Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 04:41, курсовая работа
Цель исследования: определить педагогические условия обогащения речи детей старшего дошкольного возраста фразеологическими средствами.
В соответствии с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:
1) Раскрыть лингводидактические основы лексического развития дошкольников.
2) Изучить особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 6-го года жизни.
Определить содержание и методику работы над фразеологическими оборотами словарем с детьми дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….….……………......3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…………..
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста…...
1.2 Фразеологические обороты в жизни дошкольников………………...9
1.3 Проблема лексического развития детей в дошкольной лингводидактике…...……………...……….……………………….13
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ…......19
2.1 Особенности усвоения фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста………………………………….……….….....19
2.2 Обогащение речи детей фразеологическими оборотами...…...…....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………..…...….................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…..……………..……….....34
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.3 Проблема лексического развития детей в дошкольной лингводидактике
В современной методике (О.С. Ушакова [30], М.М. Алексеева, Б.И. Яшина [2] и др.) цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
М.М. Алексеева, В.И. Яшина отмечают, что словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка [2, с. 138].
О.С. Ушакова подчеркивает, что словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи [30, с. 43].
А.М. Бородич указывает, что словарная работа – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов, при проведении которой необходимо придерживаться следующих принципов [4, c. 89-90]:
Ф.А. Сохин подчеркивает, что развитие словаря – длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в общении. Основными задачами словарной работы являются:
1. Обеспечить
количественное накопление
2. Обеспечить
освоение социально
3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в дошкольном учреждении [23, с. 81].
О.С. Ушакова подчеркивает, что в ходе словарной работы решаются следующие общие задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов).
Обогащение словаря детей влияет на формирование более точных представлений об окружающем, а также является базой для развития связной речи, что способствует полноценному общению со сверстниками и взрослыми.
Обогащение словаря включает в себя:
- формирование правильной
- усвоение новых слов-названий;
- формирование связи между
2. Закрепление
и уточнение словаря. Эта задача
обусловлена тем, что у детей
слово не всегда связано с
представлением о предмете. Они
часто не знают точного
3. Активизация
словаря. Усваиваемые детьми слова
делятся на 2 категории: пассивный
словарь (слова, которые дети понимают,
но не употребляют в своей
речи) и активный словарь (слова,
которые ребенок не только
понимает, но активно, при всяком
подходящем случае употребляет
в речи). Новое слово войдет
в активный словарь в том
случае, если оно будет закреплено
и воспроизведено в речи. Ребенок
должен не только слышать речь
воспитателя, но и воспроизводить
ее много раз, так как при
восприятии участвует только
слуховой анализатор, а в говорении
– еще и мускульно-
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, просторечий, жаргонных). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды [30, с. 44].
В содержание словарной работы входит:
1. Бытовой словарь (части тела, лица, одежда, посуда ….)
2. Природоведческий словарь (живая, неживая природа)
3. Обществоведческий словарь (страна, труд людей, праздники, армия)
4. Эмоционально-оценочная лексика (слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства)
5. Слова, обозначающие время, пространство, количество.
По мнению М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной [2], большое значение для обогащения и активизации словаря имеют бытовая, трудовая, творческая художественная деятельность, занятия по другим разделам программы.
Методы словарной работы делятся на две группы [2; 4; 23; 30]:
І. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, целевые прогулки и экскурсии; рассматривание картин, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач.
ІІ. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны (рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Важнейшим в словарной работе с детьми дошкольного возраста является принцип коммуникативного подхода, который предполагает использование различных форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
Усложнение содержания словарной работы в каждой возрастной группе связано с постепенно развивающимися возможностями дошкольника в познании окружающего мира. О.С. Ушакова [30] выделяет три направления усложнения словарной работы:
1) обогащение словаря детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
2) введение слов, обозначающих качества, свойства и отношения предметов и явлений, на основе углубления знаний о них. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;
3) введение
в лексикон слов, обозначающих
элементарные понятия. Этот процесс
предполагает наличие у детей
умения обобщать предметы и
явления по существенным
Все три направления словарной работы на соответствующем уровне реализуются во всех возрастных группах на разном содержании: при ознакомлении с объектами, явлениями живой и неживой природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д.
Задачи развития словаря в старшей группе [29, с. 306-307]:
• обогащать словарный запас детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
• учить употреблять в речи слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов (хрупкий, прозрачный, бесцветный, звонкий), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло, металл, ткань и т. п.);
• содействовать дальнейшему развитию у детей видовых и родовых понятий, умения осуществлять их дифференциацию (тарелка глубокая и мелкая; транспорт наземный, подземный, воздушный, водный; одежда зимняя, летняя, демисезонная);
• углублять представления детей о том, что слово имеет значение, смысл (шепотом – 'тихо говорить', на цыпочках – 'тихо идти') и что слова в разговоре необходимо употреблять в соответствии с их значением;
• содействовать дальнейшему развитию у детей понимания таких языковых явлений, как антонимия (свежий хлеб – черствый хлеб; свежая рубашка – грязная, мятая рубашка), синонимия (свежий хлеб – мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка – чистая рубашка), многозначность слова (острый нож, острый язык, острая горчица), учить активно использовать их в речи;
• воспитывать интерес к значению слова, особенно мотивированного («Почему это растение называется вьюнок?», «Как вы думаете, почему эти ягоды называются черникой, голубикой, земляникой?»);
• знакомить с доступными дошкольникам фразеологизмами (спустя рукава, из пустого в порожнее и т. п.); подводить детей к пониманию образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок, поощрять использование их в своей речи.
При этом важно:
* приобщать дошкольников к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним;
* развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх и других видах деятельности, учить пользоваться неречевыми средствами коммуникации – жестами, мимикой, движениями.
Словарная работа в разных возрастных группах должна строиться на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, психического развития в целом, а также текущих задач.
Впервые, формирование фразеологического словаря в дошкольном возрасте, как актуальная проблема, была поставлена в диссертационном исследовании Ю.С. Ляховской, выполненной в конце 60-х гг. под руководством А.М. Бородич [4]. Она экспериментальным путем доказала, что старшим дошкольникам доступно понимание значений многих фразеологических оборотов. Ею были намечены вопросы для дальнейшего изучения, в частности, методика работы над этой лексической группой, уточнение количественного и качественного состава фразеологического словаря.
Методические разработки для воспитателей детских садов, написанные В.В. Гербовой [12], содержат занятия, на которых внимание дошкольников обращалось на фразеологизмы (Например, души не чаять, горько плакать при ознакомлении с русской народной сказкой «Снегурочка»).
Интерес представляет исследование Н.В. Гавриш [10], в котором развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста показано на материале малых фольклорных форм – пословиц, загадок, поговорок, а также фразеологизмов. При знакомстве детей с фразеологическими оборотами ею решались следующие задачи:
1. Выявить особенности восприятия детьми образного строя литературных и фольклорных произведений.
2. Определить
уровни развития образной речи
в словесном творчестве и
3. Разработать содержание и методы формирования образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку и ознакомления с художественной литературой.
4. Определить пути использования малых фольклорных форм и фразеологизмов для развития образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях.
Ею использовались следующие приемы работы с фразеологизмами:
- знакомство
с устными выражениями в
- выделение
фразеологизмов детьми из
- анализ фразеологизмов воспитателем, объяснение их значения;
- выполнение
творческих заданий на
Н.В. Гавриш [10] показала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи. Важен вывод о необходимости формирования понимания у дошкольников целесообразности использования образных выражений в литературных произведениях, что повышает возможность включения фразеологических оборотов в их собственные высказывания.
В исследовании И.Н. Митькиной [18] представлены педагогические условия, способствующие накоплению, пониманию значений и активизации фразеологизмов в речи детей старшего дошкольного возраста. Разработанная И.Н. Митькиной методика обогащения словаря старших дошкольников фразеологическими единицами способствует формированию интереса к образным средствам номинации; развитию умений выделять образные выражения речи, понимать смысл необычного сочетания слов из контекста, произвольному включению фразеологических средств в собственные высказывания; точности словоупотребления.
Итак, методика обогащения словаря детей дошкольного возраста фразеологизмами должна быть направлена на привлечение их внимания к образным средствам языка, развитие умений выделять фразеологические единицы из речи окружающих; формирование понимания значений незнакомых фразеологических оборотов из контекста.
Информация о работе Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами