Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:13, реферат
В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Характеристика средств восстановления в современном спорте………………....6
1.1 Проблемы восстановления в современном спорте………………………………………6
1.2 Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма……...10
1.3 Основные средства восстановления, применяемые в спорте…………………………...13
Выводы по первой главе……………………………………………………………………….27
Глава II. Методика повышения работоспособности спортсменов при значительных физических нагрузках………………………………………………………………………….29
2.1 Тренировочные нагрузки в процессе подготовки спортсменов-студентов………………………………………………………………………………………..29
2.2 Влияние тренировочной нагрузки на организм спортсменов-студентов……………….33
2.3 Особенности восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе спортсменов-студентов ……………………………………….…………………….40
Выводы по второй главе……………………………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………………………..52
Поскольку, как мы считаем, процесс адаптации строго специфичен, столь же строго специфично должны протекать и восстановительные процессы, по сути являющиеся неотъемлемой составляющей процесса адаптации. Иными словами, следует говорить не о восстановлении вообще, а о восстановлении конкретных израсходованных в процессе работы пластических, энергетических и других ресурсов конкретных компонентов конкретных функциональных систем.
В связи с изложенным материализуется принцип функционального запроса организма, обуславливающий вполне конкретные требования субстратного обеспечения конкретной функции той или иной системы. Это же делает возможным использование конечного результата деятельности (со всеми характеризующими его параметрами) той или иной функциональной системы организма в качестве наиболее информативного критерия эффективности использования различных средств и методов восстановления в спорте [20, с.23].
Говоря о средствах и методах восстановления, следует вспомнить о том, что их принято делить на три группы: 1) педагогические; 2) медико-биологические; 3) психологические [10, с.35]. При этом к какой бы группе ни относились используемые в подготовке спортсмена средства восстановления, следует помнить, что эффекты их действия на организм всегда реализуются через уже существующие в нем физиологические механизмы [4, с.21], что исключает любые над физиологические представления [13, с.14] о процессе подготовки спортсмена вообще и тем более о течении в его организме восстановительных процессов. Следовательно, когда мы говорим о принадлежности того или иного средства или метода восстановления к одной из трех указанных групп, мы всегда должны представлять, что приведенная выше классификация средств восстановления в значительной степени искусственна, хотя и необходима, в том числе и в практической деятельности тренера, поскольку позволяет акцентировать своё внимание на том или ином аспекте подготовки спортсмена. Но существует и оборотная сторона практического использования данной классификации: она открывает путь для представлений о возможности отдельно педагогической, медико-биологической и психологической подготовки спортсмена, что будет абсурдом по крайней мере в отношении двух последних. Однако любому серьезному специалисту, работающему со спортсменами, следует также задать себе вопрос: а не будет ли столь же абсурдно предположение о возможности использования в подготовке высококвалифицированного спортсмена лишь педагогических средств? И, возвращаясь к проблеме восстановления в спорте — неотъемлемой части целостного процесса подготовки спортсмена, — очевидно, следует любые попытки игнорирования, например, медико-биологических средств восстановления расценивать как проявление абсолютного дилетантизма.
Парадоксально, но на рубеже третьего тысячелетия приходится доказывать необходимость комплексного использования восстановительных средств в подготовке спортсмена [25, с.27]. А ведь таковая с чисто медицинской точки зрения продиктована не только и не столько задачей максимальной реализации его потенциала в избранном виде спорта, сколько проблемой сохранения его здоровья в условиях напряженнейших тренировочных нагрузок. [28, с.29].
1.2 Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма
В последние годы проблема резервных возможностей организма весьма активно обсуждается в физиологии спорта. Она тесно связана с представлениями об адаптационных возможностях организма. Адаптация, в том числе и адаптация организма к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется через мобилизацию его резервов. Физиологические процессы, происходящие в организма при мышечной деятельности, рассматриваются с позиций взаимодействия двух функциональных систем, входящих в систему физиологических резервов спортсмена подсистемы, обеспечивающей специальную сложнокоординированную двигательную деятельность на основе вовлечения в работу того или иного количества мышц (двигательных единиц) и подсистемы, обеспечивающей поддержание основных параметров гомеостаза в пределах, допустимых для успешного функционирования первой из упомянутой систем.[28, c.28]
За последние годы накоплен фактический материал по изучению динамики различных биологических констант крови, внешнего дыхания, фазовой структуры сердечного цикла, периферического кровообращения, нервно-мышечного аппарата, биоэнергетики на поздних этапах последствия тренировочных и соревновательных нагрузок в видах спорта, различающихся энергетической направленностью тренировочного процесса, типом мышечных сокращений, структурой двигательного акта.
Средняя скорость восстановления
изучаемых показателей
При характеристике влияния
тренировочных нагрузок, оценке эффективности
различных микроциклов
В зависимости от неодинаковой энергетической направленности тренировочных и соревновательных нагрузок в восстановительном периоде возникает неодинаковая готовность к нагрузкам аэробного и анаэробного характера. После нагрузок преимущественно аэробной направленности у лыжников-гонщиков, конькобежцев, пловцов, велосипедистов более быстро происходит восстановление показателей анаэробной производительности (величина максимального кислородного долга) и более медленно – аэробной (величина максимального потребления кислорода). После нагрузок анаэробной направленности картина изучаемых показателей противоположна. Подобное явления прослеживается не только после отдельных тренировок, но и после недельных микроциклов. Причем, избирательное влияние нагрузок на процессы последействия проявляется и на показателях внешнего дыхания, фазовой структуры сердечного цикла, функциональной устойчивости к недостатку кислорода.[28, c.43] После работы преимущественно аэробной направленности восстановление перечисленных выше показателей происходит медленнее, чем после нагрузок преимущественно анаэробной направленности.
Луговцевым В.П. установлено избирательное воздействие тренировочных нагрузок на процессы последействия и в зависимости от типа мышечных сокращений. После тренировочных занятий в спортивной гимнастике, сопровождающихся включением мышечных напряжений изометрического типа, восстановительные процессы в организме происходят медленнее (по сравнению с тренировкой гимнасток-художниц).[28, c.31]
Известно, что величина ответной
реакции организма зависит от
силы раздражителя – величины тренировочной
нагрузки. Продолжительность же нормализации
различных биологических
Таким образом, представленные
данные о закономерностях
1.3 Основные средства восстановления, применяемые в спорте
Восстановление спортивной
работоспособности и
На этапах предварительной
подготовки и начальной спортивной
специализации основной путь оптимизации
восстановительных процессов - рациональная
тренировка и режим юных спортсменов,
предусматривающие интервалы
На этапах углубленной
тренировки и спортивного
Рациональное питание и сон спортсменов. Немаловажную роль в восстановлении спортсменов играет питание. Основное значение питания заключается в доставке энергетических и пластических материалов для восполнения расхода энергии и построении тканей и органов. Пища представляет собой смесь животных и растительных продуктов, содержащие белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воду. Калорийность суточного рациона спортсмена зависит от характера тренировки и величины нагрузки (с учетом ее объема и интенсивности). Качественная полноценность рациона зависит от правильного соотношения основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов (1:0, 8:4 или 14%, 30%, 56%).
Основные принципы питания спортсменов:
- снабжение организма
необходимым количеством
- соблюдение сбалансированного
питания применительно к
- выбор адекватных форм
питания (продуктов, пищевых
- использование пищевых веществ для активации и регуляции внутриклеточных метаболических процессах в различных органах и тканях;
- создание с помощью
пищевых веществ необходимого
метаболического фона для
- разнообразие пищи за
счет использования широкого
ассортимента продуктов и
- включение в рационы
биологически полноценных и
- использование пищевых
факторов для повышения
- индивидуализация питания
в зависимости от
Особое внимание в питании спортсменов следует уделять овощам и фруктам. При интенсивной мышечной работе, а организме образуется большое количество кислых продуктов и именно овощи и фрукты, являясь основными поставщиками щелочных эквивалентов, выполняют важную роль в нормализации кислотно-щелочного баланса. Кроме того, они служат важнейшими источниками витаминов С, Р, провитамина А – каротина, некоторых витаминов групп В, минеральных солей, микроэлементов (кобальта, марганца, никеля, йода, фтора, меди, цинка и др.), углеводов, участвующих в регуляции процессов пищеварения, повышают усвояемость различных пищевых веществ.
Информация о работе Педагогическая поддержка в саморазвитии младших школьников