Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Советская.docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

Анализ зависимости личностной тревожности от родительской непоследовательности указывает на корреляцию этих величин. Следует отметить, что непоследовательность родителей является более стрессоген-ным фактором для подростка, поскольку при минимальной непоследовательности (PNED < 1) LТ < 2, при максимальной (PNED > 1) - LТ > 2,5. Непоследовательность родителей заставляет подростков ожидать или серьезного наказания за какой-либо мелкий проступок, или легкого порицания за что-либо серьезное.

 

 

2.5 Анализ результатов  исследования

 

Анализ результатов исследования, таким образом, свидетельствует  о том, что средний уровень  ситуативной и личностной тревожности группы подростков образовательного центра соответствует среднему уровню. Значение ситуативной тревожности несколько выше личностной, что обусловлено в первую очередь реакцией учащихся на ситуацию психологического обследования.

По результатам исследования можно утверждать, что ни ситуативная, ни личностная тревожности не зависят  от пола и возраста подростков. Этот феномен может быть объяснен незначительными возрастными различиями испытуемых (13-14 лет). Тем не менее, с целью профилактики стрессовых состояний, а также с целью содействия процессу личностного роста, необходимо проведение психологической работы с подростками этого возраста, направленной на проработку значимых и стрессогенных для этого возраста проблем, а также психологической работы с ними по обучению их способам продуктивного реагирования на стрессовые состояния, способам управления ими.

Анализ зависимости стилей родительского воспитания продемонстрировал, что наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность. В связи с этим встает задача коррекции стилей деструктивного поведения родителей, которая возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, целью которого является построение гармоничных, конструктивных отношений родителей с детьми подросткового возраста.

Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той  мере, как видят их подростки:

1. Испытывая по отношению  к себе, прежде всего, равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье. Это является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время, они испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.

2. Отмечаемая подростками  непоследовательность воспитательных  воздействий со стороны родителей  способствует формированию у  них высокой тревожности, неуверенности  в себе и отсутствие ощущения  постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию  недостаточной ответственности  у детей, поскольку, несмотря  на предоставляемую им свободу  (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в  достаточной мере наличия жестких  и незыблемых правил и, соответственно, следующих за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них привычки перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.

3. Баланс враждебности  и позитивного интереса со  стороны родителей демонстрирует  наличие выраженных проблем в  сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.

Результаты теста позволяют сделать вывод о малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.

Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей  со школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия, сотрудничества требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.

Столь же актуальна и психологическая  работа с подростками по проблемам  их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями  с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут  быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих  родителей и приспособиться к  их требованиям. Если сами подростки  будут способны помочь родителям  понять своих детей, они смогут в  будущем смягчить конфликты. Подростки  нуждаются в том, чтобы им помогли  осознать причины своих конфликтов с родителями и то, что эти конфликты  являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими  объективно психологическими различиями между людьми разных поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взаимоотношения подростков со взрослыми не является новой для современной педагогической науки. Эта проблема все равно не теряет своей актуальности, потому что взаимоотношения детей и родителей, бабушек и дедушек с внуками, учителей и их учеников остаются и играют важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Именно через общение со старшим поколением  ребенок получает тот комплекс знаний о  нормах  и правилах поведения, которые помогают ему дальше участвовать в жизни общества. Известно, что старшее поколение является основным носителем общественных ценностей и взаимодействие  подростков именно с этим поколением необходимо для того, чтобы шла передача информации.

Важность для подростка  его общения со сверстниками часто  скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Влияние родителей уже ограниченно - им не охватываются все сферы жизни, как было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах связанных с развлечениями, с молодежной модой, современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей и других значимых взрослых.

И родители и учителя подростков, в большинстве своем не умеют  ни увидеть, ни тем более учесть в  практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает  на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить  детские формы контроля, общения  с детьми. Кризис подросткового возраста более затяжной и острый, так как  в связи с быстрым темпом физического  и умственного развития у подростков возникает много актуальных потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.

Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки  начинают оказывать сопротивление  по отношению к ранее выполняемым  требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании со взрослостью.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность  в поддержке. Особо благоприятной  является ситуация когда взрослый выступает  в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются  более глубокие эмоциональные и  духовные контакты, поддерживающие подростка  в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослых очень  важно найти формы налаживания  и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому  ему трудно начать столь близкое общений.

Характерно для подросткового  возраста являются имитации чьего - либо поведения. Чаще имитируются поведение  значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При  недостаточной критичности и  несамостоятельности в суждениях  такой образец для подражания может оказать негативное влияние  на поведение подростка.

Недостаточность внимания, заботы и руководства,  формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует семя лишним,  ибо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и  контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается  лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В  этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Характер общения с  взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки как  степень самостоятельности и  независимости. Подростки удовлетворенные своим доверительным общением с взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

На основании  изложенного материала можно  сделать вывод, что межличностные  отношения подростка со взрослыми представляют собой комплексную систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы взаимосвязи компонент системы мы раскрыли в ходе достижения поставленных задач.

В ходе исследования мы выяснили, что существует прямая зависимость между стилем отношения  взрослого к подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины  взаимоотношений людей. Существенными  основаниями тревожности подростков являются стили педагогического  общения и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения. Родители с высокой выраженностью "позитивного интереса" к своему ребенку определяют более низкий уровень тревожности подростков, чем родители с высокими показателями по шкалам "директивности", "враждебности", "автономности" и "непоследовательности", что отражается в результатах исследования.

Выявленный в  настоящем исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей с высокой выраженностью "позитивного интереса" позволяет  сделать вывод о неудовлетворенности  потребности подростка в информации, которая необходима для адекватной социализации и может быть получена именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту  и стоящим за ним ценностям  затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к  подростку.

Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения  с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности  подросткового возраста - это преимущественно  трудности полового созревания и  расставания с детством, которые  прорываются в серии внешних  конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими.

Задача родителей  понять изменения своих детей  и по возможности перейти на новый  стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому  человеку.

Таким образом, результаты нашего исследования, проведенный анализ, а также сделанные на его основе выводы подтвердили выдвинутые нами гипотезы и положения.

На мой взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для разработки практических рекомендаций для психологов, родителей  и педагогов по оптимизации отношений  подростка со  взрослыми.

 

 

 

 

    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления / Ю.М. Антонян. - М., 1973. - 82 с.
    1.   Агафонов А.Н., Менлибаев К.Н. Семья как важнейший институт социализации личности
    1.   Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
  1. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М., 1997. - 56 с.
  1. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания./Р.Бернс – М.: Просвещение, 1986. – 459 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И. Божович – М. Просвещение. 1995. -296 с.
    1.     Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 2003,-440 с.
    1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.:Автореферат. М. 1986. 26 с.
    2. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. М.: Аспект-Пресс, 2000. – 578 с.
    3.     Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. – М.: Наука, 1999. – 512 с.
  1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с.
  1. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.
  2. Кон И.С. П<span c

Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога