Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:19, дипломная работа

Описание работы

Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Недостаточно раскрыты сущность педагогического общения родителей с детьми и условия, при которых оно будет оказывать влияние на позитивное эмоциональное развитие. Это определило цель нашего исследования. Мы определяем педагогическое общение взрослых в семье как установление личностно-эмоциональных контактов с детьми с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата в семье и передача семейных традиций, взаимопонимания и взаимоотношения с окружающим миром.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического общения в условиях семьи с целью эмоционального развития детей.
1.1. Психолого-педагогические основы педагогического общения в
условиях семьи.
1.1.1.Понятие «общение», «педагогическое общение» в педагогике и психологии, их характеристика как деятельности.
1.1.2. Возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
1.1.3. Сущность педагогического общения в семье.
1.2. Проблема эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи..
1.2.1. Проблема эмоционального развития детей в педагогике и психологии.
1.2.2. Проблема семейного общения в теории и практике дошкольной педагогики как средства эмоционального развития детей.
Глава 2. Педагогические условия использования педагогического общения в семье как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.1. Состояние практики семейного воспитания по использованию педагогического общения как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.2. Влияние педагогического общения в семье на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Влияние педагогического  общения в семье на эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста

 

После проведения констатирующего  этапа эксперимента, который подтвердил актуальность выбранной проблемы, нами была разработана обучающая программа для родителей.  При реализации программы мы учитывали те  условия, обеспечивающие благополучное эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи, которые нами были определены при обосновании гипотезы:  1) в семье должна быть создана атмосфера сотрудничества, эмоционального комфорта, это будет способствовать возникновению у детей аттракции к взрослым; 2) ведущим стилем общения взрослых членов семьи должен быть демократический; 3) взрослые в семье повышают свою педагогическую культуру, которая является основой педагогической деятельности отца и матери и других взрослых в семье, поможет им избежать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верное решение в нестандартных ситуациях.

Возможность реализации данной программы была обеспечена, так как на констатирующем этапе нейтрализованы негативные установки, у нас было установлено взаимопонимание и родители были готовы осуществлять согласованное с нами  взаимодействие.

Система обучения родителей  представляла собой «Школу - клуб». 

Занятия групповой психотерапией  предполагали обучение родителей умению рассматривать возникающие в  семье конкретные проблемы и освоение родителями техники педагогического  общения (ПРИЛОЖЕНИЕ ).

В основе занятий, разработанных  Х.Джинатом, лежит признание важности обмена опытом воспитания детей между родителями. Все выделенные формы воспитания родителей: психотерапия, консультация и инструктаж – проводятся в группах. При этом важны благожелательное отношение к родителям, понимание их проблем и желание помочь им. Одна из задач воспитания родителей – помочь им понять себя, что в итоге поможет им лучше понять своих детей. Другая задача – воспитать в родителях самоуважения, поскольку только уверенные в себе родители могут воспитать уверенных в себе, психически здоровых детей.

На базе детской школы искусств, которую посещают дети дошкольного  и школьного возраста, мы стали  организовывать встречи с родителями. Все это стало возможным благодаря  чуткому отношению директора. Задача была такова: познакомиться, подружиться, привлечь родителей и других  взрослых членов семьи к участию в воспитании детей, которое бы способствовало эмоциональному развитию детей. На занятиях мы стремились сделать наши встречи своеобразным «праздником духовного общения», чтобы  помочь родителям поделиться своим опытом, приобрести новый. После первого нашего знакомства начались регулярные встречи – занятия. Так образовался наш небольшой семейный клуб.

На заседаниях клуба обсуждались  как теоретические, так и практические вопросы, касающееся особенностей общения с детьми разных возрастов, закономерности эмоционального развития и особенностей влияния на эмоциональное развитие педагогического общения взрослых, так как основным содержанием помощи, которую хотели бы получить родители, оказалось консультирование по проблемам развития и обучения ребенка.

Практические занятия  в клубе представляли собой тренинги по осуществлению педагогического  общения, взаимодействие родителей  с детьми и другими членами  группы, семейные чтения, индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми.

Большую помощь в активной работе с родителями оказала сельская библиотека. Взаимодействие с родителями в библиотеке было направлено на переосмысление взрослыми  членами семьи своих позиций  по вопросам роли книги и библиотеки как учреждения, которое может помочь взрослым по – новому  выстраивать взаимоотношения с детьми с использованием совершенно другого уровня по содержанию и по форме общения, а именно – активное использование в семье   книги как средства для общения не только с ребенком, но и со всеми членами семьи. Пропаганда педагогических знаний проводилась нами с помощью разнообразных форм: дискуссии, книжные выставки, просмотры книг, тренинги и т.д. Основным методом работы с семьей в библиотеке являлась беседа( беседа – диалог, беседа – диспут). Работа имела комплексный характер. Целью этого своеобразного педагогического всеобуча являлись включение родителей в руководство детским чтением, подготовка к общению с детьми на базы чтения, обучение навыкам работы с книгой, воспитание культуры чтения и культуры общения по поводу прочитанного. Прежде чем приступить к работе в этом направлении, мы постарались выяснить, что представляет собой каждый родитель как руководитель «чтением» своего ребенка, какова их компетентность в области детского чтения, из чего складывается читательское общение в семье, какова частота  чтения вслух, какие литературные предпочтения (какие произведения читают взрослые детям и сами). Приобщая родителей к проблеме детского чтения, мы  обеспечивали широкое информирование в области детской литературы, как классической, так и современной. Особое внимание мы уделили чтению сказок, потому что именно сказка обращена к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Мы старались убедить родителей в том, что именно сказка развивает детскую эмоциональность, является существенным механизмом развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способом снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны формирующейся его личности. Соответственно, сказкотерапия – естественная форма общения для  передачи опыта органичная система воспитания новых поколений. Использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом. Родители осваивали основные принципы работы со сказкой – это принцип осознанности, множественности, связи с реальностью. Вместе с родителями мы анализировали разные сказки, чтобы выделить те причинно- следственные связи,  развивающие  сюжет; рассматривали роль каждого персонажа в развивающихся событиях. Родители стали осознавать, как важно научить ребенка это видеть, чтобы дети поняли, что одно событие вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Очень важно научить ребенка понимать роль каждого персонажа сказки. Кроме этого важно и понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов, т.е. очень важно показать ребенку ситуацию с позиции каждого персонажа сказки и научить его находить аналогии в его собственной реальной жизни. Родители были заинтересованы сами, когда стали по-новому анализировать сказки. Например, в сказке «Кот в сапогах» Ш.Пьерро людоед, хотя был голоден, не съел кота, т.к. этикет требует относиться к послу с почтением - а кот в данной сказке – это посланец своего господина, передавшего людоеду подарок и привет, поэтому людоед и принимает кота  как посла. Родители стали интересоваться историческими эпохами, т.к. некоторые поступки героев можно понять, только зная традиции конкретного народа или исторического времени.

Следующее направление работы с  родителями было – это обращение  к истории конкретных семей  и возрождение семейных традиций как основа содержания общения с детьми. В качестве совместных мероприятий родителей и детей нами была использована личностно- ориентированная технология «Метод проектов», направленная на интеллектуальное, творческое и нравственное развитие детей, а также на эмоциональное сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности. Цель проекта – возрождение родственных связей между поколениями семьи Перед  началом работы над проектом нами была проведена консультация для родителей «Кто Мы?», направленная на осознание родителями необходимости знать свою родословную и насколько значимо, когда к этой работе подключать детей. Родословная – это не только память о предках, но и нечто гораздно важное – это фундамент того, что станет опророй в жизни детей. Работа над проектом продолжалась в течение месяца и заключалась в сборе информации и рисовании «генеалогического древа», восстановление сведений о предыдущих поколениях( работа в сельском и районном архивах, опрос старейших жителей села и т.д.). По ходу работы на проектом родители совместно с детьми оформляли стенды с фотографиями, готовили семейные музыкальные номера, выставку рисунков детей, приготовление семейных блюд. Результаты «семейных проектов» были представлены на празднике в сельском клубе.

Анализируя нашу экспериментальную  работу по результатам дневников  родителей, где родители фиксировали  наблюдения за эмоциональным состоянием своих детей(«Дневник настроений») и их поведением , мы отметили эффективность  проведенной нами групповой работы с родителями. Дневниковые записи родителей позволили нам выявить следующие изменения в сфере общения: дети стали более активны в общении со своими родителями и другими членами семьи и соседями, значительно снизилась конфликтность, у детей ярко стал проявляться интерес к совместной деятельности со всеми членами семьи. На основании высказываний родителей после участия в групповых занятиях можно выделить общие, наиболее значимые изменения в детско- родительских отношениях:

- лучшее понимание своего ребенка;

- значительное снижение числа  конфликтов;

- появление нового положительного  опыта общения со своими детьми;

- ощущение большей эмоциональной  близости с ребенком.

Т.о., наше предположение о том, что  обеспечение сотрудничества взрослого  с ребенком в семье, полноценное целенаправленное общение взрослого с ребенком в ходе совместной интересной для каждого участника деятельности, действительно способствует улучшению детско-родительских отношений в процессе общения, а главное – у родителей появляется огромный интерес к самообразованию, потребности в психолого – педагогических знаниях. Приводим примеры из записей родителей. Мама К.О., сын – К.К.: «Работа в группе помогла лучше узнать своего сына, понять его, признать ценность собственных мыслей, переживаний и желаний: «Я очень удивилась, когда Кирилл сказал то, о чем никогда не говорил мне и, мало того, это не пришло бы мне в голову. Наши отношения стали доверительными». Мама –Д.Л., дочь –Д.О.: «Даша стала более спокойной. Начала проявлять активность в общении со взрослыми и братьями». Мама –Ш.И., дочь- Ш.А.: « Увидела дочь со стороны, оказывается у нее много того, что я не замечала».

По ходу работы с родителями мы утвердились в своих взглядах на то, что необходима целенаправленная просветительская работа с родителями, особенно теми, чьи дети не посещают образовательное учреждение, не смотря на то, что на современном этапе публикуется много популярной литературы для родителей по вопросам воспитания. Наша экспериментальная работа доказывает то, что эффективность взаимодействия педагогов с родителями зависит от изучения семейной среды и пошагового установления контакта педагога с каждым членом семьи, только установление доверительных отношений позволяет дифференцированно оказывать содействие семье в осознании взрослыми значимости целенаправленного содержательного общения со своими детьми, которое возможно только, если у родителей с детьми есть общие интересы, связанные с совместной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный   возраст   -    это    период   становления   личности.    Как показывают исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.И. Непомнящей  в этот период у  ребенка появляются представления о себе как члене  общества,  он  начинает  осознавать  свои  индивидуальные  качества, социальное   положение.   Л.И.   Божович   отмечает,   что   ребенок   начинает воспринимать и переживать себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии "Я". У ребенка отмечается наличие собственных взглядов,    отношений,    собственных    моральных    требований    и    оценок, делающих   его   относительно   устойчивым   и   независимым   от   внешних воздействий среды. Становление личности дошкольника обусловлено, как подчеркивают Л.С. Выготский, Е.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.   Рубинштейн,   Д.Б.   Эльконин   и   др.   постоянным   систематическим общением с окружающими людьми, взрослыми, в первую очередь. "Именно в процессе общения осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера,  формируются установки личности,  ее  позиция" (Б.Ф.  Ломов). Все,  что в совокупности  представляет собой изменчивые и устойчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения"     (А.В.     Петровский).     К     таким     особенностям     относится эмоциональная сфера личности.

В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, К. Изард, А.Н. Леонтьев, А.Е. Ольшанников, Я. Райковский, С.Л. Рубинштейн, Н. Фресс  и др. определяют эмоции как особый класс психических процессов  и состояний, которые в форме  непосредственного чувственного переживания отражают значимость объектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для его жизнедеятельности. Исследователи отмечают регулирующую роль эмоций, которые непрерывно соотнося ход и промежуточные результаты поведения и деятельности с потребностями и мотивами, выполняют функцию текущей оценки. Наряду с этим, по мнению В.К. Вилюнаса, эмоции выполняют и другие важные функции: побуждения; стимулирования; активации; экспрессии; эвристики; "аварийного" разрешения ситуации. Г.М. Бреслав, Л.И. Божович, Т.Н. Гаврилова, А.В   Запорожец, А.В.Засимовский, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, Н.М. Якобсон и др., исследуя закономерности онтогенеза эмоциональной сферы дошкольника, подчеркивают роль общения в ее становлении. Работы зарубежных исследователей (У. Голдфарб, Р. Дэвис, С. Данн, Р. Спитц, Л. Стоун и др.). а также отечественных (М.Н. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, С.В. Корницкая. М.И. Лисина, Н.М. Щелованов и др.) показывают пути влияния общения на психическое развитие ребенка. Они считают, что влияние общения на психическое развитие ребенка происходит следующим образом: 1) благодаря благоприятным "объектным" качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; 2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей; 3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 4) на основе подкрепляющего действия, мнений и оценок взрослого, 5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; 6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого самобытного начала при общении их друг с другом.

Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, М.Ю. Кистяковская, С.В. Корницкая, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская вскрывают влияние общения взрослого с ребенком на возникновение положительных эмоций у детей раннего возраста, на формирование отношения к нему ребенка. А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Кузьмина, А.И. Мудрик и др., утверждают, что воспитание это и есть общение, прямое или косвенное, непосредственное или опосредованное, осознанное или неосознанное, равноправное или неравноправное, согласованное или конфликтное. Общение, различными исследователями (Г.М. Андреева, А.П. Буев,ЯЛ. Коломинский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина                     и др.), рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению. Некоторые исследователи видят различие между деятельностью и общением как видами человеческой активности. Результатом деятельности, по их мнению, является создание материального или идеального предмета, продукта, а итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является, в основном, интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение -видом активности, формирующей и развивающей его как личность. Мы стоим на позиции А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и их последователей, утверждающих, что общение есть коммуникативная деятельность, так как вне общения не могут проходить другие виды деятельности, будь - то деятельность индивидуальная (общение с самим собой) или совместная ("чистое" и "сопровождающее" общение). Общение, как деятельность представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий, каждая из которых, по мнению исследователей Б.Ф. Ломова, Е.В. Руденского и яр может изменять эмоциональное состояние партнера. Деятельность общения включает в себя две взаимосвязанные различающиеся стороны: внешнюю - поведенческую,    операционно-техническую;    и    внутреннюю,    глубинную, затрагивающую      основные     личностно-смысловые      пласты.      Взрослым членам семьи как «педагогам» необходимо    владеть    коммуникативными    умениями    для    выполнения воспитательно- образовательных задач. Педагогическое общение как средство воспитания детей имеет свою специфику.  Термин "педагогическое общение" пока не общепринят. В.А. Кан-Калик  трактует педагогическое оощение как систему органичного   социального - психологического   взаимодействия    педагога   и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного   воздействия,   организация   взаимоотношений  с  помощью коммуникативных   средств.   А.А.   Леонтьев   рассматривает  педагогическое общение, как   общение,   обеспечивающее   благоприятный эмоциональный климат обучения, создающее наилучшие условия для развития личности.

Информация о работе Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье