Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:19, дипломная работа
Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Недостаточно раскрыты сущность педагогического общения родителей с детьми и условия, при которых оно будет оказывать влияние на позитивное эмоциональное развитие. Это определило цель нашего исследования. Мы определяем педагогическое общение взрослых в семье как установление личностно-эмоциональных контактов с детьми с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата в семье и передача семейных традиций, взаимопонимания и взаимоотношения с окружающим миром.
Введение
Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического общения в условиях семьи с целью эмоционального развития детей.
1.1. Психолого-педагогические основы педагогического общения в
условиях семьи.
1.1.1.Понятие «общение», «педагогическое общение» в педагогике и психологии, их характеристика как деятельности.
1.1.2. Возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
1.1.3. Сущность педагогического общения в семье.
1.2. Проблема эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи..
1.2.1. Проблема эмоционального развития детей в педагогике и психологии.
1.2.2. Проблема семейного общения в теории и практике дошкольной педагогики как средства эмоционального развития детей.
Глава 2. Педагогические условия использования педагогического общения в семье как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.1. Состояние практики семейного воспитания по использованию педагогического общения как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.2. Влияние педагогического общения в семье на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
1.2. Проблема эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи
1.2.1. Проблема эмоционального
Физическому и речевому
Психолого-педагогические исследования доказывают, что именно дошкольный возраст является решающим в становлении личности. Личность детей складывается только в отношениях с окружающими людьми, в первую очередь, взрослыми (Л.И.Божович, М.И.Лисина, Э.В.Ильенков, С.Л.Рубинштейн и др.). Л.С.Выготский указывает, что личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не бывает врожденной, она возникает в результате культурного и социального развития. В.Штерн, К.Белер, Р.Гаупп, Л.С.Выготский, А.А.Запорожец, Я.З.Неверович, М.И.Лисина, Э.Эриксон, И.С.Кон и др. считают, что ключевым моментом становления личности является формирование ее эмоциональной сферы. Именно эмоциональные явления, как посредники между регулируемым и регулирующим, могут выступать наиболее ранними индикаторами изменений в процессе становления личности. Учитывая социо-культурный характер порождения психического, признание этой роли эмоций позволяет понять и повышенную эмоциогенность субъект-субъектных отношений, храктеризующих процесс общения взрослых с детьми, т.к. именно они лежат в основе как актов развития, так и актов деструкции и регресса. Основываясь на деятельностном подходе А.Н.Леонтьева и его последователей, мы считаем, что при характеристике личности надо, прежде всего, анализировать ее мотивационную сферу, т.е. структуру потребностей, стремлений, влечений и т.п. Эмоции, являясь субъективной формой выражения потребностей, выступают внутренними регуляторами поведения. Эмоции являются психическим отражением в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления и ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. По мнению К.Э.Изарда, эмоции - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Б.И.Додонов рассматривает эмоцию как процесс, как деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, поэтому они оценивают действительность и доводят свою оценку до сведения организма на языке переживаний. По мнению исследователей, эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Таким образом, можно сделать вывод, что эмоции - это психические процессы и состояния, которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности.
Рассматривая виды эмоций, Б.И.Додонов, В.К.Вилюнас, К.Э.Изард др. выделяют фундаментальные эмоции и приобретенные. Фундаментальными они называют эмоции, имеющие специфический, внутренне детерминированный нервный субстрат, а внешне выражающиеся особыми мимическими или нервно-мышечными средствами, обладающие особым субъективным переживанием – феноменологическим качеством. Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют в течение очень короткого времени, до того момента, как начинают активизироваться другие эмоции – социальные. Фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, к ним относятся: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Как отмечают исследователи, если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют у человека какую-то эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок и от особенностей жизни. К основным эмоциональным чертам человека относятся такие, как: тревожность, депрессия, любовь, враждебность. Социальные эмоции приобретаются прижизненно. С.Л.Рубинштейн указывает, что фундаментальные эмоции связаны с органическими потребностями человека, а социальные – с потребностями в овладении определенными предметами деятельности, а также с духовными потребностями. Соответсвенно, фундаментальные эмоции – это аффективно-эмоциональная чувствительность, а социальные эмоции – это: 1) предметные чувства(материальные, интеллектуальные, эстетические), которые проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим; 2) мировоззренческие чувства, которые связаны с моралью, характеризуют отношение человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям. Б.И.Додонов социальные эмоции рассматривает в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний и выделяет следующие виды эмоций:
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн выделяют несколько уровней проявления эмоциональной сферы личности:
Ж.Пиаже и П.Фресс к
В.К.Вилюнас,Л.С.Выготский,К.
Таким образом, из приведенных выше классификаций эмоциональных процессов и состояний, по нашему мнению, особенно важны чувства, связывающие людей друг с другом, обеспечивающие взаимопонимание в процессе общения, характеризующее эмоциональное отношение субъекта к самому партнеру по общению, к содержанию получаемой информации. Особенно в общении, по утверждению В.К. Вилюнаса, важна аттракция. Аттракция трактуется им как собирательное обозначение всех позитивно окрашенных эмоциональных отношений одного человека к другому конкретному человеку. На возникновение аттракции влияют внешние данные, социальный статус, образование, профессия, личностные достоинства человека, компетентность в общении. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, в условиях образовательного учреждения и взрослым в семье очень важно понимать, какие факторы определяют возникновение положительного отношения к нему детей, т.е. возникновение аттракции.
В психолого-педагогических исследованиях Ю.И.Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и др. отмечается относительная самостоятельность, устойчивость семьи. В последние годы социально-экономические изменения, происходящие в обществе отрицательно повлияли на семью, в том числе на взаимосвязь родителей и детей. Произошедшие с семьей изменения многими исследователями описываются как кризис традиционных семейных устоев, социальных установок и ценностных ориентаций, что сказывается на неудовлетворительном воспитании детей в семье.
Анализ психолого-
Причиной эмоционального дефицита у детей служат так же проблемные родительские позиции, связанные по мнению исследователей: с неадекватной мотивацией рождения ребенка, обозначенной А.С. Спиваковской, Э.Ле Шан; нежеланными детьми ( Й. Лангмейер, З. Матейчек); с воспитанием неродных детей, в семьях которых есть свои совершенно особые психолого-педагогические, юридические, нравственные проблемы, рассмотренные И.Г. Овчинниковой, Б.Л. Леонидовой; психическое или соматическое нездоровье родителей, мотивационная, когнитивная, поведенческая неготовность матери к осуществлению родительской роли, на которую указывал О.Р. Воронин. Именно эмоциональная мать и ее заинтересованность в эмоциональном развитии собственного ребенка является наиважнейшим фактором влияния на формирование благоприятных эмоций у детей. Эта же точка зрения в исследованиях Л.И. Божович, В. Вундта, Л.С. Выготского, К. Изарда, М.М. Кольцовой, М.И. Лисиной, П.Плутчика, З. Фрейда, Э.Эриксона и др.
Таким образом, низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы и другие вышеназванные причины влияют на неудовлетворительное воспитание детей в семье, на их неблагополучное эмоциональное развитие, дезадаптацию поведения. По мнению К. Изарда, недоразвитие эмоциональной сферы есть следствие отсутствия адекватных условий для вызревания у ребенка социального эмоционального уровня.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для благоприятного социального и эмоционального развития личности ребенка в семье необходимо формирование прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установление в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу. Формирование личности ребенка в семье должно обеспечивать его педагогическую эффективность, которая предполагает наличие педагогической компетентности взрослых членов семьи.
В теории и практике педагогики
разработанные и традиционные формы
работы образовательных учреждений
с семьей по оказанию психологической
помощи заключаются в индивидуальном
психологическом
Информация о работе Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье