Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Советская.docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

       В рамках  функционального подхода детско-родительские  отношения рассматриваются с  точки зрения их воспитательной  функции. Семья является главным  институтом социализации ребенка,  где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). Концепции, отнесенные к данному подходу, концентрируются на итоговом выражении этих отношений, фиксируя, разные формы его отклонений, препятствующих полноценному функционированию семьи (С. Минухин, В. Сатир, А.С. Спиваковская, В.В. Юститский и др.). Функциональный подход в исследовании детско-родительских отношений рассматривает эти отношения сквозь призму их основного предназначения -  обеспечения успешного психологического развития ребенка в семье. Изучаются механизмы влияния этих отношений на различные сферы жизнедеятельности детей, выявляют качественные особенности детско-родительских отношений в обеспечении успешности ребенка в различных видах деятельности,  разрабатывают адекватные методы диагностики и коррекции. Основной исследовательский вопрос данного подхода: «Какими должны быть детско-родительские отношения, чтобы они максимально способствовали развитию ребенка и обеспечивали достижение целей его воспитания?».

       В структурном  подходе исследователи обращаются  к детско-родительским отношениям  как совокупности устойчивых  семейных связей, обеспечивающих  их целостность при различных внешних и внутренних изменениях.

В данном подходе признается, что качество семейного взаимодействия и детского воспитания зависит, прежде всего, от осознанности родителями своих  педагогических воздействий на ребенка (В.Н. Дружинин, В.В. Бойко, А.И. Антонов и др.).

       К серьезным  достижениям структурного подхода  к изучению детско-родительских  отношений можно отнести раскрытие  понятия родительства, как интегрального психологического образования личности (отца или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания (Р.В. Овчарова, М.О. Ермихина). Структурный подход в направлении исследования детско-родительских отношений рассматривает эти отношения сквозь призму социально-психологических и психолого-педагогических проблем самих родителей. Основной исследовательский вопрос в рамках данного подхода: «Какими должны быть индивидуально-личностные особенности родителей, чтобы они были способны сознательно выстраивать гармоничные детско-родительские отношения и собственный стиль воспитания ребенка в семье?».

       Феноменологический подход направлен на раскрытие сущности детско-родительских отношений и осмысление их роли в жизни человека. Направление фиксируется на понимании субъективных переживаний человека, его чувств и личностных концепций, его личной точки зрения на мир и себя (Р.Берне, К. Роджерс, А. Комбас).

       Феноменологический  подход в исследовании детско-родительских  отношений позволяет проникнуть  во внутреннюю сущность данного  явления и анализировать его  индивидуальные значение в контексте  восприятия человеком его собственной  жизни. Основная идея данного  подхода связана с представлением  о том, что истинно родителем  человек становится в момент  понимания смысла собственного  существования в данном качестве. Основной исследовательский вопрос данного подхода: «Какую роль играют детско-родительские отношения в жизни конкретного человека, и каким смыслом они наделяются в зависимости от позиции участников?».

       Таким образом, детско-родительские отношения можно рассматривать с различных методологических позиций. Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие их эффективности. Структурный аспект обращает внимание на согласованность когнитивного, эмоционального, и поведенческого компонентов и предполагает формирование гармоничности в детско-родительских отношениях. Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих отношений, предполагающих достижение в них определенной зрелости и обретение родительской идентичности.

В качестве основных положений  методологии исследования  детско-родительских отношений выступают следующие  закономерности:

1) эти отношения представляют собой относительно самостоятельное и развивающееся с течением времени образование;

2) они являются подсистемой в конкретной культурно-исторической системе взаимоотношений людей, связанных между собой брачными, родственными и социальными отношениями;

3) пережитый в детстве опыт этих отношений в том или ином виде транслируется при взаимодействии с собственными детьми.

   Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.

Отсюда и двоякое значение этого  периода для становления личности человека. С одной стороны, для  этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание  прежде установившейся системы интересов  ребенка, протестующий характер его  поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких  как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным.

Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими  людьми и может ощущать себя очень  одиноким.

Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании  со сменой интересов это может  привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно  появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим  подросткам в отличие от старших - свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.

Выступая как важный этап становления  личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного  развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. По мнению Д.Б. Эльконина, «именно поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода» [2].

Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение  структуры самосознания в его  различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к  себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.

Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий  интерес к своей личности, подросток  чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным  и невинным замечаниям о своей  внешности. Быстрый рост конечностей  приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки  могут страдать от пониженной самооценки (феномен «гадкого утенка», придавать  чрезмерное значение недостаткам своей  внешности, становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным  стержнем подростковых переживаний  является поиск нравственных ценностей, смысла жизни).

Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы, не узнают самих себя.

 

    1. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994. С. 143.

 

 

 И хотя около 70 % подростков  отмечают в себе не только  отрицательные, но и положительные  черты, в их оценках наблюдается  явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.

При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание  неумения оценить себя.

На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников.

В то же время критическое отношение  подростка к себе, переживание  недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в  самоуважении, общем положительном  отношении к себе как личности.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка  к себе и в настоящее время.

Эта самооценка основывается на сопоставлении  подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными  нормами, которые выступают для  него как идеальные формы его  личности.

Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский обобщил главные черты подростка.

1) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;

2) подросток хочет быть  хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;

3) подростку хочется  быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;

4) у подростка выражено  противоречие между богатством  желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности - это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. Но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;

5) в подростке сочетаются  грубые выходки, а также и  романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать [3].

Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога