Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей педагогического общения.
Объектом являются личностные качества педагога.
Предметом являются процесс педагогического общения.
В соответствии с обозначенной целью можно сформулировать следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
Охарактеризовать функции и стили педагогического общения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретическое изучение педагогического общения………......
1.1. Понятие и сущность педагогического общения…………………….6
1.2. Функции и стили педагогического общения………………………...9
1.3. Особенности педагогического общения с младшими школьниками……………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое исследование……………………………………………
2.1. Методы и методики исследования………………………………..24
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………...26
2.3. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение…………………………………………………………...34
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 232.59 Кб (Скачать файл)

Обработка результатов проходила  в два этапа: вначале подсчитывались «сырые» баллы по каждому виду педагогического взаимодействия. Далее  баллы переводились в проценты, указывающие  на ведущий, характерный для данного  педагога стиль взаимодействия. На последнем этапе для каждого педагога составлялась формула иерархии для него стилей взаимодействия. Результаты проведенного исследования целесообразно представить в виде таблицы:

Таблица 1

Результаты методики диагностики  стиля взаимодействия

учителя

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Формула

И.Т.В

24,7%

39,9%

24,8%

Д >Л >А

К.С.А.

53,8%

29,2%

17,9%

А>Д>Л

В.Н.Н.

26,3%

47,3%

31,3%

Д >Л >А


 

Анализ результатов методики диагностики стиля взаимодействия показал, что у 2 учителей (66,7%) преобладающим стилем взаимодействия является демократический стиль- 47,3% и 39,9%., т.е. этот стиль наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса, у педагога высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность), интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей), умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников, отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

Следствием является то, что  учащиеся приобретают веру в  себя, в свои возможности; формируются  верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический  климат, учащиеся доброжелательно относятся  друг к другу.

У 1 учителя (33,3%) преобладающим стилем взаимодействия является авторитарный стиль- 53,8 %, т.е. у такого учителя взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению, стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения, все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках, отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики, предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

Следствие: учащиеся постоянно  испытывают эмоциональный дискомфорт; тратят свои силы на психологическую защиту от педагога, а не на учебный процесс; в коллективе существует двойное общественное мнение, отсутствует доверительность. Отрицательный нравственный опыт учащихся, который является результатом авторитарного стиля общения педагога, не могут перестроить даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники теряют веру в справедливость своих наставников.

В ходе исследования нами были получены следующие данные:

Интерпретация данных на испытуемого № 1:

Анализ результатов по второй методики у испытуемого № 1 показал, что повышена общая тревожность, т.е. испытуемый склонен переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. Испытуемый, не переживает социального стресса. Это говорит о том, что  его  отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.

Так же присутствует страх  самовыражения (высокий уровень). Этот факт свидетельствует о том, что  испытуемый переживает негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это  объясняется с одной стороны  тем, что эти школьники склонны  чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие  противоречия в самовосприятии не позволяют  им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд»  окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые  не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.

Кроме того, был выявлен  страх не соответствовать ожиданиям  окружающих (высокий уровень), т.е., испытуемый боится раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько  «нормально» и «правильно» они  будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое  противоречие – с одной стороны, испытуемого волнует мнение о  них и оценки окружающих, но с  другой они боится этого, так как, в результате может пострадать его  самооценка, а также положение  среди сверстников, что для ребенка  является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что  социальные контакты, прежде всего  со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено  возрастными особенностями.

Испытуемый испытывает фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне. То есть, в ситуации школьного  обучения существуют неблагоприятные для него факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны испытуемого и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

Так же он испытывает менее сильный страх в ситуации проверки знаний (повышенный уровни). Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению испытуемого, учителя предъявляют к нему завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить его, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для школьников и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что этот школьник настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит его, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

У испытуемого сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями (высокий уровень, повышенный уровень).

Испытуемый имеет высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (высокий уровень). То есть, в его поведении наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера.

В результате проведения третьей  методики мы выявили, что у испытуемого очень высокий уровень притязания. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей.

Было выявлено, что у  испытуемого заниженная самооценка. Основная особенность таких детей - неуверенность в себе. Во всех своих  начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Ученики с пониженной самооценкой  склонны переоценивать достижения товарищей.

Социально-педагогический диагноз: нарушения в общение (повышенный уровень тревожности, очень высокий уровень притязания, заниженная самооценка) обусловленные  авторитарным стилем общения педагога.

Социально- педагогический прогноз:  благоприятен, если привлечь педагога-психолога и социального педагога для работы с этим испытуемым, а также использовать комплекс занятий по следующим направлениям:  диагностическое и профилактическое.

Интерпретация данных на испытуемого № 2:

Анализ результатов по второй методики у испытуемого № 2 показал, что повышена общая тревожность в школе (повышенный уровень). Такие показатели свидетельствуют о том, что он склонен переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Испытуемый переживает социальный стресс на высоком уровне (высокий уровень). Такие данные указывают на то, что его эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

У испытуемого присутствует страх самовыражения (высокий уровень). Этот факт свидетельствует о том, что он переживает негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что испытуемый склонен чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.

У испытуемого несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих (повышенный уровень). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у него, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьник в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.

Испытуемый испытывает фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для него факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьника и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

Испытуемый испытывает менее сильный страх в ситуации проверки знаний (повышенный уровни). Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению испытуемого, учителя предъявляют к нему завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для школьников и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что испытуемый настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит его, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

У испытуемого сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями (высокий уровень).

Испытуемый имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (высокий уровень). То есть, в его поведении наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

В результате проведения третьей  методики мы выявили, что у испытуемого завышенный уровень притязания, что свидетельствует о желании того, чего не может достичь. Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи.

У испытуемого самооценка невероятно завышена, т.е. он переоценивает свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Он выбирают задачи, которые ему не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Трудно сказать, что он обладает какими-то определенными талантами или знаниями. Есть ситуации, где он блещет, но также бывают и такие, где ему лучше было остаться в стороне.

Социально-педагогический диагноз: нарушения в общение (повышенный уровень тревожности, завышенный уровень притязания, самооценка невероятно завышена) обусловленные  авторитарным стилем общения педагога.

Социально- педагогический прогноз:  благоприятен, если привлечь педагога-психолога и социального педагога для работы с этим испытуемым, а также использовать комплекс занятий по следующим направлениям:  диагностическое и профилактическое.

Интерпретация данных на испытуемого № 3:

Анализ результатов по второй методики у испытуемого № 3 показал, что у него нормальный уровень тревожности в школе (нормальный уровень). Школа и школьные требования, трудности не являются для него травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Испытуемый переживает социальный стресс на повышенном уровне – (повышенный уровень). Такие данные указывают на то, что его эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются его социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

Испытуемый не имеет психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии (нормальный уровень). Он легко находят контакт с окружающими, быстро заводит новые знакомства, его отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

У испытуемого несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих (повышенный уровень). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у него, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьник в некоторой степени ориентированн на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.

Информация о работе Педагогическое общение