Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 11:33, научная работа

Описание работы

В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно-методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний.
1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики.
1.2. Эволюция научных представлений об аномальном развитии. Становление систем помощи детям с отклонениями в развитии.
1.3. Методологические и теоретические основы специальной педагогики.
1.4. Принципы специальной педагогики .
Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями.
2.1.Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса.
2.2. Сущность и особенности коррекционно-педагогического процесса.
2.3. Методы обучения и воспитания и особенности их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
2.4. Формы организации специального обучения.
2.5. Средства обучения в системе специального образования.
2.3. Процесс воспитания и его особенности в специальном образовательном учреждении.
Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования.
3.1. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
3.2. Педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
3.3. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
3.5. Педагогическая система обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
3.6.Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.
3.7.Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями.
3.8. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (с синдромом раннего детского аутизма).
3.9. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности.
3.10. Нормативно-правовая база специального образования.
Литература

Файлы: 1 файл

podsist.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

— переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

— разработать концепцию  нового содержания специального образования  детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую  ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

— обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингента детей с  недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной  структурой дефекта), на основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

— на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

 

 

Социально-экономические  изменения в обществе привели  к серьезным изменениям в системе  образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства: «по горизонтали» - возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» - осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождение детей различных возрастных групп.        Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

За рубежом накоплен определенный опыт работы с такими детьми – в Австралии, в Германии, в Америке.

Система ранней помощи в нашей стране создана  для глухих. Остро актуальна проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема нтегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

           Н.Н.Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

         Если считать 90-е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 70-е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать  интеграцию в образовании как  один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции: революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного  специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 70-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С.Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных  нарушений у аномальных детей, "социальных вывихов", коррекцией которых и  должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С.Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

 Интеграция через  раннюю коррекцию нарушенных  функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться  как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

 

 Другой Важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы.

    В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

   

             В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

  На сегодняшний  день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами.

    Существует  проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 70-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего  развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

        Наиболее успешным можно считать опыт С.Петербурга, где с 90-х годов действует программа «Абилитация младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В.Кожевниковой). 

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).

Проблема социальной адаптации  и  профессиональной подготовки подростков и  молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний  день.

        Инновационные  тенденции в специальном образовании  требуют решения широкого круга  теоретичских и прикладных задач.

 

Вопросы и задания 

 Раскройте периодизацию эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?

Каковы позитивные и негативные последствия ориентации отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?

Назовите наиболее актуальные проблемы специального образования  на современном этапе.

 

 

 

 

1.3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Методологические  принципы специальной педагогики.

Любая наука опирается  на основополагающие принципы, которые  образуют ее методологическую базу3.

Отечественная наука  в целом, в том числе и специальная  педагогика, базируется на принципах  диалектического материализма, с позиций которого психика рассматривается как продукт деятельности высокоорганизованной материи - мозга, тем самым признается первичность материи и вторичность сознания, материальная детерминированность психики

Основными методологическими принципами специальной педагогики являются:

 Принцип  детерминизма (принцип всеобщей причинной обусловленности явлений). Психическое развитие ребенка обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов. Биологическими причинами, обусловливающими отклонения в развитии, являются либо органическое поражение центральной нервной системы, либо  ее функциональная незрелость. В качестве причины также могут выступать неблагоприятные микросоциальные условия, особенно если в таких условиях ребенок оказывается в период младенчества и раннего детства, когда потенциал психического развития особо значителен, но не реализуется в должной степени из-за воздействия неблагоприятных факторов.

 Принцип  единства сознания, личности и  деятельности. Личностью человек не рождается, а становится на определенном этапе развития, когда достигает определенного уровня сознания и становится способным к осознанной целенаправленной деятельности. Сознание также не существует изолированно, а входит в структуру личности и формируется в деятельности.

Специальная педагогика рассматривает педагогический процесс  как процесс формирования личности проблемного ребенка,  его всестороннего  развития в условиях специально организованной деятельности.

 Принцип  развития. Психика человека пластична и постоянно находится в динамике. Знание истории развития ребенка, анализ уровней его актуального и потенциального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз и определить образовательный маршрут ребенка.

 

Теоретические основы специальной педагогики.

Теоретические основы специальной педагогики составляют знания из различных областей науки:

      -философские и социокультурные    концепции, которые, с одной стороны, образуют мировоззренческую базу специальной педагогики и, с другой стороны, помогают осмыслить перспективы развития специальной педагогики как особой отрасли научного знания;

    - различные сведения о высшей нервной деятельности человека, обобщенные в трудах И.П. Павлова и И.М. Сеченова;

- знания из области  нейрофизиологии и нейропсихологии – в частности  теория А.Р. Лурия о 3-х блоках мозга, о локализации нарушений в коре головного мозга;

- научные данные из  области детской психиатрии (В.В.  Ковалев, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.);

-  научные концепции Л.С. Выготского, его учеников и последователей;

-  теория психического  дизонтогенеза (В.В. Лебединский,  В.И. Лубовский);

     - концепция  об общих и специфических закономерностях  аномального развития (Л.С. Выготский,  В.И. Лубовский, В.В.Лебединский);

- педагогические концепции,  представленные в трудах основоположников  отечественной дефектологии –  Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, Г.М. Дульнева, Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой, Ж.И.Шиф и др.;

Большой вклад в теорию и практику специального образования  внесли труды современных ученых – Л.С. Волковой, М.В. Ипполитовой, Р.И. Лалаевой, Л.П. Носковой, В.Г. Петровой, Л.И. Солнцевой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко и др.

 

Значение   теоретических  концепций  Л. С. Выготского  для

специальной педагогики.

Л.С. Выготский заложил теоретико- методологическую базу дефектологии, что обеспечило ее переход с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы. Его научные концепции, созданные в 20-30 –е годы прошлого века, не потеряли актуальности и до настоящего времени. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского:

▪  Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ)

▪ Концепция о закономерностях  психического развития в норме и  патологии.

▪  Концепция о  ведущей роли обучения в развитии.

     Огромное  значение для теории и практики  специального образования имеют  его идеи о системном строении любого дефекта и о наличии компенсаторных возможностей при различных отклонениях в развитии, о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) для становления личности аномального ребенка, о соотношении интеллекта и аффекта, о развитии мышления и речи и многие другие. 

Согласно концепции о культурно-историческом происхождении психики, путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно-исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. По мнению Л.С. Выготского, знак из внешней практической деятельности постепенно «вращивается» в психическую функцию, за счет чего она приобретает осознанный и произвольный характер.

В связи с этим Выготский  Л.С. выделяет два уровня развития психики: уровень натурального развития (обусловленный биологически) и уровень культурного развития (обусловленный социально). Этот уровень связан с развитием речи и знаково-символической деятельностью ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики, и формируются высшие психические функции.

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии