Педагогическая поддержка в саморазвитии младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у спортсменов приобретают первостепенное значение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Характеристика средств восстановления в современном спорте………………....6
1.1 Проблемы восстановления в современном спорте………………………………………6
1.2 Восстановительные процессы как фактор резервных возможностей организма……...10
1.3 Основные средства восстановления, применяемые в спорте…………………………...13
Выводы по первой главе……………………………………………………………………….27
Глава II. Методика повышения работоспособности спортсменов при значительных физических нагрузках………………………………………………………………………….29
2.1 Тренировочные нагрузки в процессе подготовки спортсменов-студентов………………………………………………………………………………………..29
2.2 Влияние тренировочной нагрузки на организм спортсменов-студентов……………….33
2.3 Особенности восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе спортсменов-студентов ……………………………………….…………………….40
Выводы по второй главе……………………………………………………………………….47
Заключение……………………………………………………………………………………...49
Список литературы……………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

Диплоомная работа Захаров А.А. 2012.docx

— 111.63 Кб (Скачать файл)

Таким образом, очевидно, что  использование системы восстановительных  средств делает необходимым четкую классификацию процессов восстановления в условиях спортивной деятельности. Специфика восстановительных сдвигов, определяемая характером спортивной деятельности, объемом и интенсивностью тренировочных  и соревновательных нагрузок, общим  режимом, обуславливает конкретные мероприятия, направленные на восстановление работоспособности.

Н.И. Волков выделяет следующие  виды восстановления у спортсменов: текущее (наблюдение во время работы), срочное (вслед за окончанием нагрузки) и отставленное (в течение многих часов после завершения работы), а так же после хронических  перенапряжений (так называемое стресс-восстановление). Нельзя не отметить, что перечисленные  реакции осуществляются на фоне периодического восстановления, обусловленного расходом энергии в условиях нормальной жизнедеятельности. Его характер в значительной степени  определяется функциональным состоянием организма.[13, с.18]

Четкие представления  о динамике восстановительных процессов  в условиях спортивной деятельности необходимы для организации рационального  использования средств восстановления. Так, функциональные сдвиги, развивающиеся в процессе текущего восстановления, направлены на обеспечение повышенных энергетических требований организма, на возмещение усиленного расхода биологической энергии, в процессе мышечной деятельности. В восстановлении энергетических затрат центральное место занимают метаболические превращения.

Соотношение энерготрат организма и их восстановление по ходу работы дают возможность разделить физические нагрузки на 3 диапазона: 1) нагрузки, при которых оказывается достаточным аэробное обеспечение работы; 2) нагрузки, при которых наряду с аэробным обеспечением работы используются анаэробные источники энергии, но еще не превзойден предел увеличения поставки кислорода к работающим мышцам; 3) нагрузки, при которых энергетические потребности превышают возможности текущего восстановления, что сопровождается быстро развивающимся утомлением.[9,63]

Значение средств, способных  стимулировать текущее восстановление при выполнении нагрузок третьего диапазона  для спортивной практики, трудно переоценить. К их числу относится питание  на сверхдлинных дистанциях у бегунов, лыжников и ходоков, на трассах марафонских  проплывов у пловцов. Важно так  же использовать восстановительные  средства во всех других ситуациях, где  имеет место нагрузки третьего диапазона.

В отдельных видах спорта для оценки эффективности восстановительных  мероприятий целесообразен анализ различных показателей нервно-мышечного  аппарата, использование психологических  тестов. [16, с.74]

Использование в практике работы со спортсменами высокого класса углубленных обследований с применением  обширного комплекса средств  и методов позволяет оценивать  эффективность предшествующих восстановительных  мероприятий и определять тактику  последующих.

 

Выводы по первой главе

 

Спорт высших достижений требует  от спортсменов наивысших напряжений, физической и психологической устойчивости. По мнению ученых, человеческий организм не в состоянии выдерживать всевозрастающие  запредельные физические нагрузки. Практика показала, что только за счет увеличения физических нагрузок достичь высоких  спортивных результатов не возможно. Поэтому восстановление спортсменов  становится важнейшей частью тренировочного процесса, которое способствует росту  работоспособности, как следствие- нарастание тренированности.

Как уже было сказано, восстановление является одним из важнейших факторов повышения работоспособности. На сегодняшний  день существует большое количество средств восстановления, которые  делятся на три группы: педагогические, медико-биологические и психологические. Все они играют немаловажную роль в подготовке спортсмена любого уровня подготовки.

Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями  спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных  нагрузок.

Применяемые средства восстановления определяют режим и правильное сочетание  нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней  подготовки спортсменов (рациональное планирование тренировочного процесса, правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств  для снятия утомления, варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями, разработка системы планирования, разработка специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности ).

Правильное использование  средств восстановления работоспособности  возможно лишь при решении следующих  вопросов:

1) определение звена функциональных  систем организма, несущие основные  нагрузки и лимитирующего работоспособность,  а так же учет гетерохронности протекания восстановительных процессов, подвергающиеся стимуляции используемыми средствами восстановления;

2) разработка и подбор  оптимальной технологии использования  отдельных, составляющих комплекс, средства восстановления и тактика  применения их в конкретных  случаях;

3) подбор объективных  методов контроля за эффективностью применяемых комплексов средств восстановления и совершенствование организационных форм их проведения в системе спортивной тренировки.

Подходы к организации  восстановительных мероприятий  и оптимизации воздействий с  позиции системного принципа позволяют  в значительной степени унифицировать  методику использования разнообразных  восстановительных средств, индивидуализировать  параметры факторов окружающей среды  с целью их применения в спорте, избежать неблагоприятных последствий  процедур, а так же рационально  сочетать занятия спортом с восстановительными циклами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика повышения работоспособности студентов - спортсменов при значительных физических нагрузках

2.1 Тренировочные  нагрузки в процессе подготовки спортсменов - студентов

Увеличение функциональных возможностей организма закономерно  зависит от предъявляемых тренировочных  и соревновательных нагрузок. Каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям означает и новый  уровень тренировочных нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и  требования к технической, тактической  и психической подготовленности спортсмена, что выражается в последовательном выполнении им таких заданий, какие  мобилизуют его на освоение все более  сложных и совершенных навыков, умений, на все более высокие проявления физических и духовных сил. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и  в то же время с тенденцией к  предельно возможным. Понятие «максимальная нагрузка» неверно было бы всегда отождествлять с понятием «нагрузка до отказа», до полного утомления. Правильно будет сказать, что это нагрузка, которая находится на границе наличных функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его приспособительных возможностей.

В динамике тренировочных  нагрузок органически сочетаются две, на первый взгляд несовместимые черты  — постепенность и «перерывы  постепенности», т.е. своего рода «скачки» нагрузки, когда она периодически возрастает до максимальных значений. Постепенность и «скачкообразность» взаимообусловлены в процессе тренировки. Максимум нагрузки всегда устанавливается  соответственно наличным возможностям организма на данном этапе его  развития. По мере расширения функциональных и приспособительных возможностей организма спортсмена в результате тренировки максимум нагрузки будет  постепенно возрастать.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности  тренировочных нагрузок, постепенным  усложнением требований, предъявляемых  к подготовке спортсмена. Все это  выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые  позволяют ему овладеть все более  сложными и совершенными умениями и  двигательными навыками [50, c.347].

Современные достижения в спорте возможны только при условии длительного и систематического применения высоких тренировочных нагрузок. На основании имеющегося опыта можно сказать, что высокие нагрузки приносят хорошие результаты только при определенных условиях, при определенной методике их применения. Так, следует соблюдать не только постепенность увеличения объема тренировочной нагрузки, но и последовательность перехода от большого объема к постепенно повышающейся интенсивности (при уменьшении объема и дальнейшем его увеличении, но уже при повышенной интенсивности).

В течение месяца объем  скоростной работы изменяется волнообразно. У квалифицированных спортсменов нагрузка может увеличиваться в течение двух-трех недель. Правда, в каждом недельном цикле только в одном-двух занятиях рекомендуется давать большой километраж скоростной работы. Например, если на одном занятии планируется всего 12-15 км скоростной работы, то на других двух занятиях рекомендуется проходить не более 10-8 км.

После периода интенсивных  нагрузок должен следовать отдых: спортсмен в течение недели уменьшает объем скоростной работы примерно в два раза по сравнению с предшествующей неделей, но интенсивность сохраняется или увеличивается. В это время на занятиях применяются разнообразные средства общей физической подготовке спортивные и подвижные игры.

При планировании тренировки предусматривается не только объем  скоростной работы, но и ее интенсивность. Степень интенсивности зависит  от скорости и длины проходимых отрезков дистанции. Чем длиннее участки  дистанции, которые лыжник проходит с высокой скоростью, тем легче  увеличить суммарный километраж в одном тренировочном занятии. Однако поддерживать при этом скорость на уровне, превышающем соревновательный , очень трудно. Нередко скорость снижается уже при повторном прохождении данного участка.

Наибольший эффект дают тренировки, в которых спортсмен при повторной и переменно-повторной тренировках проходит участки со скоростью, превышающей соревновательную. Она должна превышать соревновательную более чем на 4-5%, но не быть предельной для данного спортсмена.

Расчеты показали, что если в основном работать на километровых и более длинных участках дистанции, то в подготовке к 10-километровой дистанции - скорость будет ниже средней соревновательной. Применение более коротких участков дистанции (до 1 км) дает преимущество, ибо при повторном их прохождении спортсмен может увеличивать объем работы, длительно сохранять высокую скорость. Необходимо учесть, что только большой объем работы на коротких участках приносит положительные результаты.

Большую скоростную нагрузку на коротких участках в одно занятие  легче выполнить при сочетании  отрезков различной длины (до 1 км и более 1 км) и при изменяющемся темпе работы.

Увеличению объема работы в одном занятии способствует введение активного отдыха между  сериями ускорений в период повышения  уровня тренированности. С этой целью  рекомендуется также проводить  двухразовые занятий (утром и вечером).

Участки тренировочных дистанций  должны быть различными не только по длине, но и по профилю (подъемы, равнина, спуски). Следует разнообразить и методы тренировки.

Интервалы отдыха должны быть неравномерными, а сам отдых - активный, постепенно приближающийся к условиям, возможным на дистанции.

Необходимо соблюдать  принцип многократного повторения мышечной работы. При проведении повторных  или интервальных тренировок нужно предлагать спортсмену выполнять большое количество повторений каким-либо одним ходом для совершенного овладения им. Принцип тренировки на укороченных отрезках дистанции в сочетании с работой на более длинных участках с длительной темповой работой вполне применим и для подготовки к более длинным дистанциям.

В каждом тренировочном занятии  развитию скорости должно предшествовать совершенствование техники беговых ходов (от 20 до 40 мин.). Вначале все задания выполняются со средней скоростью, но постепенно она повышается (создается соответствующая настройка).

Наиболее эффективно для  развития скорости применять переменно-повторный  и повторный методы тренировки на коротких участках дистанции (50-300-800 м). Однако при этом необходимо соблюдать такие условия:

а) разнообразить длину  участков (возрастающий, убывающий  или возрастающе-убывающий варианты распределения участков; например, убывающий вариант: 400 м сильно + 400 м средне + 300 м сильно + 300 м средне и т. п.);

б) изменять рельеф участков - прохождение подъемов чередовать с прохождением равнин или уклонов;

в) чередовать различные  лыжные ходы - применяя на одном участке  только попеременный ход, на другом только одновременный и т. п.;

Информация о работе Педагогическая поддержка в саморазвитии младших школьников