поднимется государство. Например, города с выдающейся архитектурой привлекают к себе внимание туристов, а туризм является ресурсом для пополнения бюджета у многих европейских стран. Таким образом, творческие люди - двигатель прогресса, так как само по себе творчество - это создание нового. Привить креативность личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у ребёнка и более развита фантазия.
Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие. Эта проблема волновала всегда. Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов. Для реализации данных идей необходимо дидактическое обновление образовательного процесса, создание качественно новой системы развития творческой личности. "Погружение в творчество" должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности. Таким образом, актуальность диктует вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. [15, с.44] Но как этого добиться? Какие проблемы могут встать на пути к цели? В чём особенности творческого воспитания? Данное исследование направленно на решение этих вопросов.
Проблема исследования заключается в поиске путей разрешения противоречия между требованиями общества и существующей на практике пассивностью большей части школьников в отношении к данному вопросу.
Объектом исследования является развитие творческих способностей младшего школьника на уроке чтения.
Предметом исследования являются эффективные приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках чтения.
Цель исследования - повышение мотивации обучения на уроках чтения через развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Классифицировать
приёмы развития творческих
3. Изучить реальное состояние проблемы;
4. Разработка и
апробация комплекса
5. Анализ и обобщение исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что если в системе обучения чтению применять эффективные приёмы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение и восприятие и привить любовь к прекрасному, что повысит мотивацию в обучении, при определённых условиях:
1. Если приёмы подобраны в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей;
2. Если составлен
комплекс занятий с
Методы: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент; собеседование.
Практическая значимость состоит в возможности использования данного труда, как методического пособия.
Этапы работы:
1. Изучение и
анализ литературы, формирование
проблемы исследования и
2. Анализ проблемы в реальной практике, разработка практических мероприятий;
3. Внедрение и анализ;
4. Обобщение, оформление работы.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, состоящих из трёх параграфов, заключения, библиографии и приложения.
Глава 1. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника
1.1 Значение творческих способностей для развития младшего школьника
Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества - "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности. [4, с.7]
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства. [4, с.17]
Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу - психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы. [15, с.4] Интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие минутки дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету - он активнее работает после таких занятий. [2, с.140]
Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Дети через творческую работу, самосозидание включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.
С течением времени
экологические факторы все
Креативность человека как творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе здоровьетворения - деятельности, мотивированной духовными потребностями в самосозидании и созидании вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.
Творчество и здоровье как "норма жизни" находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и д. р.) - выступает "нормой жизни". В то же время здоровье является своеобразным показателем творчества личности, её созидательных устремлений. Отсюда возможна и обратная связь - с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни. [14, с.43]
Физическое развитие. Такая творческая деятельность, как театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, овладение пластикой движений, формирование осанки, постановки голоса, дикции. При рисовании развивается мелкая моторика рук, что способствует выработке красивого почерка.
Психоэмоциональное развитие. Формируется культура чувств детей: созидание своих ощущений, эмоций, переживаний, способность управлять ими, понимание своего внутреннего мира для достижения общего душевного комфорта. Большое значение приобретают положительные эмоциональные переживания детей, радость совместного творчества.
Главное направление развития эмоциональной сферы - это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. [4, с.22] Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание.
Интеллектуальное развитие. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия - источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. [7, 23]
По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими. [15, с.7]
Социальное развитие. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры. [14, с.46]
Творческие задания,
как, например, пересказ истории лягушки
путешественницы от лица прутика, за
который она держалась в
Кроме позитивного влияния творческих упражнений на развитие ребёнка, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения.
Одним из условий повышения воспитывающей роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы психики.
От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.