Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:19, дипломная работа

Описание работы

Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Недостаточно раскрыты сущность педагогического общения родителей с детьми и условия, при которых оно будет оказывать влияние на позитивное эмоциональное развитие. Это определило цель нашего исследования. Мы определяем педагогическое общение взрослых в семье как установление личностно-эмоциональных контактов с детьми с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата в семье и передача семейных традиций, взаимопонимания и взаимоотношения с окружающим миром.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического общения в условиях семьи с целью эмоционального развития детей.
1.1. Психолого-педагогические основы педагогического общения в
условиях семьи.
1.1.1.Понятие «общение», «педагогическое общение» в педагогике и психологии, их характеристика как деятельности.
1.1.2. Возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
1.1.3. Сущность педагогического общения в семье.
1.2. Проблема эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи..
1.2.1. Проблема эмоционального развития детей в педагогике и психологии.
1.2.2. Проблема семейного общения в теории и практике дошкольной педагогики как средства эмоционального развития детей.
Глава 2. Педагогические условия использования педагогического общения в семье как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.1. Состояние практики семейного воспитания по использованию педагогического общения как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.2. Влияние педагогического общения в семье на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный 

педагогический университет»

 

 

 

 

 

На правах рукописи 

УДК ____________

 

 

 

 

Педагогическое  общение как средство эмоционального развития в семье

 

 

 

Специальность 030900 –  Дошкольная педагогика и психология

 

 

Выпускная квалификационная работа по общей и дошкольной педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комсомольск-на-Амуре

Оглавление

Введение

Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического  общения в условиях семьи с  целью эмоционального развития детей.

1.1. Психолого-педагогические  основы педагогического общения   в 

условиях семьи.

1.1.1.Понятие «общение»,  «педагогическое общение» в педагогике и психологии, их характеристика как деятельности.

1.1.2. Возрастные особенности  общения детей дошкольного возраста  со  взрослыми.

1.1.3. Сущность педагогического  общения в семье.

1.2. Проблема эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи..

1.2.1. Проблема эмоционального  развития детей в педагогике  и психологии.

1.2.2. Проблема семейного общения в теории и практике дошкольной педагогики как средства эмоционального развития детей.

Глава 2. Педагогические условия  использования  педагогического общения в семье  как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста

2.1. Состояние практики семейного  воспитания по использованию  педагогического общения как  средства эмоционального развития детей дошкольного возраста

2.2. Влияние педагогического  общения в семье на эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

Введение

Своеобразие современного этапа развития нашего общества - его обращенность к человеку в экономической, социальной и духовной сферах,  которое осмысливается значением общечеловеческих ценностей, социальной природы жизни человека. В то же время, стремительный и убыстряющийся темп жизни, урбанизация, растущая интенсификация социальных связей личности отражается на общении людей, делая его не только более разнообразным, но и напряженным, что сказывается на эмоциональном состоянии человека. Это требует от каждого человека умения взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, чтобы процесс общения сопровождался взаимопониманием, что требует от партнеров по общению эмоциональной отзывчивости.

 Такие объективные  процессы находят отражение в  «Концепции дошкольного образования», «Законе об образовании» и  других нормативно-правовых актах, регулирующих взаимоотношения участников образовательно-воспитательного процесса. Гуманизация и демократизация педагогического процесса предусматривает необходимость внедрения личностно-ориентированной модели воспитания не только в условиях образовательного учреждения, но и в семье.

Как доказывают исследования В.А. Кан-Калика, А.В. Петровского и  др., педагогическое общение является главным инструментом, от которого зависит контакт и взаимопонимание  между взрослыми и детьми и, следовательно, успех всего воспитательного процесса. Даже самые передовые методы воспитания эффективны лишь тогда, когда педагог владеет «секретами общения», умеет пользоваться словом как средством воздействия на детей в зависимости от его особенностей и ситуации.

Педагогическое общение должно быть направлено на формирование гуманистических ценностей личности, основы которых закладываются в дошкольном детстве. От личностных особенностей педагога зависит характер психического отражения, эмоциональные отношения и поведение общающегося с ним ребенка.  Психолого- педагогические исследования доказывают, что именно в общении с окружающими взрослыми ребенок присваивает опыт духовной культуры, накопленный предшествующими поколениями, в том числе и эмоциональный.

На современном этапе наиболее изучен аспект педагогического общения в условиях образовательного учреждения, но не достаточно исследован вопрос об особенностях педагогического общения родителей с детьми. Исследования Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной,  Т.М. Титаренко и др. доказывают, что любовь, забота, внимание со стороны близких, доброжелательность отношений между членами семьи являются для ребенка жизненно важным «витамином», который дает ему ощущения защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие. Однако семья сможет выполнить эту свою основную функцию - заложить основы личности ребенка, только при правильной организации воспитания и  положительного воздействия на ребенка. Представляя собой малую группу, своего рода микрокосмос, семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые  (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама- учительница, папа- шофер, бабушка- медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности           (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев).

Таким образом, современная  наука подчеркивает приоритет семьи  в воспитании ребенка, проявляющийся  в многообразии форм воздействия, в  том числе и общении. Общение  взрослых с детьми рассматривается  исследователями с различных точек зрения: общение как коммуникативная деятельность, развивающая все стороны личности, в том числе и эмоционально- волевую сферу личности( К.А. Абульханова- Славская, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Г. Рузская ); общения как фактор и средство  воспитания, как педагогическое общение, т.е. система органичного социально-психологического взаимодействия взрослых и детей, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств( В.А. Кан-Калик, А.И. Мудрик, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и  др.).

Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как  должно быть. Недостаточно раскрыты сущность педагогического общения родителей с детьми и условия, при которых оно будет оказывать влияние на  позитивное эмоциональное развитие. Это определило цель нашего исследования. Мы определяем педагогическое общение взрослых в семье как установление личностно-эмоциональных контактов с детьми с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата в семье и передача семейных традиций, взаимопонимания и взаимоотношения с окружающим миром.

Объектом исследования является эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в семье, а его предметом - педагогическое общение взрослых с детьми  в семье.

В соответствии с целью  и предметом исследования мы сформулировали следующие задачи:

  1. Изучить  проблему влияния общения взрослых с детьми на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
  2. Изучить состояние практики семейного воспитания по использованию педагогического общения с целью эмоционального развития дошкольников.

Исходя из цели исследования на основе анализа проблемы, нами сформулирована следующая гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми членами семьи будет более эффективным, если:

    • в семье будет создана атмосфера сотрудничества, эмоционального комфорта, что будет способствовать возникновению у детей аттракции к взрослым;
    • ведущим стилем общения взрослых членов семьи будет демократический;
    • если взрослые в семье будут повышать педагогическую культуру, которая послужит основой собственно педагогической деятельности отца и матери и других взрослых в семье, поможет им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верное решение в нестандартных ситуациях.

Для решения поставленных задач нами использованы теоретические и эмпирические методы: анализ психолого-педагогической литературы; беседа с родителями; письменный опрос; тестирование; изучение семейной документации.

Теоретическая значимость нашей работы состоит в том, что определены некоторые педагогические условия использования общения взрослых с детьми в условиях семьи как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложения. 

                            

       

 

 

 

 

 

Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического  общения в условиях семьи с  целью эмоционального развития детей.

 

1.1. Психолого-педагогические  основы педагогического общения   в 

условиях семьи.

 

  1.1.1.Понятие «общение», «педагогическое общение» в педагогике и

психологии, их характеристика как деятельности.

Природа общения, его  индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения  стали предметом изучения философов,  социологов, психолингвистов, специалистов по психологии социальной, детской и возрастной, педагогов. Однако разные исследователи вкладывают в понятие  « общение» далеко не одинаковый смысл. Каждый предлагает свое определение. Большинство исследователей(Л.Н.Галигузова, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова и др.) определяют общение как взаимодействие двух(или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. По их мнению, общение есть не просто действие, но именно взаимодействие, которое осуществляется между участниками, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (Альбуханова-Славская, А.А.Леонтьев, К.Обуховский). Т.В.Драгунова, Я.Л.Коломинский утверждают, что на результативность общения влияет то, насколько каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект, а не объект взаимодействия. На этом основании Б.Ф.Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты»(   ). Значение указанной особенности общения подчеркивают Т.В.Драгунова, Я.Л.Коломинский, отмечая, что каждый участник общения выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Равноправное общение, по мнению Ю.В.Руденского, должно приводить к возникновению психического контакта, который обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Следовательно, в общении происходит активное эмоциональное развитие, которое заключается в умении человека воспринимать и понимать партнера по общению, т.е. при развитой эмпатии.

Таким образом, анализ перечисленных выше особенностей общения позволяет сделать вывод о том, что общение есть взаимодействие двух или более личностей, результативность которого зависит от характера активности его участников, т.е. субъект-субъектной или субъект-объектной активности.

А.П.Буев, М.С.Коган, Б.Д.Парыгин  относят общение к деятельности, сущностью которой является коммуникация, обеспечивающая социализацию личности. В их работах понятие «общение»  и «коммуникативная деятельность»  являются синонимами. А.Н.Леонтьев и его последователи  считают общение необходимым условием любой совместной деятельности человека. Поэтому, по мнению А.В. Петровского, общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях. Общение есть часть стороны деятельности, деятельность - часть стороны общения.

           Потребность в общении, как  форма передачи информации, по  мнению В.М.Сановина, возникает у  участников тогда, когда требуется  согласованность. В этом случае  субъекты включаются в коммуникативную  деятельность и она организуется ими как совместная.

           В общении, как совместной деятельности, Г.М.Андреевой были выделены основные  процессы:

    • коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией);
    • интерактивный (реализующий взаимодействие партнеров в общении);
    • перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексиюв общении).

В общении, как и в  любой деятельности, есть свои цели, средства, планы, программы, нормы и  правила, конечные результаты.

           В психологии и педагогике  выделяются следующие средства общения:

лингвистические (речевые); оптико-кинестетические (качество голоса, его диапазон, тональность); экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения). В качестве основных средств  общения, которыми на протяжении раннего и дошкольного возраста постепенно овладевают дети, В.В.Ветрова, С.В.Корницкая, М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова в своих исследованиях выделили следующие:

  • экспрессивно-мимические, к ним относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительная вокализация;
  • предметно-действенные – локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения. К этой категории общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому   различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого, позы, выражающие протест, желание уклонится от контактов с взрослыми или наоборот, стремление прижаться к нему, быть взятым на руки;
  • речевые средства общения – высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Информация о работе Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье