Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей педагогического общения.
Объектом являются личностные качества педагога.
Предметом являются процесс педагогического общения.
В соответствии с обозначенной целью можно сформулировать следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
Охарактеризовать функции и стили педагогического общения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретическое изучение педагогического общения………......
1.1. Понятие и сущность педагогического общения…………………….6
1.2. Функции и стили педагогического общения………………………...9
1.3. Особенности педагогического общения с младшими школьниками……………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое исследование……………………………………………
2.1. Методы и методики исследования………………………………..24
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………...26
2.3. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение…………………………………………………………...34
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 232.59 Кб (Скачать файл)

Эти рекомендации  способствуют повышению профессионально-личностных качеств учителя, нормализации индивидуально-психологических особенностей учащихся и устранению нарушений в общение.

 Таким образом, авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 2008. - 54 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев.- М.: Сфера, 2010. – 320 с.
  3. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства [Текст]/ И.П. Андриади.-М.: Академия, 2009.- 160 с.
  4. Бабанский, Ю.К.  Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский  – М.: Сфера, 2009.-76 с.
  5. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст]  / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
  6. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]  / А. А. Бодалев. - М.: Пресс, 2009. - 190 с.
  7. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст]  / А. А. Бодалев. -М.: «Модэк», 2008. - 213 с.
  8. Ерастов, Н.П. Психология общения [Текст]  /Н.П. Ерастов.- Ярославль: Союз, 2009. - 298 с.
  9. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст]  / В.И. Загвязинский.- М.: Сфера, 2009. – 368 с.
  10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]  / И.А. Зимняя.- М.: Речь, 2009.- 200 с.
  11. Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения [Текст]  / А.С.Золотнякова. - Ростов н/Д: РГПИ, 2009. - 323 с.
  12. История педагогики и образования [Текст] / Под общ. ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 2011. – 512 с.
  13. Каган, М.С. Мир педагогического общения [Текст] / М.С. Каган. - М.: Просвещение, 2008. - 256 с.
  14. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст]  / А.Г. Ковалев.- М.: Сфера, 2010.-43 с.
  15. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст]  // Вопросы психологии.– 2008.– №1.–с. 20 – 22.
  16. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]  / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 2008. - 290 с.
  17. Кан-Калик, В.А., Ковалев, Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования [Текст]  / В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 2008. - №4.-С.9-16.
  18. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст]  / Под ред. М.К. Кабардова.- М.; Нальчик, 2008. - 367 с.
  19. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]  / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 340 с.
  20. Лобанов, А.А. Основы профессионального общения [Текст]  / А.А. Лобанов. – СПб.: Образование; РГПУ, 2010. – С. 49–50.
  21. Лихачев, Б. Т.  Педагогика [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: Речь, 2009.- 327 с.
  22. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова.- М.: Сфера, 2009. – 368 с.
  23. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Речь, 2009.- 327 с.
  24. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. — Пенза: Владос – пресс, 2009. - 180 с.
  25. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] /А.В. Мудрик. - М.: Прсвещение, 2008.- 143с.
  26. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности [Текст] / В.С. Мухина. - М., 2011.- 272с.
  27. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов.-  М.: Новое знание, 2009. – 159 с.
  28. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. - М.: Академия, 2009.- 256 с.
  29. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Гардарики, 2008. – 303 с.
  30. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Академия, 2011. – 152 с.
  31. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – М.: Речь, 2009.- 297 с.
  32. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов.- М.: Речь, 2009.- 200 с.
  33. Харламов, И.Ф. Педагогика  [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Сфера, 2010. – 320 с.
  34. Учимся общаться с ребенком: Руководство для учителей начальных классов [Текст] / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 2009.- 164с.
  35. Щукина, Г.И. Роль учителя в учебном процессе [Текст] /  Г.И. Щукина.- М.: Сфера, 2011. – 512 с.
  36. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] /  Д.Б. Эльконин. - М.: Сфера, 2008.- 187с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Вопросы к методике диагностики  стиля взаимодействия В.Л. Симонова:

1.1 Я всегда в хорошем  отношении со всеми, даже с  теми, чьи поступки не одобряю.

1.2 Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг  над другом

1.3 Я всегда следую чувству  долга и выполняю все правила.

2.1 Мне трудно бороться  с самим собой

2.2 Я не люблю, когда  другие командуют мной

2.3 Кое-кто имеет что-то  против меня.

3.1 Уверен, что многие люди  лгут, так как им это выгодно.

3.2 Иногда я делаю такое,  о чем впоследствии сожалею.

3.3 То, что я говорю, всегда  соответствует истине.

4.1 Я могу так настаивать  на чем-нибудь, что люди теряют  терпение.

4.2 У меня отсутствует  уверенность в себе.

4.3 Бывает так, что я  откладываю на завтра то, что  можно сделать сегодня.

5.1. Я могу быть снисходительным,  когда надо мною посмеиваются.

5.2. Люди часто разочаровывают  меня.

5.3. Критика или порицание  всегда сильно задевают меня.

6.1. Работа для меня  всегда связана с большим напряжением

6.2. Я принимаю участие  в играх всегда с целью выиграть.

6.3. Я любил школу.

7.1. Я очень люблю туризм

7.2. Я многое теряю из-за  своей нерешительности.

7.3. Я раздражаюсь, когда  меня отвлекают от выполняемого  важного делаю.

8.1. Я против подачи  милостыни.

8.2. Я привык обращаться  к людям за советом

8.3. Меня часто пытаются  обмануть

9.1. Ко мне часто придирается  начальник

9.2. Я стесняюсь дурачиться  в компаниях.

9.3. Меня трудно рассердить

10.1. Считаю, что ряд моих  поступков нельзя простить.

10.2. У меня часто наступает  безразличие и все кажется  одинаковым.

10.3. Я отношусь спокойно  к виду страдающих животных.

11.1 Жизнь меня мало  щадит

11.2 Меня легко охватывает  гнев, но все же я успокаиваюсь

11.3 Я верю в конечное  торжество справедливости

12.1 Уверен, что любые поступки  рано или поздно обнаруживаются

12.2 Согласен с теми, кто  пытается взять от жизни все,  что можно.

12.3 Большинству людей  безразлично, что может случиться  с другими.

13.1 Самое трудное для  меня в любом деле - это начало.

 

13.2 Моя повседневная жизнь  заполнена интересными делами.

13.3 Мне часто говорят,  что я вспыльчивый.

14.1 Мне кажется, что  передо мной специально создают  трудности

14.2 Меня очень привлекают  в газетах и журналах разделы  юмора

14.3 Я твердо рассчитываю  на успех в своих делах.

15.1. Я умею заставлять  людей бояться меня.

15.2. Есть тот, кто управляет  моими мыслями

15.3. Мое здоровье требует  постоянного внимания.

16.1. Иногда меня так  забавляет ловкость плута, что  я начинаю ему завидовать.

16.2. Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на  меня осуждающе.

16,3. Люди часто придираются  ко мне.

17.1. Человек, оставляющий  вещи без присмотра, также виноват  в их краже, как и вор.

17.2. Иногда я думаю о  вещах слишком плохих, чтобы говорить  о них.

17.3. Многие меня не понимают.

18.1. Я общительный человек.

18.2. Вопросы религии мне  безразличны.

18.3. Я люблю работать  не торопясь.

19.1. Я избегаю оставаться  один в темноте.

19.2. Я люблю путешествовать

19.3. Лошадей, которые плохо  тянут, следует бить.

20.1. Я склонен иметь  несколько разных увлечений.

20.2. Уверен в том, что  существует единственно правильное  понимание жизни.

20.3. Я редко чувствую  себя счастливым и энергичным

21.1 Окружающие меня на  работе - люди честные.

21.2 Я настораживаюсь, когда  кто-нибудь смотрит на меня  в упор.

21.3 Мне нравится, когда  жена курит.

22.1 Меня очень раздражает  человек, пытающийся пролезть  впереди меня без очереди.

22.2 Порой мне кажется,  что я мало на что годен.

22.3 Я нередко встречаю  начальников, которые знают не  более меня.

23.1 Я готов на многое, чтобы победить в споре.

23.2 Я настораживаюсь, когда  кто-нибудь смотрит на меня  в упор

23.3 Я очень люблю быть  с людьми

24.1 Я прекращаю работу, которая "не клеится"

24.2 Я хочу, чтобы судьба  была более благосклонна ко  мне

24.3 Люблю беседовать на  темы нравственности и морали

25.1. Считаю, что человек  не имеет права игнорировать  правила.

25.2. Мало кто меня понимает

25.3. У меня есть дурные  привычки и бесполезно бороться  с ними

 

26.1. Если это возможно, я избегаю конфликтов

26.2. Я всегда избегаю  конфликтов

26.3. Я не могу отказаться  от своих намерений

27.1. Имеются люди, которые  используют мои идеи и мысли.

27.2. Я хотел бы избавиться  от своей застенчивости

27.3. Я придерживаюсь принципов  нравственности и морали, более  строго, чем другие люди.

28.1. Я полностью уверен  в себе

28.2. Следует более доверять  людям

28.3. Я часто мучаюсь  выбором темы разговора

29.1. Я не люблю обсуждать  проблемы моей работы

29.2. Мне всегда легко  выступать перед аудиторией.

29.3. Я отказываюсь играть  в некоторые игры, потому что  не терплю проигрывать.

30.1. Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один.

30.2. Я предпочитаю заговаривать  с людьми первым

30.3. Я часто испытываю  чувство вины перед подчиненными  мне людьми

31.1 Мне трудно удерживать  внимание на чем-нибудь одном.

31.2 Я часто становлюсь  нетерпимым при общении с непонятливыми  людьми

31.3 Я редко испытываю  чувство тревоги.

32.1 Мне легко сосредоточиться  на любой работе.

32.2 Поменьше препятствий,  и я достиг бы больших успехов

32.3 Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован

33.1 Большинство людей  завязывают дружеские отношения  потому, что надеются, что друзья  будут им полезны.

33.2 Уверен, что в мое  отсутствие обо мне говорят  плохо

33.3 Бывает, что нескромные  шутки или остроты вызывают  у меня смех.

34.1 Мне приходится часто  ругать подчиненных за лень

34.2 Меня часто несправедливо  обижает начальник

34.3 Всякая грязь пугает  меня и вызывает отвращение

35.1. Лучше, если бы многие  законы были бы отменены

35.2. Меня очень просто  увлечь новой идеей

35.3. Я разбираюсь в работе  сам и не люблю, чтобы мне  объясняли

36.1. Я очень серьезно  отношусь к работе

36.2. Я понимаю, что работа  и дом - это очень серьезные,  но разные вещи.

37.1. Уверен, что большинство  начальников - просто придиры

37.2. Меня раздражает, когда  меня торопят

37.3. Иногда я чувствую  себя излишне строгим

38.1. Как правило, я упорно  отстаиваю свое мнение

 

38.2. Считаю, что в опозданиях  на работу нет ничего страшного

38.3. Если мое мнение  уже сложилось, люди могут все-таки  изменить его

39.1. Предпочитаю, чтобы  люди всегда знали мою точку  зрения

39.2. Я всегда говорю  человеку правду в глаза - пусть  он знает об этом

39.3. Я человек нервный  и легкоранимый.

40.1. Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив

40.2. Я часто сомневаюсь  в своих способностях

40.3. Плохие слова иногда  приходят мне в голову.

41.1 Я постоянно озабочен  личными заботами

41.2 Иногда я не в  силах сдержать свои эмоции

41.3 Я всегда озабочен  своими служебными делами

42.1 Я легко плачу

42.2 Сейчас самое счастливое  время в моей жизни

42.3 Я практически никогда  не признаю своего поражения

43.1 Я всегда читаю о  том, чем в данное время занимаюсь

43.2 Мне бы хотелось  познакомиться с известным лицом

43.3 Без боязни имею  дело с новым коллективом

44.1 Мое поведение зависит  от общественного мнения

44.2 Я всегда чувствую  себя полезным

44.3 Я не мог бы служить  в армии

45.1. Я легко забываю  то, о чем мне говорят

45.2. У меня бывает ощущение, что окружающие стараются мне  досадить

45.3. Вряд ли я имею  много врагов

46.1. Большинство людей  опасается за свой престиж

46.2. Мои манеры дома  менее хороши, чем в гостях

46.3. Может быть, против  меня что-то готовится

47.1. Мне не нравятся  драматические спектакли

47.2. К виду крови отношусь  спокойно

47.3. Я лишен боязни чем-нибудь  заразиться

48.1. Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым

48.2. Соблюдение законов  является безусловно обязательным

48.3. Чувствую, что окружающие  слишком требовательны ко мне

49.1. В трудных ситуациях  я всегда советуюсь

49.2. Полагаю, что у меня  приличная память

49.3. Мне трудно поддерживать  разговор с незнакомыми людьми

50.1. Я часто первым заговаривая  с незнакомым человеком

50.2. Я обычно работаю  с большим напряжением

50.3. Временами я изматываюсь,  так как беру на себя слишком  много.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Информация о работе Педагогическое общение