Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей педагогического общения.
Объектом являются личностные качества педагога.
Предметом являются процесс педагогического общения.
В соответствии с обозначенной целью можно сформулировать следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
Охарактеризовать функции и стили педагогического общения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретическое изучение педагогического общения………......
1.1. Понятие и сущность педагогического общения…………………….6
1.2. Функции и стили педагогического общения………………………...9
1.3. Особенности педагогического общения с младшими школьниками……………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое исследование……………………………………………
2.1. Методы и методики исследования………………………………..24
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………...26
2.3. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение…………………………………………………………...34
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 232.59 Кб (Скачать файл)

Две самые важные роли, которые  встречаются практически во всех организованных группах - это роли руководителя и исполнителей. Их выполнению в первую очередь необходимо обучить детей. Ребенку в процессе межличностного общения, прежде всего, нужно показать, как собрать детей, распределить между ними обязанности, добиться того, чтобы каждый из них хорошо понял и принял свою роль. Следующий этап обучения преследует цель усвоения функций по координации, контролю совместной деятельности, подведению ее итогов. Сначала взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему, а затем - своим товарищам, причем необходимо следить за тем, чтобы от внешнего контроля за своей деятельностью ребенок постепенно переходник внутреннему самоконтролю, от добросовестного выполнения обязанностей в присутствии других людей к добросовестному их исполнению наедине с самим собой. Не менее важно своевременно научить детей подчиняться другим и быть хорошими исполнителями своих обязанностей внутри социальной группы. Важным моментом обучения исполнительской деятельности является научение следованию заданным в группе или коллективах правилам поведения. Большую пользу в этом плане ребенку может принести включение его в групповую работу, предполагающую строгое следование различным правилам, варьирование время от времени самого характера этих правил, действующих в группе.

Обучение деловому общению с целью поддержания эффективного взаимодействия предполагает развитие у ребенка умения менять стратегию и тактику внутригруппового поведения в зависимости от ситуации и особенностей партнера по совместной деятельности, гибко приспосабливаться к нему. Для этого ребенок должен быть готов взять на себя разные роли в группе, а при необходимости - обязанности товарищей по деятельности, научиться действовать решительно, быстро и уверенно в любой ситуации.

Важным условием хорошего делового взаимодействия являются благоприятные  личные взаимоотношения членов группы. Поэтому детей необходимо также  учить устанавливать хорошие  личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Это  требует усвоения детьми приемов  эмоционально благоприятного межличностного общения [18].

Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка  способности оставаться и в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «Я» за счет свободы и подавлении личностей в других людях, нарушая их интересы. Практическое решение данной проблемы иногда осложнено тем, что не каждый взрослый человек в состоянии вести себя так, как положено, готов стать примером и образцом для подражания со стороны детей.

В совместной деятельности у людей нередко возникают  споры, дискуссии, противоречия во взглядах, могущие, если их своевременно не снять, перерасти в конфликт, завести  совместную деятельность в тупик. Имея в виду природную импульсивность детей, их эмоциональную экспансивность и несдержанность, неумение контролировать свои действия и поступки, важно  как можно раньше научить детей  следовать определенным правилам в спорах и дискуссиях - таким, которые предупреждают возникновение конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной деятельности. Таковы общие цели психолого-педагогической работы с детскими группами и коллективами.

Младший школьный возраст  в социально-психологическом, воспитательном отношении был до сих пор своеобразным «белым пятном». Психологи и педагоги много рассуждали на тему о том, как обучать детей этого возраста и строить их учебную деятельность, но мало представляли воспитание личности в данном возрасте, особенно в групповых условиях. Между тем умелое управление детскими группами и коллективами может дать весомые воспитательные результаты. В младшем школьном возрасте можно и нужно, например, обучать детей гибкости общения с целью поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом. Этот же возраст вполне подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же самое время уважать интересы других [14].

В процессе общения школьники  получают большую часть вербальной и немалую долю невербальной информации, имеющей двоякий характер. С одной  стороны, информация, источником которой  является учебно-воспитательный процесс  в школе и других учебно-воспитательных учреждениях, становится известной  школьнику, в том числе и через  канал общения. Часть информации, содержащаяся в разнообразной деятельности, играх, спорте, в которые включаются школьники, может быть усвоена только в процессе их общения. С другой стороны, в общении школьников циркулирует  информация, возникающая в результате восприятия и интерпретации действительности в семье, соседями, различными группами.

Общение оказывает большое  влияние на восприятие информации и  усвоение ее школьником. Это связано с тем, что ближайший круг общения влияет на избирательность восприятия и усвоение информации школьником. Те группы, в которых общается школьник, воспринимают, оценивают и отбирают всю информацию в пределах своей компетенции, с точки зрения наиболее значимых для них норм и ценностей. В результате даже информация, источниками которой являются учебно-воспитательный процесс и средства массовой информации, воспринимается и усваивается не в чистом виде, а в большей или меньшей степени трансформированном, т.е. общение в процессе жизнедеятельности в различных коллективах и группах дополняет, расширяет, углубляет или, наоборот, сужает и обедняет эту информацию.

Воспитательные функции  общения играют важнейшую роль в  формировании, развитии и воспитании личности школьника. Личность как педагогическое понятие мы определяем как развивающуюся  систему отношений школьника  к миру и с миром, к себе и  с самим собой [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в  их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности  и отношений личности. Именно в  общении происходят восприятие, понимание  и оценка человека человеком.

 Общение может осуществляться  в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное, педагогическое и др.

Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммутативных средств.

Педагогическое общение  в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика  педагогического общения порождает  еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений  педагога с воспитуемыми и выступает  как средство решения учебных  задач.

Будет ли педагогическое общение  оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для  установления положительных взаимоотношений  со учениками педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

В число наиболее сложных  задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И  очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь  играет стиль общения.

В соответствии с центральным  назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции:

Первая функция – «открытие» ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия.

Вторая функция – «соучастие» ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми.

Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности  социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных: 1. Авторитарный. 2. Попустительский. 3. Демократический. 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. 5. Общение-дистанция. 6. Общение – устрашение. 7. Заигрывание.

Наряду с внешними изменениями  характера общения младших школьников происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

Общение не только самостоятельная  сфера жизнедеятельности школьников, оно пронизывает и все остальные  сферы.

 

 

Глава 2. Практическое исследование

        1. Методы и методики исследования

Исследование проводилось на базе  МОУ СОШ № 6 города Балашова, Саратовской области. Критериями отбора  школьников выступали:  возраст учащихся, беседа с классным руководителем, нарушения в общение.

Цель нашего исследования: исследовать профессионально-личностные качества учителя и индивидуально-психологические особенности учащихся.

Гипотеза: мы предполагаем, что авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).

Исследования проводились  в несколько  этапов:

1 этап - подбор методик,  организация исследования;

2 этап - проведение диагностики,  обработка и анализ полученных  результатов;

3 этап – разработка методических рекомендаций педагог-психологу по устранению нарушений в общение.

В процессе исследования были использованы следующие методики:

1. Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова (Приложение 1).

 Целью, которой является  выявление стиля педагогического  общения. Диагностируемым предлагается  ответить на 50 групп вопросов, каждый из которых указывает на один из видов педагогического общения.

Обработка результатов проходила  в два этапа: вначале подсчитывались «сырые» баллы по каждому виду педагогического взаимодействия. Далее  баллы переводились в проценты, указывающие  на ведущий, характерный для данного воспитателя стиль взаимодействия. На последнем этапе для классного руководителя составлялась формула иерархии для него стилей взаимодействия (авторитарный, демократический, либеральный).

2. Методика диагностики  уровня школьной тревожности  Филлипса (Приложение 2).

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние  ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление  уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности  Филлипса относится к стандартизированным  психодиагностическим методикам и  позволяет оценить не только общий  уровень школьной тревожности, но и  качественное своеобразие переживания  тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера  тревожности, связанной со школой у  детей младшего и среднего школьного  возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

3. Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) (Приложение 3).

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких  как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными  знаками уровень развития у них  этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень  развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. В бланке нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Необходимо указать свое место на ступеньках всех лестниц, а также то, место, на котором бы испытуемый почувствовали себя полноценным и довольным.

 

        1. Интерпретация полученных данных

Данные методики диагностики стиля  взаимодействия были обработаны и на основании подсчетов  мы выявили  стиль педагогического общения, на основе полученных данных была построена таблица.

Информация о работе Педагогическое общение