Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа
В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература
Долгое время в дефектологии использовались термины аномальное развитие, аномальный ребенок. Сегодняшняя терминология отличается гуманным, корректным и тактичным словарем, соотносится с терминологией, принятой в международном научном сообществе. Медицинские термины, которые имеют диагнозный характер (аномальные дети, дети с патологией развития), не отражают особых потребностей этих лиц в образовании, поэтому наиболее продуктивным представляется термин дети (лица) с особыми (специальными) образовательными потребностями. Также применяется термин дети (лица) с ограниченными возможностями, при этом имеется в виду ограничение возможностей участия человека в традиционном образовательном процессе. В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, в связи с чем возникает необходимость в специальных педагогических условиях обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
В настоящее время
различают следующие категории
лиц с ограниченными
лица с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие,
лица с нарушениями зрения: незрячие, слабовидящие,
лица с нарушениями речи,
лица с нарушениями
функций опорно-двигательного
дети с задержкой психического развития,
лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые),
лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы,
лица с нарушениями поведения (с девиантным поведением),
лица со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями).
Рассмотрим некоторые
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой являются дети 8-13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.
К 2000 году около 15 млн. населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.1
В 2002 году в России насчитывалось 620342 ребенка-инвалида в возрасте до 17 лет. Удельный вес психических расстройств 21,2%, врожденных аномалий – 18%, число детей с отклонениями в развитии составляло 36% от всего детского населения страны.
В 2002-2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений.2
Современная специальная педагогика включает несколько предметных областей, к их числу относятся:
- сурдопедагогика (отрасль специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха),
- олигофренопедагогика (отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей),
- отрасль специальной педагогики, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
Каждая предметная область дифференцируется по возрастным периодам. Исторически так сложилось, что в первую очередь разрабатывались вопросы специального обучения и воспитания детей школьного возраста, поэтому именно школьный период является наиболее разработанным. Менее разработаны вопросы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Новой для отечественной специальной педагогики является проблема ранней диагностики и ранней помощи (от 0 до 3 лет) детям с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы.
Почти не разработаны
проблемы специального
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями: философией, историей, общей педагогикой, социальной педагогикой, психологическими науками, особенно со специальной психологией, медициной, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, естественными науками.
Методами научного исследования в специальной педагогике являются – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование. Также используются методы изучения психолого-педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и др.
Экспериментальные исследования имеют особое значение для обогащения теории и практики специального образования. Педагогический эксперимент включает несколько этапов:
- постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его гипотез и задач;
-разработку методики исследования, методов обработки результатов;
-проведение констатирующего
эксперимента с помощью
- количественную обработку и качественный анализ данных констатирующего эксперимента;
- формирующий (обучающий)
эксперимент по специальной
методике, сконструированной с
учетом результатов
- проверку эффективности экспериментального обучения в контрольном эксперименте;
- трансляцию результатов исследования и внедрение разработанных инновационных технологий в практику.
Вопросы и задания
Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
Назовите предметные
области специальной
Перечислите категории лиц с отклонениями в развитии.
Раскройте содержание терминов и понятий, используемых в специальной педагогике.
1.2. ЭВЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНОМАЛЬНОМ РАЗВИТИИ. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
Становление западноевропейской системы помощи лицам с отклонениями в развитии.
Отношение общества к лицам с отклонениями в развитии имеет исторический характер и определяется уровнем развития общества: состоянием науки и культуры, социально-экономическими отношениями, господствующими религиозными взглядами, национальными традициями, правовыми нормами.
На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций. На ранних этапах истории человеческого общества отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. В эпоху античности отдельные человеческие сообщества, исповедующие культ силы, отнимали жизнь у детей с отклонениями в физическом развитии. Например, в Спарте каждого новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей бросали в пропасть. В Древнем Риме убивали уродливых и топили в воде хилых и обезображенных детей.
В период средневековья в Западной Европе инквизиция чинила расправу над душевнобольными людьми, считая слабоумных «детьми дьявола», их бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, сжигали на кострах.
В эпоху Возрождения зарождаются гуманистические идеи сострадания и милосердия к человеческим порокам и недостаткам (Т.Мор. Э. Роттердамский, Я.А.Коменский, Д.Локк). Врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, пытаются вести наблюдения за душевнобольными, искать пути помощи и возвращения их в общество.
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что все они имеют право на обучение.
Первые попытки индивидуального обучение глухих были предприняты в 1578 г. в Испании, в 1648 г. В Англии, слепых - в 1670 г. во Франции.
Гуманизация и демократизация взглядов на гражданские права лиц с отклонениями в развитии нашли отражение в трудах Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро, в "Декларации прав человека" 1793г. в период Великой французской революции. Однако широкой поддержки среди государственных деятелей и педагогов в то время эти идеи не получили.
Начало научных исследований слабоумия положено в 19 веке, наиболее весомый вклад внесли французские врачи-психиатры: Филипп Пинель, Жан-Этьен-Доминик-Эскироль, Жан Итар, который впервые предпринял попытку обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребенка («Айверонского дикаря»). Внимание врачей на заре развития психиатрии привлекали наиболее глубокие формы интеллектуальных нарушений. Таким образом было положено начало медико-педагогическому направлению помощи детям с интеллектуальными аномалиями.
Большой вклад в практику внес Эдуард Сеген, идеи которого не получили поддержки на родине во Франции, и он эмигрировал в Америку. Там под его руководством стали открываться частные школы для слабоумных детей, в этих учреждениях создавалась система педагогической помощи, предусматривающая обучение, трудовое и физическое воспитание. До сих пор педагогики- дефектологи широко используют пособия, разработанные Э.Сегеном. В Европе идеи Э.Сегена получили развитие благодаря М.Монтессори, которая разрабатывала свою дидактическую систему для обучения умственно отсталых детей, ее дидактические пособия для сенсорного воспитания дошкольников до сих пор востребованы практикой.
На рубеже 1Х-ХХ веков в Европе зародились и получили развитие основные направления помощи детям с отклонениями в развитии (в специальных учреждениях):
- христианско-филантропическое: организация общественного призрения инвалидов в приютах, богадельнях и т. д.;
- медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;
- педагогическое: образование детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта.
- психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта, дифференциация
Становление систем помощи лицам с отклонениями в развитии в России. В православии сложились гуманные традиции в отношении к людям с отклонениями в развитии. Издавна убогие, юродивые находили приют в церквях, монастырях. Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси традиционно была свойственна и простому пароду, и присутствовала в официальных действиях церкви и государственной власти. В Уставе о православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых.
В XI в. Киево-Печерская лавра становится прибежищем для калек и слабоумных, то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.
В начале XII века в «Поучении князя Владимира Мономаха своим детям») указывается, что следует не забывать убогих, подавать милостыню сиротам и защищать их.
Однако, на Руси, так же как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось особенно много (после войн, экологических катастроф), передвижение их пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».
В период царствования Екатерины II разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения; создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.
Система специального
образования детей с
Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспита-тельные учреждения: опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск); школу для слепых (1807).
Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии