Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия обогащения речи детей старшего дошкольного возраста фразеологическими средствами.
В соответствии с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:
1) Раскрыть лингводидактические основы лексического развития дошкольников.
2) Изучить особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 6-го года жизни.
Определить содержание и методику работы над фразеологическими оборотами словарем с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….….……………......3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…………..
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста…...
1.2 Фразеологические обороты в жизни дошкольников………………...9
1.3 Проблема лексического развития детей в дошкольной лингводидактике…...……………...……….……………………….13
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ…......19
2.1 Особенности усвоения фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста………………………………….……….….....19
2.2 Обогащение речи детей фразеологическими оборотами...…...…....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………..…...….................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…..……………..……….....34
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами.docx

— 593.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет …

 

Кафедра …

 

 

 

 

 

 

 

 

КурсОвая работа

 

ОВЛАДЕНИЕ ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ОБОРОТАМИ

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка … группы … курса

… формы получения образования

 

Научный руководитель:

… (кандидат педагогических наук)

 

 

 

 

 

Минск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….….……………......3

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…………..…………........5

1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста…...………………………...5

1.2 Фразеологические обороты в жизни дошкольников………………...9

1.3 Проблема лексического развития детей в дошкольной лингводидактике…...……………...……….……………………….13

 

ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ…......19

2.1 Особенности усвоения фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста………………………………….……….….....19

2.2 Обогащение речи детей фразеологическими оборотами...…...…....23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………..…...….................32

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…..……………..……….....34

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….……....………..……...…..……….…....36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Развитие умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни активно способствует обогащению речи, которая становится яркой и красивой. Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в частности, во фразеологизмах. Как отмечают лингвисты A.M. Бабкин, В.В. Виноградов, В.П. Жуков, Н.М. Шанский и другие, они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает связную речь содержательной, насыщенной, точной.

На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова и др. Исследования показывают значимость этой работы, в которых непосредственно затрагивались вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов и развитие образной речи старших дошкольников. Таким образом, исследования педагогов и психологов, направленные на изучение особенностей художественного восприятия, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять средства выразительности. В данном случае – фразеологизмы.

Исследователи детской речи (Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский и др.) отмечают повышенный интерес дошкольников к фразеологизмам. Дети выделяют их из речи взрослых, задают вопросы, требующие объяснения значений. В устойчивых оборотах их привлекает необычное сочетание слов, яркость звучания.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию речи детей, некоторые аспекты лексического развития дошкольников остаются недостаточно изученными. Особую актуальность приобретает важность процесса обогащения и активизации словаря в общем психическом развитии ребенка, с одной стороны, и потребность в разработке методов и приемов работы, обеспечивающих понимание и активизацию фразеологизмов в речи дошкольников.

Цель исследования: определить педагогические условия обогащения речи детей старшего дошкольного возраста фразеологическими средствами.

В соответствии с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:

  1. Раскрыть лингводидактические основы лексического развития дошкольников.
  2. Изучить особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 6-го года жизни.

Определить содержание и методику работы над фразеологическими оборотами словарем с детьми дошкольного возраста.

Объект исследования: речь детей 6-го года жизни.

Предмет исследования: процесс формирования фразеологического словаря в речи старших дошкольников.

База исследования: ГУО «Ясли-сад № 264» г. Минска.

В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный сравнительный анализ высказываний дошкольников; анализ и обобщение экспериментальных данных.

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста

 

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь, как отмечает С.Л. Рубинштейн [24, с. 402], является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Лингвистическую основу составляет учение о языке как знаковой системе. Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.

Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах    Л.С. Выготского [9], А.А. Леонтьева [15], Д.Б. Эльконина [36] и других. Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.

В.В. Богословский подчеркивает, что развитие речи ребенка или, как говорят в психологии, его вербального поведения, представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Его начало связано с гулением и лепетом — речевыми сигналами, сменяющими плач и крик на третьем месяце жизни. Развитие фонематического слуха и моторных компонентов речепроизводства протекает интенсивно до подросткового возраста и связано с сенсорной организацией и сенсорным развитием личности.

Второй — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Он начинается со второго года жизни, когда ребенок начинает произносить отдельные слова в целях общения. Несколько позже, примерно с 3 лет, начинается активное овладение синтаксисом и грамматической формой слова. К 7 годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи. В школьном обучении лексика и синтаксис совершенствуются на основе письменной речи.

Третий — овладение семантикой (смысловой стороной) языка. Второй и третий аспекты языкового развитии возникают одновременно, но углубленное овладение семантикой наиболее ярко выражено в период школьного обучении, и особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются мировоззрение, высшие чувства, произвольное поведение. Семантическое значение слов языка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение [21, с. 259-260].

Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности [9, с. 322].

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение даже элементарных понятий.

Смысловым содержанием слова, его значения дети овладевают постепенно. Поначалу ребенок соотносит слово лишь с конкретным предметом или явлением. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, слово часы для ребенка обозначает только те часы, которые висят на стене в комнате).

Важная особенность словаря ребенка — это меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка, как отмечает А.М. Бородич, входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни [4, с. 89-90]. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно постоянно помнить основную цель обучения языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном этапе понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Ф.А. Сохин указывает, что качественная характеристика словаря – это постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. Количественная сторона развития словаря – это увеличение запаса слов, которое происходит на каждом году жизни ребенка: в 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч [23, с. 79-80].

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.

Л.С. Выготский отмечает, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением высокого типа [9, с. 325].

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературных источниках (А.Н. Гвоздев [11], Ю.К. Шергилашвили [35]) отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

Информация о работе Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами