Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей педагогического общения.
Объектом являются личностные качества педагога.
Предметом являются процесс педагогического общения.
В соответствии с обозначенной целью можно сформулировать следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
Охарактеризовать функции и стили педагогического общения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретическое изучение педагогического общения………......
1.1. Понятие и сущность педагогического общения…………………….6
1.2. Функции и стили педагогического общения………………………...9
1.3. Особенности педагогического общения с младшими школьниками……………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое исследование……………………………………………
2.1. Методы и методики исследования………………………………..24
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………...26
2.3. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение…………………………………………………………...34
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 232.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Научно-теоретическое  изучение педагогического общения………......

1.1. Понятие  и сущность  педагогического общения…………………….6

1.2. Функции и стили  педагогического общения………………………...9

1.3. Особенности педагогического  общения с младшими школьниками……………………………………………………………………..15

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22

Глава 2. Практическое исследование……………………………………………

    1. Методы и методики исследования………………………………..24
    2. Интерпретация полученных данных……………………………...26
    3. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение…………………………………………………………...34

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….38

Заключение……………………………………………………………………….40

Список литературы………………………………………………………………43

Приложение………………………………………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой  большой роскошью на свете. Но в одном случае это-«роскошь», а в другом - профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. Структура педагогической деятельности насчитывает, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с обучаемым осуществляется главное в педагогической работе - воздействие личности на личность.

Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение – неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Сегодня педагогическая наука  доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение  к тому, что мы хотим воспитать  в нем. А то или иное отношение  формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, в деятельности и  общении.

Общение педагога с обучающимися - вечная тема для исследования, особенно в наши дни. Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят  угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с  учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю  в сфере организации взаимоотношений. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. В этом и заключается актуальность темы исследования.

Целью данного исследования является изучение особенностей педагогического общения.

Объектом являются личностные качества педагога.

Предметом являются процесс педагогического  общения.

В соответствии с обозначенной целью  можно сформулировать следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме;
  2. Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
  3. Охарактеризовать функции и стили педагогического общения;
  4. Раскрыть особенности педагогического общения с младшими школьниками;
  5. Подобрать методы и методики исследования;
  6. Провести практическое исследование и проанализировать полученные данные;
  7. Разработать методические рекомендации по устранению нарушений в общение.

Гипотеза исследования: можно предположить, что авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).

Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования.

Методики исследования:   

  1. Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова;
  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
  3. Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

Теоретическо-методологическую основу составляют психолого-педагогические положения о взаимосвязи педагога и обучающихся; работы о аспектах педагогического общения Аверина В.А., Андреевой Г.М., Белухина Д.А., Бодалева А.А., Ерастова Н.П., Ершова П.М., Золотняковой А.С., Кагана М.С., Кан-Калик В.А., Курганова С. Ю, Леонтьева А.А, Макаренко А. С.,Митиной Л.М., Реан А.А, Коломинского Я.Л., Изарда К.Е., Кона И.С., Немова Р.С., Спиноза Б.О.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по данной проблеме.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы в практической  работе педагог-психологов.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 6 г. Балашова, Саратовской области. 

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 36 источников, приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).

2. Методические рекомендации  способствуют повышению профессионально-личностных качеств учителя, нормализации индивидуально-психологических особенностей учащихся и устранению нарушений в общение.

 

 

 

 

Глава 1. Научно-теоретическое  изучение педагогического общения

1.1. Понятие и сущность педагогического общения

Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в  их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности  и отношений личности. Именно в  общении происходят восприятие, понимание  и оценка человека человеком.

 Общение может осуществляться  в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное, педагогическое и др.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и  задач воспитания и обучения и  определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств [5].

На сегодняшний день продуктивно  организованный процесс педагогического  общения призван обеспечить в  педагогической деятельности реальный психологический контакт, который  должен возникнуть между педагогом  и детьми. Превратить их в субъектов  общения, помочь преодолеть разнообразные  психологические барьеры, возникающие  в процессе взаимодействия, перевести  детей из привычной для них  позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического  творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую  структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение  в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика  педагогического общения порождает  еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

Исследования в области  педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько  недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько  деформацией сферы профессионально-педагогического  общения.

Анализ первых профессиональных шагов преподавателей и учителей обнаруживает явление, которое можно  было бы назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатлением): результаты самых первых контактов с учащимися определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. Причем возможны не только эволюция, но и становление педагогического общения от пассивно-информативного стиля к авторитарно-монологическому или доверительно-диалогическому [23].

Взаимодействие между  людьми наряду с предметно-практической деятельностью - суть главные факторы  развития человека. Человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном  процессе, должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При  соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «учитель-ученик», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Но переход от директивно-императивного к демократическому, равноправному способу общения, от монологического - к диалогическому общению никогда не произойдет, если к нему не готовы обе участвующие стороны. Чтобы такой вид общения стал реальностью, необходима сформированность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента. В содержание понятия «коммуникативное ядро личности» входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые проявляются в общении. Эти свойства отражают опыт общения личности с разными категориями людей, как положительный, так и отрицательный. Необходимо каждому участнику общения прививать культуру общения и формировать положительный опыт, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике, участнике общения - личность, столь же значимую, как и он сам.

Будет ли педагогическое общение  оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для  установления положительных взаимоотношений  со учениками педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование их активности [12].

У педагогов с центрацией «я-другой»  выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.

Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «учитель-ученик» и всего обучения в целом.

В число наиболее сложных  задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И  очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

 

1.2. Функции и стили педагогического общения

В соответствии с центральным  назначением педагогического воздействия  общение выполняет три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами [8].

Вторая функция – «соучастие» ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. В зависимости от возраста ребенок посещает первый, второй, третий, одиннадцатый классы. В соответствии со школьным расписанием он приходит на урок один, два, три раза в неделю. На уроке ученик осваивает тот учебный материал и включается в те формы работы, которые ему предлагает преподаватель. Он как бы «навязывает» ребенку общение, которое время от времени ставит его в затруднительное положение потому, что оно оказывается нехарактерным, несвойственным ему. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.

Информация о работе Педагогическое общение