Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:19, дипломная работа
Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Недостаточно раскрыты сущность педагогического общения родителей с детьми и условия, при которых оно будет оказывать влияние на позитивное эмоциональное развитие. Это определило цель нашего исследования. Мы определяем педагогическое общение взрослых в семье как установление личностно-эмоциональных контактов с детьми с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата в семье и передача семейных традиций, взаимопонимания и взаимоотношения с окружающим миром.
Введение
Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического общения в условиях семьи с целью эмоционального развития детей.
1.1. Психолого-педагогические основы педагогического общения в
условиях семьи.
1.1.1.Понятие «общение», «педагогическое общение» в педагогике и психологии, их характеристика как деятельности.
1.1.2. Возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
1.1.3. Сущность педагогического общения в семье.
1.2. Проблема эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи..
1.2.1. Проблема эмоционального развития детей в педагогике и психологии.
1.2.2. Проблема семейного общения в теории и практике дошкольной педагогики как средства эмоционального развития детей.
Глава 2. Педагогические условия использования педагогического общения в семье как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.1. Состояние практики семейного воспитания по использованию педагогического общения как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.2. Влияние педагогического общения в семье на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Между тем, проблема педагогизации родителей, повышения у них чувства ответственности за воспитание духовного мира детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, остается на сегодняшний день актуальной. Именно поэтому, по нашему мнению, необходима психокоррекционная помощь таким семьям для формирования эмоционального отношения к жизни, к людям.
О важности проведения психолого-педагогической работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своими детьми, соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказаться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на эмоциональном развитии ребенка. Необходимо изучение и внедрение новых форм работы с родителями, в частности по обучению их педагогическому общению, как средству передачи социального опыта и средству, обеспечивающему благоприятный социально-психологический климат семьи. А результатом повышения компетентности будет полноценное развитие всех членов семьи, как взрослых, так и детей.
Глава 2. Педагогические условия использования педагогического общения в семье как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.1. Состояние практики семейного
воспитания по использованию
педагогического общения как
средства эмоционального
Для изучения реального состояния практики семейного воспитания по использованию педагогического общения с целью эмоционального развития дошкольников нами был проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальная работа осуществлялась с родителями детей, не посещающих детские образовательные учреждения. В эксперименте участвовало 6 семей. Констатирующий этап проводился в сентябре-октябре 2004 г. Для получения достоверных материалов при изучении семейного опыта эмоционального воспитания, выявления родительского отношения к детям, определения педагогической компетенции родителей необходимо было наладить контакт с семьей, поэтому мы использовали пошаговую технологию продвижения к взаимопониманию с родителями, разработанную Д.Филоновым.
На первом этапе – стадии накопления согласия – нашей задачей была нейтрализация настороженности, тревожности родителей, разведывательный поиск общих тем. Для того, чтобы расположить к себе родителей, мы старались подвести их к согласию в вопросах воспитания и развития детей в семье. На этом этапе мы предложили родителям диагностический опросник А.Я.Варга, В.В.Столина с целью выявления позиции родителей по отношению к детям. Опросник включает 5 шкал.
На втором этапе – поиске совпадения интересов – мы определяли наличие или отсутствие сходства позиций по вопросам воспитания и развития детей. Выслушивая мнение родителей, мы старались соглашаться и проявлять интерес к их увлечениям и взглядам.
Третий этап – взаимное приятие для обсуждения личных качеств и принципов. К этому времени наше общение с родителями стало более доверительным, приобрело эмоциональную окраску. Мы начали искать более прочную основу для углубления отношений. Для этого мы, независимо от состояния дел, соглашались с теми принципами воспитания, стилем взаимоотношений в семье, которые предлагались родителями. Наша главная задача была подвести родителей к мысли, что нас связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.
Четвертый этап – выявление качеств,
опасных для взаимодействия. На этом
этапе настороженность
На следующем этапе, когда психологический фундамент стал более прочным, мы начали открыто говорить о волнующей нас проблеме – эмоциональном благополучии ребенка. Для выявления эмоционального благополучия ребенка в семье, нами были использовали следующие методы:
2. Игра «Почта»( модификация теста Е.Антони и Е.Пине). Цель – выявление уверенности – неуверенности в родительской любви. Диагностическая задача состояла в том, что ребенок должен был выразить свое эмоционально оценочное отношение к членам семьи с помощью писем – посланий, которые он в роли почтальона распределяет по своему желанию. При обработке данных мы учитывали то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью.
После того как наши отношения с родителями стали доверительными, стала возможным беседа с целью выявления педагогической компетенции родителей, не смотря на то, что первые данные об этом мы уже получили. Однако при первоначальном получении данных родители не всегда были правдивы с нами, открыто высказывали свою позицию, т.к. пытались многое скрыть. Поэтому беседа послужила своеобразным контрольным методом, позволяющим сделать вывод о педагогической компетентности родителей.
Вопросы к беседе с родителями.
1.Считаете ли Вы семью важным фактором воспитания? Что Вы подразумеваете под этим?
2. Каковы, по Вашему мнению, главные
условия, необходимые для
3.Согласны ли Вы с мнением
чешского педагога З.Матейчика
о том, что семья является
эмоциональным тылом для
4.Согласны ли Вы с тем, что
родительское требование к
5.Какое количество времени Вы уделяете общению с ребенком в течение дня ( до 1 часа, от 1 до 2 часов и более)?
– научить его что- то делать( мастерить, шить, играть, рисовать и т.д.)?
– научить его навыкам
– научить его общению с родными людьми;
– научить его соблюдать
Результаты проведенных бесед позволили нам выявить, что родители осознают важность семьи в воспитании детей, но у супругов наблюдается расхождение представлений о значимости едущих семейных ценностей. В большинстве случаев воспитание сводится к навязыванию мнений и суждений, нередко к взысканиям и наказаниям. В большинстве ответов родителей высказывается мнение о том, что ребенок должен слушаться и исполнять. При высказывании этих требований однако большинство родители часто не учитывали уровень умений и подготовки детей к выполнению этих требований. Родители отмечают большую свою занятость по добыванию средств к существованию, это, по их мнению, не позволяет им много времени уделить духовному общению с детьми, у них не хватает на это ни времени, ни сил. Большинство родителей общаются с ребенком, в основном, когда необходимо попросить ребенка о чем-то или чему-то научить, в основном, навыкам самообслуживания. На чтение детям художественных произведений, на совместные творческие занятия, совместную трудовую деятельность у родителей отводиться минимум времени. Мотивация – «мало времени», «дети еще маленькие - лучше самим быстро сделать»; «что мастерить подарки, самоделки- открытки, когда сейчас большой выбор и даже со словами поздравлениями»; «им еще это рано, вырастут- научаться» и т.д. У родителей нет определенной программы по воспитанию своего ребенка. У всех родителей отмечается повышенная потребность в «хорошем ребенке», они считают, что будут чувствовать себя хорошо, что «все в порядке», когда ребенок послушен. Все это говорит о неустойчивости, слабо выраженных эмоциональных связей в детско - родительских отношениях. Результаты беседы показывают, что назначение семьи для ребенка быть «эмоциональным тылом», источником безопасности, поддержки и принятия его таковым, какой он есть, приносится родителями в жертву своей убежденности в необходимости осуществлять в доме жесткую воспитательную функцию. Родителями не дооценивается значение эмоциональной поддержки ребенка в ходе его развития. Родители не до конца осознают истинной ценности общения с ребенком, умения его организовывать.
Им недостает истинной ценности общения с ребенком, умения его организовать.
Таким образом, риск эмоционального напряжения межличностных семейных отношениях – та реальность, в которой живет ребенок. В практике семейного воспитания из шести семей, которых мы обследовали, в пяти характерна родительская авторитарность, поэтому в качестве основного показателя успешности воспитания ребенка родители рассматривают послушание. Авторитарность родителей выступает своеобразным барьером для создания эмоциональных, доверительных отношений взрослых и детей в семье. Дефицит эмоционального созвучного общения даже между одном из родителей и ребенком порождает у последнего неуверенность в положительном отношении к нему взрослых вообще. Ребенку трудно понять, любим ли он. Всегда любим или только, когда хороший, когда заслужил.
Подтверждение полученных
нами результатов обследования родителей,
мы получили при выявлении эмоционального
самочувствия детей в этих семьях
с помощью кинетического
Интерпретация рисунков проводилась нами по следующим параметрам:
- отсутствие на рисунке автора или сиблинга;
В пяти из шести рисунков детей отмечается нами наличие межличностных дистанций в общении, отсутствие близкого эмоционального контакта с одним из родителей, конкурентных отношений между авторами и сиблингами, агрессивное настроение в семье, это все говорит о недостаточной эмоциональной защищенности детей в наблюдаемых нами семьях. Недостаток внимание со стороны взрослых членов семьи, вызывающий недовольство семейной ситуацией, оказывает губительное воздействие на эмоциональное самочувствие ребенка.
Некоторую неуверенность в родительской любви, особенно со стороны отца, мы ощутили при обработке «писем» детей. В них наблюдается избирательность эмоциональных отношений ребенка. Положительная направленность писем типа «этого человека я люблю», «об этом человеке я скучаю», «этому человеку мне нравится помогать дома», предполагает ситуацию, доверие со стороны ребенка, желание сблизится с этим взрослым. В основном таким взрослым выступает мать. Однако большое наличие писем типа «этот человек меня не любит», «этот человек на меня злится и сердится», «этот человек всегда все запрещает мне», указывают на тот факт, что дети испытывают чувство неуверенности в родительской любви, что вызывает у них тревогу и ощущение эмоционального дискомфорта.
Следующим шагом нашего исследования
явилось согласованное
Информация о работе Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье