Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение особенностей педагогического общения.
Объектом являются личностные качества педагога.
Предметом являются процесс педагогического общения.
В соответствии с обозначенной целью можно сформулировать следующие задачи:
Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме;
Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;
Охарактеризовать функции и стили педагогического общения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретическое изучение педагогического общения………......
1.1. Понятие и сущность педагогического общения…………………….6
1.2. Функции и стили педагогического общения………………………...9
1.3. Особенности педагогического общения с младшими школьниками……………………………………………………………………..15
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….22
Глава 2. Практическое исследование……………………………………………
2.1. Методы и методики исследования………………………………..24
2.2. Интерпретация полученных данных……………………………...26
2.3. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение…………………………………………………………...34
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 232.59 Кб (Скачать файл)

Испытуемый не переживает фрустрацию в достижении успеха, что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для него, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной. Так же он не испытывают страха в ситуации проверки знаний (нормальный уровень). Он не испытывает проблем и страхов в отношениях с учителями (нормальный уровень).

Испытуемый имеет нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу (нормальный уровень), что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у него не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

В результате проведения третьей  методики мы выявили, что у испытуемого низкий уровень притязания, это значит, что он выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способны на большее. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Проведенная методика позволила  выявить, что у испытуемого заниженная самооценка. Основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Ученики с пониженной самооценкой склонны переоценивать достижения товарищей.

Социально-педагогический диагноз: нарушения в общение (низкий уровень притязания и заниженная самооценка) обусловленные  авторитарным стилем общения педагога.

Социально- педагогический прогноз:  благоприятен, если привлечь педагога-психолога и социального педагога для работы с этим испытуемым, а также использовать комплекс занятий по следующим направлениям:  диагностическое и профилактическое.

Таким образом, авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.

 

    1. Методические рекомендации педагог- психологу по устранению нарушений в общение

После проведения исследования, в котором были выявлены нарушения в общение, были разработаны рекомендации педагог-психологу по устранению нарушений в общение.  Эти рекомендации  способствуют повышению профессионально-личностных качеств учителя, нормализации индивидуально-психологических особенностей учащихся и устранению нарушений в общение.

Цель: создание условий для выявления и устранения нарушений общения, т.е. для успешного педагогического общения.

Задачи:

1. Развитие потребности  в общении и создание условий  для самораскрытия;

2. Нахождение  оптимальных путей разрешения  конфликтных ситуаций и взаимодействия  с окружающими;

3. Осознание и  высвобождение негативных эмоций;

4. Развитие чувства  уверенности в поведении и  осознание своей значимости;

5.Оптимизировать  стиль общения педагога.

Содержание:

Реализация рекомендаций осуществляется по двум направлениям: диагностическое и профилактическое.

Диагностическое направление.

На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, позволяющее  изучить поведение ребенка,  беседы со школьниками,  учителями, изучение документации (характеристик, социальных паспортов, личных дел школников).

Для комплексного выявления  проблемы применялись следующие  психолого-диагностические методики:

  • Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова;
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
  • Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

Основные методы:

  1. Теоретический анализ документов, писем, характеристик, портфолио и т.д.,
  2. Наблюдение,
  3. Беседа,
  4. Семинары,
  5. Дискуссии,
  6. Поручения,
  7. Убеждения,
  8. Консультирование,
  9. Тренинги.

Профилактическое  направление.

Формы работы с  педагогическим коллективом:

    • индивидуальные беседы, консультации по проблеме педагогического общения;
    • семинар педагогов «Мой стиль педагогического общения: его плюсы и минусы».

Упражнения:

«Гуманистическое представление о человеке»,

«Утверждение самоценности»,

«Контраргументы»,

«Части моего «Я»»,

«Мои внутренние голоса, или круг субличностей»,

«Встреча с «саботажником»»,

«Оживление приятных воспоминаний»,

«Передача энергии»,

«Маяк»

«Уровень счастья» (Приложение 4).

Работа  с классом, направленная на улучшение взаимодействия каждого ребенка  друг с другом, для улучшения положительного эмоционального фона в классе.

Формы работы с  детьми:

  • индивидуальное консультирование;
  • проведение бесед со школьниками;

 

Тематика:

  1. « Моя самооценка»;
  2. «Я и мое окружение»;
  3. «Моя школьная жизнь»;  
  4. «Взаимоотношения в школьном коллективе»;
  5. «Общение «Педагог-ученик»».

Тренинг: «Где заблудилось мое «Я»».

Упражнения:

«Лимон и Котенок»;

«Эмпатия»;

«Интонация»;

«Хочу тебе пожелать»;

«Когда нам хорошо»;

«На кого я похож?» и др. (Приложение5).

Ожидаемые результаты: После проведенных мероприятий, мы считаем, появиться положительная тенденция в педагогическом общение, оптимизируются профессионально-личностные качества учителя и нормализуются индивидуально-психологические особенности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

Среди общественных институтов воспитания особое место занимают общеобразовательные учреждения, т. к. они представляют собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых. 

Исследование проводилось  на базе МОУ СОШ № 6 г. Балашова, Саратовской области. 

Для проведения исследования были использованы следующие методики:

  • Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова;
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
  • Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать  следующие выводы:

Диагностика стиля взаимодействия показал, что у 2 учителей (66,7%) преобладающим стилем взаимодействия является демократический стиль- 47,3% и 39,9%., т.е. этот стиль наиболее благоприятен для организации воспитательно-образовательного процесса, у педагога высокая культура педагогического общения (в учениках ценит нравственную направленность: ответственность, честность, добросовестность, доброжелательность), интерес к познанию учащегося (изучение его склонностей, способностей), умеет понять проблемы, настроения, стремления и ориентации воспитанников, отдает предпочтение таким методам, как поощрение, убеждение, авансирование личности, успокаивающее замечание и др.

У 1 учителя (33,3%) преобладающим стилем взаимодействия является авторитарный стиль- 53,8 %, т.е. у такого учителя взгляд на ученика как на объект педагогического воздействия, а не как на равноправного партнера по общению, стремление утвердить в жизни детского коллектива законы нормативного поведения, все функции в управлении ученическим коллективом сосредотачивает в своих руках, отсутствие гибкости, веры в возможности гуманной педагогики, предпочитает такие методы воздействия, как приказ, инструкция, выговор, угроза, благодарность.

После проведения данных методик  можно сказать, что у всех 3 учащихся наблюдается повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка, т.е. нарушения в общение.

По итогам проведенного исследования, в котором были выявлены нарушения в общение, были разработаны рекомендации педагог-психологу по устранению нарушений в общение, которые включает в себя два направления: диагностическое и профилактическое, а так же работу с детьми и педагогическим коллективом, при этом используются такие формы работы как консультации, семинары, дискуссии, тренинги, беседы, упражнения, индивидуальное консультирование.

Эти рекомендации  способствуют повышению профессионально-личностных качеств учителя, нормализации индивидуально-психологических особенностей учащихся и устранению нарушений в общение.

Таким образом, авторитарный стиль общения педагога негативно влияет на процесс педагогического общения (повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка учащихся).

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы позволяет сделать следующие  выводы:

1. Общение - сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Общение может осуществляться в различных видах: как межличностное, групповое, коллективное, педагогическое и др.

2. Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

3. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

4. В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции: Первая функция – «открытие» ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. Вторая функция – «соучастие» ребенку в педагогическом общении - обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении - понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

5. Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных: 1. Авторитарный. 2. Попустительский. 3. Демократический. 4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. 5. Общение-дистанция. 6. Общение – устрашение. 7. Заигрывание.

Общение не только самостоятельная  сфера жизнедеятельности школьников, оно пронизывает и все остальные  сферы.

6. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 6 г. Балашова, Саратовской области.  Для проведения исследования были использованы следующие методики:

  • Методика диагностики стиля взаимодействия В.Л.Симонова;
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
  • Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).

7. В результате было выявлено, что у 2 учителей (66,7%) преобладающим стилем взаимодействия является демократический стиль- 47,3% и 39,9%. У 1 учителя (33,3%) преобладающим стилем взаимодействия является авторитарный стиль- 53,8 %.

После проведения данных методик  можно сказать, что у всех 3 учащихся наблюдается повышенный уровень тревожности и неадекватная самооценка, т.е. нарушения в общение.

8. По итогам проведенного исследования, в котором были выявлены нарушения в общение, были разработаны рекомендации педагог-психологу по устранению нарушений в общение, которые включает в себя два направления: диагностическое и профилактическое, а так же работу с детьми и педагогическим коллективом, при этом используются такие формы работы как консультации, семинары, дискуссии, тренинги, беседы, упражнения, индивидуальное консультирование.

Информация о работе Педагогическое общение