Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 04:41, курсовая работа
Цель исследования: определить педагогические условия обогащения речи детей старшего дошкольного возраста фразеологическими средствами.
В соответствии с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:
1) Раскрыть лингводидактические основы лексического развития дошкольников.
2) Изучить особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 6-го года жизни.
Определить содержание и методику работы над фразеологическими оборотами словарем с детьми дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….….……………......3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…………..
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста…...
1.2 Фразеологические обороты в жизни дошкольников………………...9
1.3 Проблема лексического развития детей в дошкольной лингводидактике…...……………...……….……………………….13
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ…......19
2.1 Особенности усвоения фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста………………………………….……….….....19
2.2 Обогащение речи детей фразеологическими оборотами...…...…....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………..…...….................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…..……………..……….....34
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет …
Кафедра …
КурсОвая работа
ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ОБОРОТАМИ
Работу выполнила:
студентка … группы … курса
… формы получения образования
…
Научный руководитель:
… (кандидат педагогических наук)
…
Минск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…………..…………........5
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста…...………………………...5
1.2 Фразеологические обороты в жизни дошкольников………………...9
1.3 Проблема
лексического развития детей в дошкольной
лингводидактике…...……………...………
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ…......19
2.1 Особенности
усвоения фразеологизмов детьми старшего
дошкольного возраста………………………………….……….…...
2.2 Обогащение речи детей фразеологическими оборотами...…...…....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.…..……………..……….....
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….……....……….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Развитие умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни активно способствует обогащению речи, которая становится яркой и красивой. Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах. Как отмечают лингвисты A.M. Бабкин, В.В. Виноградов, В.П. Жуков, Н.М. Шанский и другие, они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает связную речь содержательной, насыщенной, точной.
На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Исследования показывают значимость этой работы, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов и развитие образной речи старших дошкольников. Таким образом, исследования педагогов и психологов, направленные на изучение особенностей художественного восприятия, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять средства выразительности. В данном случае – фразеологизмы.
Исследователи детской речи (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский и др.) отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию речи детей, некоторые аспекты лексического развития дошкольников остаются недостаточно изученными. Особую актуальность приобретает важность процесса обогащения и активизации словаря в общем психическом развитии ребенка, с одной стороны, и потребность в разработке методов и приемов работы, обеспечивающих понимание и активизацию фразеологизмов в речи дошкольников.
Цель исследования: определить педагогические условия обогащения речи детей старшего дошкольного возраста фразеологическими средствами.
В соответствии с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:
Определить содержание и методику работы над фразеологическими оборотами словарем с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: речь детей 6-го года жизни.
Предмет исследования: процесс формирования фразеологического словаря в речи старших дошкольников.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 264» г. Минска.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный сравнительный анализ высказываний дошкольников; анализ и обобщение экспериментальных данных.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Речь, как отмечает С.Л. Рубинштейн [24, с. 402], является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.
Лингвистическую основу составляет учение о языке как знаковой системе. Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.
Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского [9], А.А. Леонтьева [15], Д.Б. Эльконина [36] и других. Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.
В.В. Богословский подчеркивает, что развитие речи ребенка или, как говорят в психологии, его вербального поведения, представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.
Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Его начало связано с гулением и лепетом — речевыми сигналами, сменяющими плач и крик на третьем месяце жизни. Развитие фонематического слуха и моторных компонентов речепроизводства протекает интенсивно до подросткового возраста и связано с сенсорной организацией и сенсорным развитием личности.
Второй — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Он начинается со второго года жизни, когда ребенок начинает произносить отдельные слова в целях общения. Несколько позже, примерно с 3 лет, начинается активное овладение синтаксисом и грамматической формой слова. К 7 годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи. В школьном обучении лексика и синтаксис совершенствуются на основе письменной речи.
Третий — овладение семантикой (смысловой стороной) языка. Второй и третий аспекты языкового развитии возникают одновременно, но углубленное овладение семантикой наиболее ярко выражено в период школьного обучении, и особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрение, высшие чувства, произвольное поведение. Семантическое значение слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение [21, с. 259-260].
Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности [9, с. 322].
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение даже элементарных понятий.
Смысловым содержанием слова, его значения дети овладевают постепенно. Поначалу ребенок соотносит слово лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы для ребенка обозначает только те часы, которые висят на стене в комнате).
Важная особенность словаря ребенка — это меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка, как отмечает А.М. Бородич, входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни [4, с. 89-90]. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно постоянно помнить основную цель обучения языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном этапе понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Перевод из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.
Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Ф.А. Сохин указывает, что качественная характеристика словаря – это постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. Количественная сторона развития словаря – это увеличение запаса слов, которое происходит на каждом году жизни ребенка: в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч [23, с. 79-80].
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.
Л.С. Выготский отмечает, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением высокого типа [9, с. 325].
Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературных источниках (А.Н. Гвоздев [11], Ю.К. Шергилашвили [35]) отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
Информация о работе Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами