Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Педагогические  системы обучения и воспитания детей  с отклонениями в развитии

  

дата выпуска: 2008 г.* 
язык: русский 
количество томов: 1 
количество страниц: 222 стр. 
переплет: мягкий

размеры: 201x125x10 
формат: 84x108/32 (130x200 мм) 


 
ISBN: 978-5-17-046695-5

Автор/составитель: Борякова Н.Ю.


                       

 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Глава 1. Специальная  педагогика в системе научных  знаний.

    1. Предмет,  задачи, методы специальной педагогики.
    2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
    3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
    4. Принципы специальной педагогики .

Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.

2.1.Структурные компоненты  коррекционно-педагогического процесса.

2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.

          2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их       применения в коррекционно-педагогическом процессе.

2.4. Формы организации специального обучения.

2.5. Средства обучения в системе специального образования.

2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.

Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.

3.1. Педагогическая система  коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

3.2. Педагогическая система  коррекционного обучения и воспитания  детей с нарушениями зрения.

3.3. Педагогическая система  обучения и воспитания детей  с нарушениями опорно-двигательного  аппарата.

3.4. Педагогическая система    обучения и воспитания детей  с нарушениями речи.

3.5. Педагогическая система  обучения и воспитания детей  с задержкой  психического развития

3.6.Педагогическая система  обучения и воспитания детей  с нарушениями  интеллекта.

3.7.Организация коррекционно-педагогической  помощи детям с комплексными нарушениями.

3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).

3.9. Коррекционно-педагогическая  помощь детям с нарушениями  поведения и деятельности.

3.10.    Нормативно-правовая  база специального образования.

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       ВВЕДЕНИЕ

В концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года обозначена главная задача российской образовательной  политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

     Создание педагогических  условий на основе личностно-ориентированного  подхода, оптимальных для каждого  воспитанника, предполагает формирование  адаптивной социально-образовательной  среды, включающей все многообразие  различных типов образовательных учреждений.

      Дети с отклонениями в развитии в нашей стране могут получать специальную медико-психолого-педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты и в системе образования. Образовательный процесс в специальных школах и дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции учителей-дефектологов, воспитателей, педагогов-психологов. Участники коррекционно-педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах  специальной педагогики.

Основной задачей учебного пособия  является сообщение студентам дефектологических  факультетам и педагогам-практикам  специального образования научно-теоретических и практических сведений об организации и содержании  обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно-педагогический процесс.

Предлагаемое учебное пособие включает три главы. В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики  и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания  различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях. 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ.

 

1.1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

На протяжении многих лет вопросы изучения, обучения и  воспитания детей с отклонениями в развитии интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в развитии психики в дефектологических исследованиях изучались с клинических, психологических и педагогических позиций.

С 90-х годов XX века началось самостоятельное развитие двух научных направлений: специальной педагогики и специальной психологии.

Специальная педагогика стала рассматриваться как самостоятельная  отрасль педагогического знания, тесно связанная со смежными науками, в первую очередь с медициной  и со специальной психологией.

Специальная психология изучает причины, сущность и закономерности отклоняющегося (нарушенного) психического развития; психологические особенности детей с недостатками в развитии: познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, личности.

Специальная педагогика является составной частью педагогики, одной из её ветвей и разрабатывает теоретические и прикладные аспекты специального (особого) образования и воспитания лиц с недостатками в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

В настоящее время в международной педагогической теории и практике общепринятыми являются понятия «специальная педагогика» и «специальное образование». Эти названия соотносятся с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие унижающего человека ярлыка. Английский корень названия special (особый, индивидуальный) подчёркивает личностную ориентированность этой области педагогики.

Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

В качестве предмета изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание  и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Таким образом, цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития.

Специальная педагогика решает широкий круг задач.

К теоретическим задачам относятся:

▪   Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.

▪   Разработка принципов, методов и содержания обучения и  воспитания детей с отклонениями в развитии.

▪ Изучение существующих педагогических систем образования  лиц со специальными образовательными потребностями.

▪ Исследование, разработка и реализация педагогических средств  предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.

К практическим задачам относятся:

 ▪  Разработка  вопросов организации педагогического  процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.

 ▪   Разработка  специальных педагогических технологий.

 ▪ Разработка   образовательных и коррекционно-развивающих программ.

▪ Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально-трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.

 ▪   Обобщение  передового педагогического опыта.

Так как специальная  педагогика является составной частью педагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет собственную терминологию, которая отражает её специфику.

В современных российских нормативно-правовых документах в области  образования, например в « Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», приводятся следующие определения некоторых терминов, используемых в области специального образования.

Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Лицо с ограниченными  возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток - физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический  недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, (в том числе аутизм), последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжёлый недостаток - физический или психический 
недостаток, выраженный в такой степени, что образование в 
соответствии с государственными образовательными стандартами 
(в том числе специальными) является недоступным и возможности 
обучения ограничиваются получением элементарных знаний об 
окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, 
приобретением элементарных трудовых навыков или получением 
элементарной профессиональной подготовки. 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, без которых невозможно или существенно затруднено освоение общеобразовательных и профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 Компенсация психических функций  - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путём использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.  Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорождённого ребёнка происходит за счёт развития осязания, т.е. деятельности двигательного и кожного анализаторов.

Термин коррекция может относиться либо к отдельным технологическим компонентам специальной педагогической помощи, направленной на преодоление какого-либо недостатка (например, коррекция нарушений письма у детей), либо к социальной и образовательной среде (например, корекционно-развивающее обучение).

В последнее время  достаточно популярной становится  лечебная педагогика, которую правильнее было бы рассматривать как специальную педагогику с медицинским сопровождением.

В тесной связи со специальным  образованием часто употребляется термин реабилитация – это комплекс мер медицинского, социального и образовательного характера с целью восстановления нарушенных функций. Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии применяется термин абилитация, т.к. по отношению к этому возрасту можно говорить не о возвращении способности к чему-либо, а о первоначальном ее формировании.

 

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Специальная педагогическая помощь - деятельность специально подготовленных педагогов в специально созданных педагогических условиях (развивающая среда, особое содержание, методы и формы обучения и воспитания), обеспечивающая индивидуальное развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии