Педагогическая поддержка в саморазвитии младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Характеристика средств восстановления в современном спорте………………....6
1.1 Проблемы восстановления в современном спорте………………………………………6
1.2 Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма……...10
1.3 Основные средства восстановления, применяемые в спорте…………………………...13
Выводы по первой главе……………………………………………………………………….27
Глава II. Методика повышения работоспособности спортсменов при значительных физических нагрузках………………………………………………………………………….29
2.1 Тренировочные нагрузки в процессе подготовки спортсменов-студентов………………………………………………………………………………………..29
2.2 Влияние тренировочной нагрузки на организм спортсменов-студентов……………….33
2.3 Особенности восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе спортсменов-студентов ……………………………………….…………………….40
Выводы по второй главе……………………………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Диплоомная работа Захаров А.А. 2012.docx

— 111.63 Кб (Скачать файл)

г) после серии ускорений  на коротких участках для расслабления и технической настройки включать прохождение в среднем темпе  длинных участков (2-3 км);

д) чередовать тренировку в затрудненных условиях и в нормальных или облегченных, после ускорений в подъем сделать ряд ускорений под уклон.

Начиная тренировки -на слабопересеченной местности, следует постепенно переходить на сложный рельеф, включая сюда и трассы более сложные, чем соревновательные.

После серии ускорений (4-6 повторений) рекомендуется давать отдых 15-20 мин.; после каждого ускорения  интервал отдыха должен составлять 2-6 мин.

Количество повторений серий  отрезков зависит от степени тренированности  спортсменов. Обычно в одно тренировочное  занятие сумма отрезков (при развитии скорости) составляет от 1 до 3-5 км.

В начале этапа лучше начинать с ускорений на отрезках 350-500 м и на равнинной местности, затем применять и более короткие, повышая интенсивность и переходя на подъемы.

В соревнованиях, разрядников  на дистанции встречаются подъемы  длиной 800-1000 и более метров. Наблюдения показали, что более эффективным  является прохождение таких подъемов волнообразно (с изменением скорости от средней до предельной на небольших отрезках до 150 м).

Очевидно, и в тренировочном  занятии следует стремиться к  такой скоростной тренировке на подъемах.

Особое внимание следует  уделять развитию скорости на этапах и периодах тренировки. Наблюдения показали, что не использование скоростных упражнений (при соответствующем  применении) может привести к форсированию вхождения в спортивную форму. Поэтому  различные эстафеты, контрольные, повторные  и интервальные тренировки, соревнования с проходящими финишами, возрастающе-убывающий вариант переменно-повторной тренировки и т. п. в большом количестве применять в начале сезона не следует. Для приобретения спортивной формы наиболее эффективно рациональное чередование высоких нагрузок с активным отдыхом и снижением нагрузки.

При применении высоких тренировочных  нагрузок обязательны контрольные  врачебные наблюдения за сердечнососудистой системой и регулярные врачебные  осмотры.

Тренировка должна строиться  строго индивидуально. В зависимости  от уровня развития того или иного качества спортсмена следует строить тренировочный процесс и дозировать нагрузку. Одному необходимо развивать выносливость, другому - быстроту. В зависимости от этого и нужно дозировать те или иные средства тренировки.

Подчеркивание важности скоростной выносливости на отрезках не умаляет  значения длительных тренировок со средней  скоростью, проводимых за 10-12 дней до соревнования. Нужны они для того, чтобы знать  необходимый темп на дистанции. Тренировки эти достаточно хорошо известны. При  правильном сочетании они приносят положительные результаты.

2.2 Влияние тренировочной  нагрузки на организм спортсмена - студента

.Для правильного построения  тренировочного процесса необходимы  знания о функциональных возможностях  спортсмена.

В процессе тренировки у  спортсмена повышается уровень общей  и специальной работоспособности. Определенный уровень спортивной работоспособности  с присущими ему функциональными  особенностями и развитием физических качеств получил название тренированности.

В практике спорта существуют различные степени тренированности. Так, за обычную или среднюю тренированность  принимается работоспособность  спортсмена, соответствующая начальным  стадиям годичного тренировочного цикла. Готовность спортсмена к относительно высоким результатам в ряде случаев  характеризуют как хорошую или  высокую тренированность. Уровень  наивысшей спортивной работоспособности, характеризующейся функциональной слаженностью, высоким развитием, техники, физических качеств, тактических навыков, морально-волевой целеустремленностью  и повышенной мощностью важнейших  функциональных систем, принят за спортивную форму.

Установлено, что в процессе тренировки в организме спортсмена происходят значительные морфологические, физиологические и биохимические сдвиги. Так, обнаружены определенные изменения двигательного аппарата. Сущность их заключается в увеличении механической прочности костного и суставно-связочного аппарата - кости спортсмена становятся прочнее и толще, суставы подвижнее, связки крепче. Уменьшается объем жировой ткани. Отмечается разрастание мышечной ткани. Причем, у лыжников оно выражено меньше, чем у представителей «силовых» видов спорта (например, у штангистов). В мышечной ткани разрастается сосудистая сеть, что способствует лучшему кровоснабжению мышц. Значительно увеличивается объем легких и их эластичность. Происходит гипертрофия сердечной мышцы, а также увеличение полостей сердца.

Физиологические и биохимические  изменения происходят в основном в двух направлениях. Во-первых, в  процессе спортивной тренировки повышаются функциональные возможности различных  систем организма и, во-вторых, совершенствуется координация деятельности всех органов  со стороны центральной нервной  системы [22, c.145].

В связи со спецификой особенно значительные изменения происходят в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивают кислородное  снабжение организма. Это естественно, ибо выносливость в длительной и  достаточно интенсивной работе является одним из основных качеств спортсмена. Прохождение дистанций сопровождается большими энергетическими затратами и, как следствие этого, высоким потреблением кислорода. Естественно, что чем больше кислорода доставляется работающим мышцам спортсмена в единицу времени, тем большей выносливостью он обладает.

Можно выделить следующие  основные группы функциональных преобразований, способствующих повышенному обеспечению  организма кислородом.

Во-первых, увеличение кислородной  емкости крови, что наступает б результате возрастания числа красных кровяных шариков на единицу объема крови и повышения в ней процентного содержания гемоглобина*.

Во-вторых, увеличение объемной скорости кровотока и вентилируемости легких, что является прямым следствием возросшей силы и выносливости дыхательных мышц, увеличения жизненной емкости легких и повышения мощности сердца.

В-третьих, возросшая способность  тканей к поглощению кислорода из артериальной крови.

Таким образом, каждая единица  объема крови у тренированного сортсмена может присоединить к себе большее количество кислорода, чем у нетренированного. Возросшая мощность сердца позволяет с большей быстротой осуществлять ток крови по сосудистой системе, а увеличенная дееспособность дыхательного аппарата — поддерживать необходимую вентилируемость легочных альвеол и, таким образом, создавать условия для своевременного насыщения крови кислородом и эвакуации из нее углекислого газа. Насыщенная кислородом кровь устремляется по сосудам к работающим мышцам и органам. У тренированного лыжника они используют из крови большее количество кислорода, чем у нетренированного.

Наряду с указанными изменениями  наблюдаются еще и перестройки  особого типа. Очень часто приходится выполнять нагрузку при острой кислородной недостаточности. В связи с этим в организме формируется комплекс функциональных превращений, способствующих росту возможностей спортсмена к мышечной работе при нехватке кислорода. Субъективно это ощущается спортсменом как способность «терпеть» нагрузку, т. е. выполнять ее при тягостном чувстве кислородного голодания.

Необходимо отметить, что  все эти функциональные превращения, происходящие во время тренировки, во многом напоминают изменения в  организме в период акклиматизации в высокогорье.

Однако процесс тренировки не сводится только к указанным превращениям. Весьма важные изменения происходят в двигательном аппарате спортсмена. В частности, обнаружено увеличение возбудимости и функциональной подвижности (лабильности) мышечной ткани. Происходит также улучшение мышечной координации при различных способах передвижения (иначе говоря, улучшение техники). Это улучшение сводится в основном к выработке так называемой «тонкой координации».

Вообще двигательные навыки спортсмена, сформированные, автоматизированные и прочно закрепленные на начальных  этапах обучения и тренировки, внешне изменяются незначительно.

В процессе тренировки совершенствуются и двигательные качества спортсмена. При этом совершенствуется главным образом выносливость и ловкость - основные качества спортсмена. Что же касается быстроты и силы, то они развиваются в меньшей степени, чем, например, у спринтера или штангиста.

Выше отмечалось, что существенной особенностью тренировки является совершенствование  координации деятельности всех органов  и систем при ведущей роли нервной  системы. Вообще координация деятельности различных функциональных систем у  любого здорового человека достаточно совершенна. Однако ее можно сделать  еще более совершенной. Это достигается  в процессе спортивной тренировки. Причем в центральной нервной  системе вырабатывается совокупность сложнейших и тончайших реакций, обеспечивающих быстрое и эффективное  включение в работу различных  органов. Группы таких реакций получили название динамических стереотипов.

Итак, в ходе спортивной тренировки повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, принимающих участие в мышечной работе, а также совершенствуется координация их деятельности. Все эти процессы, конечно, взаимосвязаны. Их общим итогом является:

1) повышенная реактивность - организм тренированного спортсмена  включается в работу и реагирует  на изменения обстановки значительно  быстрее и эффективнее;

2) способность выполнять  мышечную работу на таком уровне  выносливости, который недоступен  нетренированному или недостаточно тренированному спортсмену;

3) экономная деятельность  организма - обычно тренированный  спортсмен выполняет непредельную  работу с меньшим напряжением  сил, более «экономно» и совершенно, чем нетренированный;

4) ускорение восстановительных  процессов - тренированный организм  не только более эффективно  работает, но и быстрее восстанавливается  после различных нагрузок. [22, c.89]

Критерии тренированности. Наиболее точным критерием тренированности  следует считать результат, показанный спортсменом в соревновании. Однако, характеризуя степень подготовленности организма в целом, результат  не дает отчетливого представления о состоянии отдельных систем. Кроме того, иногда из тактических соображений совершенно нецелесообразно незадолго до ответственных соревнований только ради определения тренированности выступать в полную силу. Поэтому возникает вопрос о дополнительных, частных критериях. Обычно состояние тренированности характеризуют следующими основными особенностями:

а) совершенством спортивной техники;

б) уровнем развития основных физических качеств;

в) состоянием важнейших  вегетативных функциональных систем, «обслуживающих» мышечную деятельность;

г) устойчивым психологическим  состоянием, уверенностью в своих  силах и способностью к максимальным волевым проявлениям;

д) тактической грамотностью и опытом.

Техническое совершенство, состояние качеств и тактические  навыки рассматриваются в специальных  главах настоящего пособия. В данном же разделе освещаются критерии тренированности, принятые во врачебно-спортивной практике.

Состояние тренированности  с применением врачебно-физиологических  методов оценивается по показателям  важнейших функциональных систем организма (особенно нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной). Они учитываются на различном уровне физиологической активности: в состоянии покоя, во время и после стандартной нагрузки, во время и после максимальной нагрузки.

Известно, что у хорошо тренированного спорттсмена состояние покоя характерно пониженной частотой дыхания и пульса (минутный объем составляет 5-7 л, частота пульса - до 36-48 ударов в мин.), меньшей величиной кровяного давления (до 90/60-105/70 мм рт. ст.), большой быстротой реакции и повышенной возбудимостью нервно-мышечной системы.

Однако у некоторых  спортсменов, тренирующихся круглогодично, показатели в состоянии покоя  при росте тренированности могут  и не изменяться [22, c.244].

Более точные данные о тренированности можно получить, изучая характер реакции организма на стандартную работу. Для этого спортсмену в периоды различных состояний тренированности предлагается выполнять строго дозированную нагрузку (например, вращение педалей велоэргометра одинаковое время и с равной мощностью). До, во время и после нее регистрируются изучаемые показатели. Как правило, с улучшением тренированности при одинаковой работе эти показатели снижаются, что свидетельствует о более экономной работе организма.

Особенно широкую известность  получила трехмоментная проба С.П. Летунова: регистрируется пульс и кровяное давление до и после комбинированной нагрузки (20 приседаний за 30 сек., бег в максимальном темпе 15 сек. и бег на «выносливость» в течение 3 мин. в темпе -180 шагов в мин.).

В настоящее время для  определения специальной тренированности  используются пробы со специфической  повторной нагрузкой. Так, лыжники  выполняют повторные нагрузки с  высокой интенсивностью через интервалы 2-5 мин. О состоянии тренированности  судят по степени сохранения скорости в повторных пробежках и характеру  восстановительных процессов между  ними.

Информация о работе Педагогическая поддержка в саморазвитии младших школьников