Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение особенностей педагогического общения.
Объектом являются личностные качества педагога.
Предметом являются процесс педагогического общения.
В соответствии с обозначенной целью можно сформулировать следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
Охарактеризовать функции и стили педагогического общения;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретическое изучение педагогического общения………......
1.1. Понятие и сущность педагогического общения…………………….6
1.2. Функции и стили педагогического общения………………………...9
1.3. Особенности педагогического общения с младшими школьниками……………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое исследование……………………………………………
2.1. Методы и методики исследования………………………………..24
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………...26
2.3. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение…………………………………………………………...34
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………46
Испытуемый не переживает фрустрацию в достижении успеха, что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для него, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной. Так же он не испытывают страха в ситуации проверки знаний (нормальный уровень). Он не испытывает проблем и страхов в отношениях с учителями (нормальный уровень).
Испытуемый имеет нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу (нормальный уровень), что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у него не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.
В результате проведения третьей методики мы выявили, что у испытуемого низкий уровень притязания, это значит, что он выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способны на большее. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.
Проведенная методика позволила выявить, что у испытуемого заниженная самооценка. Основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Ученики с пониженной самооценкой склонны переоценивать достижения товарищей.
Социально-педагогический диагноз: нарушения в общение (низкий уровень притязания и заниженная самооценка) обусловленные авторитарным стилем общения педагога.
Социально- педагогический прогноз: благоприятен, если привлечь педагога-психолога и социального педагога для работы с этим испытуемым, а также использовать комплекс занятий по следующим направлениям: диагностическое и профилактическое.
Таким образом, авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.
После проведения исследования, в котором были выявлены нарушения в общение, были разработаны рекомендации педагог-психологу по устранению нарушений в общение. Эти рекомендации способствуют повышению профессионально-личностных качеств учителя, нормализации индивидуально-психологических особенностей учащихся и устранению нарушений в общение.
Цель: создание условий для выявления и устранения нарушений общения, т.е. для успешного педагогического общения.
Задачи:
1. Развитие потребности в общении и создание условий для самораскрытия;
2. Нахождение
оптимальных путей разрешения
конфликтных ситуаций и
3. Осознание и
высвобождение негативных
4. Развитие чувства уверенности в поведении и осознание своей значимости;
5.Оптимизировать стиль общения педагога.
Содержание:
Реализация рекомендаций осуществляется по двум направлениям: диагностическое и профилактическое.
Диагностическое направление.
На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, позволяющее изучить поведение ребенка, беседы со школьниками, учителями, изучение документации (характеристик, социальных паспортов, личных дел школников).
Для комплексного выявления
проблемы применялись следующие
психолого-диагностические
Основные методы:
Профилактическое направление.
Формы работы с педагогическим коллективом:
Упражнения:
«Гуманистическое представление о человеке»,
«Утверждение самоценности»,
«Контраргументы»,
«Части моего «Я»»,
«Мои внутренние голоса, или круг субличностей»,
«Встреча с «саботажником»»,
«Оживление приятных воспоминаний»,
«Передача энергии»,
«Маяк»
«Уровень счастья» (Приложение 4).
Работа с классом, направленная на улучшение взаимодействия каждого ребенка друг с другом, для улучшения положительного эмоционального фона в классе.
Формы работы с детьми:
Тематика:
Тренинг: «Где заблудилось мое «Я»».
Упражнения:
«Лимон и Котенок»;
«Эмпатия»;
«Интонация»;
«Хочу тебе пожелать»;
«Когда нам хорошо»;
«На кого я похож?» и др. (Приложение5).
Ожидаемые результаты: После проведенных мероприятий, мы считаем, появиться положительная тенденция в педагогическом общение, оптимизируются профессионально-личностные качества учителя и нормализуются индивидуально-психологические особенности учащихся.
Выводы по 2 главе
Среди общественных институтов воспитания особое место занимают общеобразовательные учреждения, т. к. они представляют собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 6 г. Балашова, Саратовской области.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
Анализ результатов
Диагностика стиля взаимодействия показал, что у 2 учителей (66,7%) преобладающим стилем взаимодействия является демократический стиль- 47,3% и 39,9%., т.е. этот стиль наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса, у педагога высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность), интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей), умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников, отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.
У 1 учителя (33,3%) преобладающим стилем взаимодействия является авторитарный стиль- 53,8 %, т.е. у такого учителя взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению, стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения, все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках, отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики, предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.
После проведения данных методик можно сказать, что у всех 3 учащихся наблюдается повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка, т.е. нарушения в общение.
По итогам проведенного исследования, в котором были выявлены нарушения в общение, были разработаны рекомендации педагог-психологу по устранению нарушений в общение, которые включает в себя два направления: диагностическое и профилактическое, а так же работу с детьми и педагогическим коллективом, при этом используются такие формы работы как консультации, семинары, дискуссии, тренинги, беседы, упражнения, индивидуальное консультирование.
Эти рекомендации способствуют повышению профессионально-личностных качеств учителя, нормализации индивидуально-психологических особенностей учащихся и устранению нарушений в общение.
Таким образом, авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.
Заключение
Анализ психолого-
1. Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное, педагогическое и др.
2. Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
3. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
4. В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции: Первая функция – «открытие» ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. Вторая функция – «соучастие» ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.
5. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных: 1. Авторитарный. 2. Попустительский. 3. Демократический. 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. 5. Общение-дистанция. 6. Общение – устрашение. 7. Заигрывание.
Общение не только самостоятельная
сфера жизнедеятельности
6. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 6 г. Балашова, Саратовской области. Для проведения исследования были использованы следующие методики:
7. В результате было выявлено, что у 2 учителей (66,7%) преобладающим стилем взаимодействия является демократический стиль- 47,3% и 39,9%. У 1 учителя (33,3%) преобладающим стилем взаимодействия является авторитарный стиль- 53,8 %.
После проведения данных методик можно сказать, что у всех 3 учащихся наблюдается повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка, т.е. нарушения в общение.
8. По итогам проведенного исследования, в котором были выявлены нарушения в общение, были разработаны рекомендации педагог-психологу по устранению нарушений в общение, которые включает в себя два направления: диагностическое и профилактическое, а так же работу с детьми и педагогическим коллективом, при этом используются такие формы работы как консультации, семинары, дискуссии, тренинги, беседы, упражнения, индивидуальное консультирование.