Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:19, дипломная работа
Мировая статистика утверждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Недостаточно раскрыты сущность педагогического общения родителей с детьми и условия, при которых оно будет оказывать влияние на позитивное эмоциональное развитие. Это определило цель нашего исследования. Мы определяем педагогическое общение взрослых в семье как установление личностно-эмоциональных контактов с детьми с целью достижения взаимопонимания, создания психологически комфортного климата в семье и передача семейных традиций, взаимопонимания и взаимоотношения с окружающим миром.
Введение
Глава 1.Психолого-педагогические основы организации педагогического общения в условиях семьи с целью эмоционального развития детей.
1.1. Психолого-педагогические основы педагогического общения в
условиях семьи.
1.1.1.Понятие «общение», «педагогическое общение» в педагогике и психологии, их характеристика как деятельности.
1.1.2. Возрастные особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.
1.1.3. Сущность педагогического общения в семье.
1.2. Проблема эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми в условиях семьи..
1.2.1. Проблема эмоционального развития детей в педагогике и психологии.
1.2.2. Проблема семейного общения в теории и практике дошкольной педагогики как средства эмоционального развития детей.
Глава 2. Педагогические условия использования педагогического общения в семье как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.1. Состояние практики семейного воспитания по использованию педагогического общения как средства эмоционального развития детей дошкольного возраста
2.2. Влияние педагогического общения в семье на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
По терминологии А.Н.Леонтьева,
Потребности и мотивы
общения удовлетворяются с
Развитие разных компонентов общения - потребностей, мотивов, средств- в совокупности порождают интегральные ценностные образования, представляющие собой уровни развития коммуникативной деятельности. Эти специфические образования А.В. Запорожец, МИ. Лисина назвали формами общения. Ими были выделены четыре генетически последовательные формы общения ребенка со взрослыми, каждая из которых характеризуется особым содержанием коммуникативной потребности, ведущими мотивами и средствами общения:
Классификация форм общения
с взрослыми позволяет
Таким образом, нормальный ход развития общения у детей дошкольного возраста заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Главным показателем развития общения является при этом не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться по поводу различного содержания - в зависимости от ситуации и от партнера.Психолого – педагогические исследования доказывают, что формы общения до сих пор являются практически единственным инструментарием, позволяющим дать четкую, целостную и содержательную картину общения на каждом возрастном этапе, и поэтому именно ее должен учитывать педагог, организующий педагогическое общение.
1.1.3. Сущность педагогического
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.
Как показывают многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов, каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Между тем, современная наука, располагая многочисленными психолого-педагогическими исследованиями, посвященными проблеме педагогического общения в образовательных учреждениях ( ), недостаточно исследует вопрос о сущности педагогического общения в семье. Содержанием педагогического общения является социальный опыт (знания, умения, отношения), накопленный человечеством.
Содержание социального опыта, которое должно быть усвоено обучаемыми и воспитываемыми в различных образовательных учреждениях, определяется на основе « Закона об образовании», «Государственным образовательным стандартом», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», «Декларацией прав ребенка», в соответствии с которыми разрабатываются образовательные программы (комплексные и парциальные), прошедшие государственную экспертизу и обязательно реализованные на практике. Проведенный анализ программ (« Детство», « Радуга», « Истоки» и др.) показывает, что в каждой из них предусмотрена реализация задач по эмоциональному развитию детей. Однако ни в одном нормативном документе не предусмотрены аналогичные программы для семейного воспитания, хотя Конституция Р.Ф., Закон об образовании (1992), Конвенция о правах ребенка (1989) предусматривают ответственность семьи за воспитание ребенка. Поэтому каждая семья определяет содержание этого опыта, который передает своим детям, исходя из традиций собственной семьи, из своих ценностных ориентаций. Кроме этого, специфика семейного воспитания заключается в том, что только небольшой процент родителей получает специальное педагогическое образование и, как следствие, большинство родителей испытывают трудности в понимании развития ребенка, в том числе эмоционального, в выборе форм, методов, приемов работы с детьми, знания новых технологий и т.д.
В теории педагогики, в том числе дошкольной, имеются многочисленные исследования, посвященные проблеме работы образовательных учреждений с родителями. В этих работах предусмотрено психолого-педагогическое просвещение родителей. Как следствие, можно предположить, что уровень компетентности родителей по вопросам организации педагогического общения в семье зависит от конкретного родителя, его личной заинтересованности, т.к. возможности профессионального роста родителей по воспитанию детей существенно ограничены. Анализ работ по педагогическому просвещению родителей показывает, что образовательное учреждение уделяет внимание вопросам просвещения родителей, вопросам эмоционального развития детей, однако недостаточно внимания уделяется вопросам формирования у родителей умений применять полученные знания. Кроме этого, чаще рассматривается вопрос о воспитании в семье родителями без учета того, что здесь идет взаимодействие всех старших членов семьи, включая детей- школьного возраста, влияние которых на дошкольников огромно. В качестве средств, влияющих на повышение педагогической культуры родителей, исследователи рассматривают средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), самообразование родителей, педагогическое просвещение в условиях образовательного учреждения, которое посещает их ребенок, т.е. школа и дошкольное учреждение. Спецификой семейного воспитания, по мнению Т.А. Марковой, является и то, что сила и стойкость семейного воспитания определяется следующими факторами: глубоким эмоциональным интимным характером; постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день; объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности. Но если бы даже система образования была совершенной, она не смогла бы обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье. Поэтому в условиях семьи происходит первичная социализация детей, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеющих аналогов в других типах неформальных групп, что требует осознанного педагогического общения родителей со своими разновозрастными детьми. То есть одна из задач создания благоприятного психологического климата может быть максимально обеспеченна в условиях семьи.
Кроме этого, представляя
собой малую группу, семья, в отличие
от образовательных учреждений наиболее
соответствует требованиям
Анализ современных психологических исследований С.Е. Кулачковской, Т.И. Комиссаренко, А.Б. Николаевой, В.О. Переверзева, С.П. Тищенко дает возможность утверждать, что от установления правильных отношений взрослого с детьми, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей. В частности, характер общения взрослых с детьми существенным образом влияет на развитие личности ребенка. На проблему особенностей стилей руководства, стилей общения взрослого с детьми впервые указал К.Левин. Им была предложена следующая классификация стилей общения: авторитарный, либеральный, демократический
В исследованиях
В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломенского,
С.В. Кондратьевой, А.В. Мудрика,
Е.И. Панько и др. рассматриваются
особенности стилей взаимоотнош
Наиболее приемлем для большинства родителей демократический стиль общения, предполагающий полную включенность взрослого в состояние ребенка. Этот стиль общения определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми в обсуждении семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
По мнению исследователей, не смотря на то, что этот стиль требует больших душевных напряжений от взрослого, именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка.
Либеральный стиль общения взрослого с детьми, по мнению исследователей, в воспитании детей так же нежелателен, как и авторитарный, т.к. представляет собой недопустимую терпимость, снисходительную слабость, вредящее ребенку попустительство. Этот стиль не обеспечивает возможности осуществления совместной деятельности, т.к. у ребенка происходит постоянное нарушение поведения, он не осознает своих обязанностей, что в конечном итоге приводит к возникновению конфликтов, вызывает у детей негативные эмоции.
По мнению исследователей, в реальной действительности каждый родитель в практику своего общения с детьми вносит элементы всех стилей, однако какой-то стиль доминирует в его деятельности.
Рассмотренные стили общения предполагают самоизменение личности взрослого, бережное отношение к ребенку, непрямое воздействие на ребенка.
Данные стили общения, по мнению В.А. Петровского, родитель может использовать при выборе моделей взаимодействия с ребенком, - это модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная модель общения, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Личностно-ориентированная модель является альтернативой двум первым. Ее характерные черты:
- цель общения: обеспечить
ребенку чувство
- способы общения:
понимание, признание и
- тактика общения:
сотрудничество; создание и использование
ситуаций, требующих о детей
- личностная позиция
взрослого: исходить из
Таким образом, благоприятная
обстановка в семье, повышающая эффективность
семейного педагогического
Информация о работе Педагогическое общение как средство эмоционального развития в семье