Педагогическая поддержка в саморазвитии младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Характеристика средств восстановления в современном спорте………………....6
1.1 Проблемы восстановления в современном спорте………………………………………6
1.2 Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма……...10
1.3 Основные средства восстановления, применяемые в спорте…………………………...13
Выводы по первой главе……………………………………………………………………….27
Глава II. Методика повышения работоспособности спортсменов при значительных физических нагрузках………………………………………………………………………….29
2.1 Тренировочные нагрузки в процессе подготовки спортсменов-студентов………………………………………………………………………………………..29
2.2 Влияние тренировочной нагрузки на организм спортсменов-студентов……………….33
2.3 Особенности восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе спортсменов-студентов ……………………………………….…………………….40
Выводы по второй главе……………………………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Диплоомная работа Захаров А.А. 2012.docx

— 111.63 Кб (Скачать файл)

                      Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо – Воссточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»

Институт физической культуры и спорта

Кафедра спортивной борьбы

 

 

 

 

 

            Применение восстановительных средств при подготовке

спортсменов   - студентов.

Выпускная квалификационная работа по направлению

«Физическая культура и спорт»

 

 

 

 

 

 

 

Представлена                                                                          Выполнил:

для защиты в ГАК                                                               студент 5 курса, гр. ТСП -0-

___________________                                                           заочного отделения

Зав.кафедрой__________                                                      Захаров Александр Анатольевич

Защищена на ГАК_______

 

                                                                               научный руководитель:

С оценкой___________                                                         КПН, доцент, зав.кафедрой

Председатель ГАК________                                                 спортивной борьбы

                                                                                                Торговкин Владимир Гаврильевич

 

Якутск – 2013 г.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

Глава I. Характеристика средств восстановления в современном спорте………………....6

1.1 Проблемы восстановления в современном спорте………………………………………6

1.2 Восстановительные процессы  как фактор резервных возможностей  организма……...10

1.3 Основные средства восстановления, применяемые в спорте…………………………...13

Выводы по первой главе……………………………………………………………………….27

Глава II. Методика повышения работоспособности спортсменов при значительных физических нагрузках………………………………………………………………………….29

2.1 Тренировочные нагрузки  в процессе подготовки спортсменов-студентов………………………………………………………………………………………..29

2.2 Влияние тренировочной  нагрузки на организм спортсменов-студентов……………….33

2.3 Особенности восстановления  и повышения работоспособности  в тренировочном процессе спортсменов-студентов ……………………………………….…………………….40

Выводы по второй главе……………………………………………………………………….47

Заключение……………………………………………………………………………………...49

Список  литературы……………………………………………………………………………..52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Введение

       

         В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение.

        Характерной чертой современного спорта являются значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие требования к организму спортсмена. Нередко тренировочные занятия проводятся, к сожалению, на фоне хронического утомления. Частые физические перегрузки приводят к перенапряжению локомоторного аппарата и к различным предпатологическим и патологическим состояниям. Это имеет место в тех случаях, когда организация тренировочного процесса не отвечает научным требованиям и нагрузки не соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям (особенностям) спортсмена.

      В комплекс восстановительных мероприятий входят самые разнообразные средства – рациональное построение тренировки, массаж, фармакологические средства, аутогенная тренировка, кислородные коктейли и др.

    Особое значение приобретает изучение закономерностей восстановительных процессов, характера утомления и методов, повышающих эффективность восстановления и активного отдыха. Разумное применение средств восстановления в тренировочном (соревновательном) режиме возможно при четком понимании тренером, врачом, спортсменом сути утомления, его характера, особенностей вида спорта.

     Умелое сочетание всех форм восстановления на различных этапах учебно-тренировочного процесса является залогом эффективности тренировочного процесса, дает возможность избежать неблагоприятных последствий от тренировочных нагрузок.

    Изучение методов восстановления в спорте важно еще и потому, что они направлены на укрепление здоровья и продление жизни спортсменов, на создание условий обеспечивающих наиболее успешное восстановление их работоспособности.

         В целях роста спортивных достижений необходимо искать новые пути повышения работоспособности спортсменов, в частности, за счет средств восстановления работоспособности. Особое значение рациональное восстановление имеет при предельных и около предельных физических и психических нагрузках – обязательных спутниках тренировок и соревнований современного спорта.

Восстановление – это  биологическое уравновешивание  организма, его отдельных функций, органов, тканей, клеток после интенсивной  мышечной работы. Прежде чем говорить о восстановлении организма спортсмена после тренировочных нагрузок, следует  сказать о симптомах утомлении, не довосстановления. Ими являются: снижение работоспособности, быстроты и силы мышечных сокращений, ухудшение координации движений, отсутствие желания тренироваться, вялость, скованность в движениях, апатия; иногда боли в мышцах, плохой аппетит, сон и т.д. Возможен ряд нарушений в психической деятельности спортсмена: раздражительность, конфликтность, нетерпимость по отношению к товарищам, тревожность и др. Могут быть изменения со стороны сердечно - сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата, биохимических показателей биологических жидкостей: крови, слюны. Происходит разлад в деятельности различных органов и систем организма.

Установлено, что восстановительные  процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других привести к ее снижению. При этом в организме могут развиваться  два противоположных состояния: нарастание тренированности – если восстановление обеспечивает восполнение  энергетических ресурсов, или переутомление  – если восстановление энергетических ресурсов не происходит.

При современном уровне физических нагрузок, нервного напряжения спортивных тренировок и соревнований, восстановление и сохранение физической работоспособности  спортсменов является важной составной  частью тренировочного процесса. Положительное  воздействие на адаптационные механизмы  тренирующихся спортсменов существенно  влияет на готовность к участию в  соревнованиях, рост мастерства и результатов. Доказано, что бесконтрольное повышение  объема и интенсивности нагрузок, как правило, не приводит к достижению более высоких результатов, приводит к развитию перетренированности и перенапряжению спортсменов. Анализ спортивной подготовки подтверждает актуальность рекомендаций многих научных коллективов и специалистов спортивной медицины о необходимости изыскания новых подходов повышающих устойчивость организма к утомлению, способствующих улучшению работоспособности и ускоряющих процессы восстановления спортсменов. Поэтому вполне объясним повышенный интерес к использованию для указанной цели различных средств и методов восстановления.

Актуальность вопроса  состоит в том, что восстановление является составной частью тренировки, поэтому интенсификация тренировочного процесса стала возможной при  условии широкого использования  восстановительных средств.

Проблема состоит в  том, что восстановление так же важно, как и сама тренировка, поскольку  не возможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок.

Объект исследования - система восстановления в спорте.

Предмет исследования - средства и методы восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе спортсменов - студентов при значительных физических нагрузках.

Цель - теоретический анализ вопросов, характеризующих функциональные изменения, происходящие в организме в процессе тренировки и восстановления спортсменов - студентов при значительных нагрузках.

Задачи:

1. Проанализировать проблемы восстановления  в современном спорте.

2. Охарактеризовать восстановительные  процессы как фактор резервных  возможностей организма.

3. Изучить основные средства  восстановления, применяемые в спорте.

4. Рассмотреть тренировочные  нагрузки в процессе подготовки спортсменов - студентов      

5. Определить влияние  тренировочной нагрузки на организм  спортсменов - студентов

6. Выявить особенности  восстановления и повышения работоспособности  в тренировочном процессе спортсменов - студентов

Теоретико-методологическая база исследования:

- теоретические основы  организации тренировочного процесса спортсменов

- исследования в области  восстановления работоспособности  спортсменов (П.К. Анохин, В.Н. Васильев, А.Н. Воробьев, В.И. Дубровский, В.Н. Платонов, Н.Н. Яковлев идр.)

- совокупность теоретических  положений о восстановлении работоспособности спортсменов (А.Н. Воробьев, В.П. Зотов, Ф.З. Меерсон, С.Е. Павлов, С.Е. Павлов, Б.А. Полнев, В.И. Каменский, Т.Н. Кузнецова, С.К. Фомин и др.).

Метод исследования – анализ литературных источников.

Структура работы - состоит из введения, двух глав, выводов по главам , общего заключения, списка литературы.

 

 

 

Глава 1. Характеристика средств восстановления в современном  спорте

    1. Проблемы восстановления в современном спорте

 

Проблема восстановления в современном спорте не может  считаться даже относительно решенной. Спортивные педагоги в большинстве  своем сегодня не просто не знакомы  с последними разработками в области  медико-биологического обеспечения  спортивной деятельности, но и в  связи со своей абсолютной физиологической невооруженностью [22, с.23] не понимают необходимости углубленной интеграции спортивной педагогики, физиологии и медицины для решения задач, реально стоящих сегодня перед спортивной наукой. В качестве доказательства сказанного можно сослаться на коллективный труд достаточно авторитетных в нашей стране спортивных педагогов [30, с.24] под названием «Современная система спортивной подготовки», в котором проблему восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок предлагается решать средствами и методами времен «неразвитого социалистического реализма». При этом определенная часть вины за сложившуюся сегодня в медико-биологическом обеспечении спорта ситуацию лежит и на ведущих специалистах по спортивной медицине и физиологии.

Вместе с тем общая  практическая неудовлетворенность  состоянием того направления в спортивной науке, которое традиционно занимается проблемами восстановления и повышения общей физической и специальной работоспособности в спорте, не могла не инициировать исследований по указанным проблемам. Однако обилие печатных работ, посвященных решению частных задач применения отдельных восстановительных средств в спорте, к сожалению, лишь в незначительной степени способствовало раскрытию в целом проблемы восстановления спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Сказанное не означает, что необходимость решения проблемы восстановления в целом не осознавалась спортивными специалистами. Попытки обобщенного подхода к решению указанной проблемы зафиксированы в единичных работах отдельных исследователей [7, с.10]. Несколько чаще встречаются работы, в которых в целом проблему восстановления в спорте предлагается решать с использованием ограниченных, узких направлений (преимущественно фармакологического) спортивной реабилитации [5, 28, 29 и др.]. Однако все эти работы объединяет то, что исследования, на которых они базируются, носят внесистемный, аналитический [2,3], характер, что предопределяет порой глобальное «снижение процента попаданий» при переносе разработанных таким путем методик на целостную, функционирующую по вполне конкретным физиологическим законам систему, каковой собственно и является человеческий организм. Именно игнорирование в практике спорта физиологических законов, определяющих механизмы течения восстановительных процессов в организме, служит основным препятствием к созданию целостной концепции спортивной реабилитации.

Очевидно, что базой для  создания такой концепции может  стать общая теория развития человеческого  организма [6, с.54] с теорией адаптации  как ее неотъемлемой составляющей. При этом именно законы адаптации  человеческого организма являются определяющими в формировании тех  или иных результатов любой деятельности человека, включая и его деятельность в спорте [22, с.23]. Собственно, в этом утверждении нет ничего принципиально  нового. Большинство исследователей, занимавшихся проблемами восстановления в спорте, в своих работах в  той или иной степени уделяли  внимание адаптации. Один из наиболее известных в спортивных кругах специалистов по адаптации В.Н. Платонов [26, с.34] в  своей монографии особо отметил  факт взаимосвязи процессов адаптации  и восстановления после тренировочных  и соревновательных нагрузок. Проблема состоит лишь в том, что процессы адаптации протекают по иным законам, нежели это представлено Ф.З. Меерсоном, М.Г. Пшенниковой [15, с.12], В.Н. Платоновым [16, с.31] и их многочисленными последователями, а следовательно, господствующая сегодня теория адаптации не может служить физиологической основой для каких-либо концепций [22, с.23]. В противовес преимущественно неспецифическим позициям авторов вышеупомянутой теории адаптации [15, с.26] можно утверждать, что процесс адаптации строго специфичен, причем эта специфичность обусловлена в том числе и неспецифическим звеном адаптации и в целом определяется прежде всего специфичностью конкретной функциональной системы, формируемой организмом в ответ на всегда комплексное средовое воздействие. Процесс адаптации протекает на основе и по законам формирования функциональных систем организма, компоненты которых объединены по принципу взаимосодействия для получения конкретного конечного результата [1, 2, 3, 4 и др.]. При этом любой поведенческий акт может рассматриваться исключительно как предельно специфичная функциональная система с вполне конкретными промежуточными и конечным результатами, окончательное формирование которой и будет свидетельствовать об адаптированности организма к требованиям, предъявляемым к нему прежде всего конечным результатом работы системы.

Информация о работе Педагогическая поддержка в саморазвитии младших школьников