Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить педагогические условия обогащения речи детей старшего дошкольного возраста фразеологическими средствами.
В соответствии с поставленной целью были выделены основные задачи исследования:
1) Раскрыть лингводидактические основы лексического развития дошкольников.
2) Изучить особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 6-го года жизни.
Определить содержание и методику работы над фразеологическими оборотами словарем с детьми дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..……….….……………......3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…………..
1.1 Лингвистические и психолингвистические основы лексического развития детей дошкольного возраста…...
1.2 Фразеологические обороты в жизни дошкольников………………...9
1.3 Проблема лексического развития детей в дошкольной лингводидактике…...……………...……….……………………….13
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ…......19
2.1 Особенности усвоения фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста………………………………….……….….....19
2.2 Обогащение речи детей фразеологическими оборотами...…...…....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………...…………………..…...….................32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…..……………..……….....34
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами.docx

— 593.04 Кб (Скачать файл)

 

На основании анализа литературных источников, можно сделать следующие выводы:

Развитие словаря – длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в общении. Рост словаря зависит от условий жизни, воспитания, особенностей развития ребенка.

Фразеология как наука выявляет особенности фразеологизмов и определяет их место среди других единиц языка, связь с другими его уровнями. Во фразеологии исследуются семантические, структурно-грамматические, экспрессивно-стилистические свойства фразеологических единиц, особенности их употребления, осуществляется их классификация, рассматриваются источники и пути пополнения фразеологического фонда языка.

Ознакомление с фразеологическими оборотами речи относится к содержанию словарной работы. Работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях может стать эффективным средством развития речи детей.

Таким образом, в настоящее время актуальным является уточнение специфики организации работы по формированию фразеологической лексики у старших дошкольников, развитию умения правильно понимать их значение и грамотно использовать фразеологизмы в своей речи, что окажет неоценимую помощь педагогам дошкольных учреждений.

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

 

2.1 Особенности усвоения фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста

 

В рамках изучения проблемы исследования было организовано изучение особенностей владения фразеологизмами у детей 5-6 лет, посещающих группы № 5 и 9 ГУО «Ясли-сад № 264 г. Минска».

Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 5-6 лет: 20 дошкольников в экспериментальной группе; 20 детей в контрольной группе.

В ходе исследования были использованы различные методики обследования детской речи на основе методов, применяемых в лингвистических, психолингвистических, и педагогических исследованиях. В частности, была использована методика изучения фразеологической лексики, разработанная в исследованиях И.Н. Митькиной. В качестве ведущей методики был использован метод наблюдения за речью детей и три серии заданий, предлагавшиеся детям в форме игры.

Методика исследования включала в себя 3 задания:

► исследование пассивного словаря фразеологизмов,

► исследование владения лексическим значением фразеологизмов,

► задание на восприятие фразеологизмов в текстах художественных произведений.

1 серия. Исследование пассивного словаря фразеологизмов. Детей просили показать, что изображено на картинках; в случае неправильного выполнения предлагали стимулирующую помощь.

Инструкция: «Про какую картинку можно так сказать…».

Фразеологизмы:

*Водить за нос    *Развешивать уши

*Не в своей тарелке   *Клевать носом

*Делать из мухи слона   *Чесать языки

*Точить зубы    *Строить глазки

*Прикусить язык    *Витать в облаках

Критерии оценки:

1.Точность  ответа:

2 балла – показывает точно.

1 балл – поиск с помощью  экспериментатора.

0 баллов – не мог показать.

2.Самостоятельность:

2 балла – показал сам.

1 балл – показал с помощью  экспериментатора.

0 баллов – отказ от выполнения  работы.

2 серия. Исследование владения лексическим значением фразеологизмов.

Инструкция: «Объясни, что значит это выражение?»

В случае неправильного выполнения предлагали стимулирующую помощь («Подумай еще!»).

Фразеологизмы:

●Бить баклуши    ●Делать из мухи слона

●Ходить на цыпочках   ●Как две капли воды

●От всего сердца    ●За тридевять земель

●Как кошка с собакой   ●Не по дням, а по часам

●Вешать нос    ●Горе луковое

Критерии оценки:

1.Точность  ответа:

2 балла – точное значение.

1 балл – близкое точному значению.

0 баллов – отсутствие ответа  или неверный ответ.

2.Самостоятельность:

2 балла – ответил сам.

1 балл – ответил с помощью  экспериментатора.

0 баллов – отсутствие ответа.

Инструкция: «Назови одним словом данное выражение…»

Фразеологизмы:

²Дать слово    ²Задрать нос

²Шевелить мозгами   ²Проще простого

²С гулькин нос    ²Братья меньшие

²Держать язык за зубами  ²Набрать воды в рот

²Уносить ноги    ²Прикусить язык

Критерии оценки:

1.Точность  ответа:

2 балла  – точное объяснение одним  словом.

1 балл  – близкое точному объяснение одним словом; объяснил несколькими словами.

0 баллов  – отсутствие ответа или неверный  ответ.

2.Самостоятельность:

2 балла – ответил сам.

1 балл – ответил с помощью  экспериментатора .

0 баллов – отсутствие ответа.

3 серия. Задание на восприятие фразеологизмов в текстах художественных произведений.

Инструкция: «Я прочитаю рассказ, а ты его перескажи, используя красивые выражения. Рассказ называется «Каша из топора». Пришёл солдат с похода и говорит хозяйке: – Здравствуй, старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха и в ус не дует. Отвечает ему: – Где хочешь, там и поешь! Стал выходить из себя солдат! – Подавай на стол! – Да нечего, родимый! – Вари кашицу, – в два счета ответил солдат! – Да не из чего, родимый! – Давай топор, я из топора сварю! Принесла ему топор; солдат положил его в горшок для отвода глаз. Попробовал и говорит: – Дай-ка мне крупы маленько, соли да маслица. Похлебали вдвоём кашицу за обе щеки. Старуха спрашивает: – Когда ж топор будем есть? – Да, видишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю, да позавтракаю! Тотчас припрятал топор, распростился с хозяйкою и был таков.

Критерии оценки:

1.Количество  воспроизведенных фразеологизмов:

2 балла – воспроизвел все или 4-5 фразеологизмов.

1 балла – воспроизвел 3, 2 или 1 фразеологизм.

0 баллов – пересказал без  фразеологизмов; отказ пересказывать.

2. Качество  воспроизведенных фразеологизмов:

2 балла  – воспроизвел сам фразеологизм

1 балл  – воспроизвел близкое точному  значению выражение (слово).

0 баллов  – отсутствие ответа; неправильное  воспроизведение значения выражения.

Для оценки состояния овладения фразеологизмами у детей 5-6 лет были определена трехуровневую система оценивания.

Уровни овладения фразеологизмами:

Высокий – 100-90% (36-40 баллов).

Средний – 89-51% (20-35 баллов).

Низкий – 50-0% (0-19 баллов).

Результаты исследования показали, что у некоторых старших дошкольников имеются определенные качественные и количественные отклонения в овладении фразеологизмами.

Количественные результаты эксперимента наглядно представлены в таблицах 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1 – Уровни владения фразеологизмами (экспериментальная группа), в %

Серия заданий

Уровни развития

высокий

средний

низкий

1 серия

50

50

0

2 серия

5

20

75

3 серия

0

0

100

Общий уровень

0

20

80


 

При проведении эксперимента с детьми было выявлено, что 50 % детей имеют высокий уровень развития пассивного словаря фразеологизмов. Для них характерно точное и самостоятельное выполнение заданий. Для 50 % детей со средним уровнем развития пассивного словаря фразеологизмов характерно выполнение заданий с помощью экспериментатора. Низкого уровня развития пассивного словаря фразеологизмов у детей старшего дошкольного возраста не обнаружено.

Исследуя владение лексическим значением фразеологизмов, было выявлено, что высокого уровня достигло всего 5 % детей. Для них характерно точное и самостоятельное выполнение заданий. 20 % детей находятся на среднем уровне развития владения лексическим значением фразеологизмов. У этих детей ответы были не совсем точными и не всегда самостоятельными. И 75 %  детей показали низкие результаты. Большая часть их ответов были неправильными, некоторые вообще отказались выполнять задания.

Выполняя задание на восприятие фразеологизмов в текстах художественных произведений, все 100 % детей показали низкие результаты. Половина испытуемых не смогла воспроизвести ни одного фразеологизма, несколько человек смогли вспомнить фразеологизм, который находился в конце текста.

Проанализировав общий уровень владения фразеологизмами, можно сказать о том, что не один ребенок не соответствует высокому уровню. 20 % дошкольников, то есть, пятая часть детей имеет средний уровень владения фразеологизмами. Преобладающая часть, а это 80 % находятся на низком уровне.

Таблица 2.2 – Уровни владения фразеологизмами (контрольная группа), в %

Серия заданий

Уровни развития

высокий

средний

низкий

1 серия

45

45

10

2 серия

10

25

65

3 серия

0

0

100

Общий уровень

0

20

80


 

45 % дошкольников с высоким уровнем развития пассивного словаря фразеологизмов точно и самостоятельно выполнили задания. 45 % детей имеют средний уровень развития пассивного словаря фразеологизмов. Для них характерно выполнение заданий с помощью экспериментатора. Низкий уровень развития пассивного словаря фразеологизмов имеют 10 % детей. Дошкольники при выполнении заданий допустили много ошибок и часто были несамостоятельными.

Исследуя владение лексическим значением фразеологизмов, было выявлено, что 10 % детей достигли высокого уровня. 25 % детей находятся на среднем уровне развития владения лексическим значением фразеологизмов. У этих детей ответы были не совсем точными и не всегда самостоятельными. И 65 % детей показали низкие результаты: большая часть их ответов были неправильными, некоторые вообще отказались выполнять задания.

Выполняя задание на восприятие фразеологизмов в текстах художественных произведений, все 100 % детей показали низкие результаты. Половина испытуемых не смогла воспроизвести ни одного фразеологизма, несколько человек смогли вспомнить фразеологизмы, которые находились в начале и конце текста.

Общий уровень владения фразеологизмами свидетельствует о том, что ни один ребенок не соответствует высокому уровню. 10 % детей имеют средний уровень владения фразеологизмами. Преобладающая часть, то есть 90% дошкольников, находятся на низком уровне.

В результате проведенных наблюдений было выявлено, что дети пытаются использовать в речи фразеологические обороты, но не всегда верно понимают их смысл или искажают фразеологизм: заменяют один из его компонентов синонимом или другим словом. При этом общий смысл сочетания не нарушается (со всех лап = со всех ног).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников существуют фразеологизмы в пассиве, небольшая часть детей понимает их значение, но в активном словаре они их редко используют.

 

 

 

 

2.2 Обогащение речи детей фразеологическими оборотами

 

Формирующий этап исследования был организован и проведен на базе экспериментальной группы.

Основными принципами организации работы были:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. Специально организованные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

Информация о работе Овладение детьми 5-6 лет фразеологическими оборотами