Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:19, дипломная работа

Описание работы

Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Недостаточно раскрыты сущность педагогического общения родителей с детьми и условия, при которых оно будет оказывать влияние на позитивное эмоциональное развитие. Это определило цель нашего исследования. Мы определяем педагогическое общение взрослых в семье как установление личностно-эмоциональных контактов с детьми с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата в семье и передача семейных традиций, взаимопонимания и взаимоотношения с окружающим миром.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического общения в условиях семьи с целью эмоционального развития детей.
1.1. Психолого-педагогические основы педагогического общения в
условиях семьи.
1.1.1.Понятие «общение», «педагогическое общение» в педагогике и психологии, их характеристика как деятельности.
1.1.2. Возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
1.1.3. Сущность педагогического общения в семье.
1.2. Проблема эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи..
1.2.1. Проблема эмоционального развития детей в педагогике и психологии.
1.2.2. Проблема семейного общения в теории и практике дошкольной педагогики как средства эмоционального развития детей.
Глава 2. Педагогические условия использования педагогического общения в семье как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.1. Состояние практики семейного воспитания по использованию педагогического общения как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.2. Влияние педагогического общения в семье на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Исследования А.А. Бодалева, В.А. Кан-Калика, С.В. Кондратьевой, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. вскрывают  сущность педагогического общения  учителя. О.А. Пономарева исследует  особенности умений педагогического  общения воспитателя детского сада. Сущность, специфика педагогического общения в семье не исследована. Анализ вышеуказанных работ позволяет нам рассмотреть вопрос о педагогическом общении взрослых в семье как средстве эмоционального развития детей дошкольного возраста. Педагогическое общение мы определяем как установление личностно-эмоциональных контактов взрослых членов семьи и ребенка с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата каждому ребенку. Педагогическое общение - должно быть основано на чувстве уважения к ребенку и его личности, на понимании перспективы его развития и роли общения в этом процессе. В ходе педагогического общения взрослые члены семьи формирует у детей знания об эмоциональных состояниях человека, о факторах, влияющих на эмоциональное состояние, о способах эмоционального взаимодействия и т.д. Кроме этого, являясь образцом для подражания, взрослые способствуют присвоению детьми той манеры, стиля общения; которые они использует в общении с детьми. Мы считаем, что важнейшим условием влияния общения взрослых с детьми в семье на их эмоциональное развитие, будет развитие аттракции дошкольника к взрослому. На возникновение аттракции, т.е. позитивно окрашенного эмоционального отношения ребенка ко взрослому, влияют внешние данные, личные достоинства взрослых членов семьи и их компетентность в общении, которая способствует созданию в семье  атмосферы сотрудничества, эмоционального комфорта. Ведущим стилем общения взрослых членов семьи должен быть демократический, овладеть которым взрослые смогут при условии повышения своей педагогической культуры, которая является основой педагогической деятельности отца, матери и других взрослых в семье, которая поможет им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верное решение в нестандартных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика/ Юрий Петрович Азаров.- 2-е изд.,пер.и доп.- М.: Политиздат, 1985.- 238 с.
  2. Андреева,Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Галина Михайловна Андреева.- М.: Аспект Пресс,2001.-с.69-135.
  3. Арнаутова,Е.П. Педагог и семья/Елена Петровна Арнаутова.- М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-с. 102.
  4. Библиотека кодексов.: Выпуск 4(24).Семейный кодекс Российской Федерации.-М.:ИНФА-М.,2003.-75 с
  5. Бодалев,А.А. Личность и общение/ Алексей Александрович Бодалев.- М.: Международная педагогическая академия,1995.-328 с.
  6. Бодалев,А.А., Столин,В.В. Общая психодиагностика.- СПб.: Издательство «Речь»,2000.- с.292-313.Божович,Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/Лидия Ильинична Божович; Под ред.Д.И.Фельдштейна.- М.:Международная педагогическая академия,1995.-212 с.
  7. Ветрова,В.В. Уроки психологического здоровья/Валентина Вениаминовна Ветрова.- М.: Педагогическое общество России,2002.-192 с.
  8. Вигман,С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие/Светлана Леонидовна Вигман.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2004.-208 с.
  9. 10.Вилюнас,В.К. Психологические механизмы биологической мотивации/Витис Казиса Вилюнас.- Издательство Московского университета,1986.-208 с.
  10. Виноградова,Н.Ф., Куликова,Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг/Наталья Федоровна Виноградова, Татьяна Абрамовна Куликова. - М.: Просвещение,1993.-128 с.:ил.
  11. Ворсина,Н., Майер,А., Сапрыкина,Л. Рабочие дневники «Надежда»: деятельность ДОУ по организации работы с родителями воспитанников/Наталья Ворсина, Алексей Майер, Любовь Сапрыкина//Дошкольное  образование.-2004.-1-15 ноября(№21).-с.7
  12. Воспитание детей в неполной емье: Перевод с чеш. Л.Н.Хватова;Под ред.Н.М.Ершовой.-М.: Прогресс,1980.-250 с.
  13. Выготский,Л.С. Педагогическая психология/Лев Семенович Выготский; Под ред. В.В.Давыдова.-М.: Педагогика,1991.-480 с.
  14. Галигузова,Л.Н., Смирнова,О.Е. Ступени общения: от года до семи лет/Людмила Николаевна Галигузова, Елена Олеговна Смирнова. - М.: Просвещение,1992.-143 с.
  15. Данилина,Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей/Т.Данилина//Дошкольное воспитание.-2000.-№ 1.-с.41-48.
  16. Данюкова А. Вы любите проекты?/Алла Данюкова//Обруч.-2001.-№ 4.=с.11-13.
  17. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович.- Спб.: Изд-во «Акцент»,1995.-288 с.
  18. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье; Под ред. Р.А.Курбатовой; Сост.Л.В.Загик, Т.А.Маркова, Ю.Г.Махова, Л.Г.Емельянова.- Издательство «Просвещение»,1982.-175 с.
  19. Запорожец,А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психологическое развитие ребенка/Алексей Владимирович Запорожец.- М.: Педагогика,1986.- 320 с.. ил.-(Труды д.чл.и чл.-кор.АПН СССР).
  20. Изард,К.Э. Психология эмоций: Перевод с англ./Кэррол Эллис Изард.- СПб.: Издательство «Питер»,1999.-464 с.: ил.(Серия «Мастера психологии»).
  21. Кан-Калик,В.А., Ковалев,Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии.-1985.-№ 4.-с.45-56.
  22. Карклина,С.Э. Проблемы семейного воспитания/Светлана Эдуардовна Карклина.-М.: Сов.Россия,1983.-208 с.
  23. Клебанов,И.М. О педагогическом такте в воспитании детей/Илья Михайлович Клебанов.-Ленинград,1959.-48 с.
  24. Козлова,С.А., Куликова,Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений/Светлана Акимовна Козлова, Татьяна Абрамовна Куликова.-3-е изд.,исправ. И доп.-М.: Издательский центр «Академия»,2001..-с.352-354.
  25. Коломинский,Я.Л., Панько,Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб.пособие/Яков Львовия Коломинский, Елизавета Александровна Панько.-2-е изд, перераб. И доп.-Мн.: Ун
  26. Конституция Российской Федерации. -М.: ПРОЕКТ, 1997.-48с.
  27. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное Влспитание.-1989.-№9.
  28. Корниенко, Н.В. Семейная педагогика: Учебное пособие/ Нелли Владимировна Корниенко.- Изд-во Комс.н/А гос. Пед. Ун-та, 2202.-55с.
  29. Кошелева, А. Еще раз о родительской любви / А. Кошелева // Дошкольное воспитание.-1995.-№9.- с.70-75.
  30. Кряжева,НЛ. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет/Надежда Леонидовна Кряжева; Художники :Т.В.Соколов, В.Н.Куров.-(Серия: «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.- 160 с.; ил.
  31. Лаврентьева,Г.П. Культура общения дошкольников/Галина Прокофьевна Лаврентьева.-К.: Рад.шк.,1988.-128 с.

34.Леонтьев ,А.А. Психология  общения/Алексей Алексеевич Леонтьев.-2-е  изд., испр. И доп.-М.: Смысл,1997.- с.8-26.

35.Ле,Шан,Э. Когда ваш  ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ/Эду Ле Шан.-И.: Педагогика,1990.- 272 с.

36. Лисина,М.И. Общение,  личность и психика ребенка/Майя  Ивановна Лисина; Под ред. А.Г.Рузской.-М.: издательство «Институт практической  психологии» Веронет: НПО «Модек»,1997.-384 с.

37. Лисина,М.И. Проблемы  онтогенеза общения/Майя Ивановна  Лисина: Научн.-исслед.ин-т общей  и педагогической психологии  Акад.пед.наук СССР.-М.: Педагогика,1976.-144 с.

38. Ломов,Б.Ф. Вопросы  общей, педагогической и инженерной  психологии/ Борис Федорович Ломов.- М.: Педагогика,1991.-296 с.

39. Общение детей в  детском саду и семье; Под  ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной.- Науч.-исслед.ин-т  дошкольного воспитания Акад.пед.наук  СССР.-М.: Педагогика,1990.-152 с.

40. Овчинникова,И.Г. Отцовство/Ирина  Григорьевна Овчинникова.-М.:Знание,1981.-96 с.

41. Овчинникова,И.Г. Эти  родные неродные дети/Ирина Григорьевна  Овчинникова.-М.:Знание,1983.-96 с.

42. Основы психологии  семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений/Людмила  Григорьевна Жедунова, Ирина Александровна Можаровская, Николай Николаевич Посысоев, Елена Николаевна Юрасова; Под ред. Н.Н.Посысоева.-М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС,2004.- 328 с.

43. Островская,Л.Ф. Беседы  с родителями о нравственном  воспитании дошкольника: Кн. Для  воспитателей дет.сада/Людмила Федосеевна Островская.-М.: Просвещение,1987.-114 с.

44. Островская,Л.Ф.Культура  речевого общения/Людмила Федосеевна  Островская//Дошкольное воспитание.-1988.- № 3.-с.29-39.

45. Парыгин,Б.Д. Анатомия  общения: Учебное пособие/Борис  Дмитриевич Парыгин.- СПб.: Изд-во Михайлова,В.А.,1999.-301 с.

46. Пахомова,А.В. Семейное  воспитание/А.В.Пахомова//Детство.-2002.-№  1.-с.24- 33.

47. Пилиповский,В.Я. Новые  горизонты семейного воспитания/В.Я.Пилиповский//Советская  педагогика.-1990.-№ ?.-с.142-145.

48. Популярная психология  для родителей; Сост.Г.А.Ковалев,  А.С.Спиваковская; Под ред. А.А.Бодалева.- М.: Педагогика,1989.-с.88-145.

49. Пороцкая,Е.Л., Спиридонов,В.Ф.  Выявление представлений о развитии  дошкольника/Евгения Леонидовна  Пороцкая, Владимир Феликсович Спиридонов//Влпросы психологии.-2004.-№ 4.-с.31-39.

50. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника/Т.И.Алиева, Т.В.Парамонова, Е.П.Арнаутова и др.; Науч.ред. Л.А.Парамонова и др. – М.: Просвещение,2003.-с.3-7.

51.Психология семейных  отношений с основами семейного консультирования:Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-192 с.

52. Радуга: Программа и  руководство для воспитателей второй младшей группы детского сада/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова.-М.: Просвещение,1993.-224 с.

53. Развитие общения  у дошкольников; Под ред. А.В.Запорожца,  М.И.Лисиной.- М.: Педагогика,1974.-288 с.

54. Райгородский,Д.Я.,Практическая  психодиагностика.Методики и тесты:  Учебное пособие/Даниил Яковлевич  Райгородский.-Самара: Издательский  дом «БАХРАХ - М»,2001.-с.451-457.

55. Реан,А.А., Коломинский,Я.Л.  Социальная педагогическая психология/Артур  Александрович Реан, Яков Львович  Коломинский.-СПб.: ЗАО «Издательство  Питер»,1999.-с.265-308.

56. Руденский,Е.В. Социальная  психология: Курс лекций/Евгений  Владимирович Руденский.-М.: ИНФА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,1988.-224 с.

57. Саматова,В.Б. Школа  для родителей/Валентина Борисовна  Саламатова//Книжки,нотки и игрушки  для Катюшки и Андрюшки.- 2002.-№  4.-с.3-4.

58. Сатир,В. Как строить  себя и свою семью: Пер. с  англ.: улучш.изд./Вирджиния Сатир.-М.: Педагогика-Пресс,1992.-192 с.

59. Семейное воспитание: Краткий словарь; Сост.И.В.Гребенников,  Л.В.Ковинько.- М.: Политиздат,1990.- 319 с.

60. Семенака,С.И. Учимся  сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет/Светлана Ивановна Семенака.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: АРКИ,2004.-79 с.

61. Смирнова,Е.О. Генезис  общения ребенка от рождения  до семи лет в исследованиях  сотрудников Психологического института/Елена  Олеговна Смирнова//Вопросы психологии.-2004.-№ 2.-с.54-62.

62. Смирнова,Е.О. Особенности  общения с дошкольниками: Учеб.пособие  для студ.сред.пед.учеб.заведений/Елена  Олеговна Смирнова.-М.: Издательский  центр «Академия»,2000.-160 с.

  1. Смирнова,Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работахЛ.С.Выготского и М.И.Лисиной//Елена Олеговна Смирнова//Вопросы психологии.-1996.-№ :.-с.46-87.
  2. Социальная психология в трудах отечественных психологов; Сост.А.Л.Свенцицкий.- СПб.: Изд-во «Питер»,2000.-512 с.
  3. Спиваковская,А.С. Профилактика детских неврозов/Комплексная психологическая коррекция/Алла Семеновна Спиваковская.-М.: Изд-во МГУ,1988.-200 с.
  4. Стожарова,М.Ю.Как помочь родителям «трудных» детей?/М.Ф.Стожаолва//Ребенок в детском саду.-2003.-№ %.-с.78-85.
  5. Толстых,А.В. Взрослые и дети: пародоксы  общения/Александр Валентинович Толстых.-М.: Педагогика,1988.-с.3-35.
  6. Традиции семьи: Сборник; Сост С.Б.Шмерлинг.-Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во,1988.-320 с.
  7. Урунтаева,Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ.сред.пед учеб.заведений/Галина Анатольевна Урунтаева.-4-е изд.,стереотип..-М.: Издательский центр «Академия»,1999.-336 с.
  8. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада/В.А.Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др.- М.: Просвещение,1993.-с.8-57.
  9. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями; Сост. Е.П.Педчак.-Ростов-на-Дону: «Феникс».2002.-288 с.
  10. Филонов,Д.Б. Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями/Д.Б.Филонов//Управление ДОУ.-2004.- № %.-с.33
  11. Фомина,Л.Н. Всей семьей в библиотеку/Лариса Николаевна Фомина//Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.-2002.-№ 6.-с.3-5.
  12. Хоментаускас,Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Гинтарас Теодорович Хоментаускас//Вопросы психологии.-1086.-№ 1.-с.165-171.
  13. Чернецкая,Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду/Лариса Викторовна Чернецкая.-Ростов-на-Дону: Феникс,2005.-128 с.
  14. Мелихова,Н.И.Техника педагогического общения; Под общей ред. М.Р.Гинзбурга.- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК»,1998.-128 с.
  15. Шипицына,Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интелекта/Людмила Михайловна Шипицына.-СПб.: Изд-во «Дидактика Поюс»,2002.- 496 с.
  16. Шнейдер,Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-512 с.
  17. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути ее развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания:Методическое пособие; Сост. Ораничева Л.И..-Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом.н/А гос.пед.ун-та,2003.-83 с.
  18. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада/А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева, Я,З.Неверович и др.; Под ред. Анны Дмитриевны Кошелевой.-М.: Просвещение,1985.-176 с., ил.

 

 

 


Информация о работе Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье