Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56
В рамках
функционального подхода
В структурном
подходе исследователи
В данном подходе признается, что качество семейного взаимодействия и детского воспитания зависит, прежде всего, от осознанности родителями своих педагогических воздействий на ребенка (В.Н. Дружинин, В.В. Бойко, А.И. Антонов и др.).
К серьезным
достижениям структурного
Феноменологический подход направлен на раскрытие сущности детско-родительских отношений и осмысление их роли в жизни человека. Направление фиксируется на понимании субъективных переживаний человека, его чувств и личностных концепций, его личной точки зрения на мир и себя (Р.Берне, К. Роджерс, А. Комбас).
Феноменологический
подход в исследовании детско-
Таким образом, детско-родительские отношения можно рассматривать с различных методологических позиций. Функциональный аспект позволяет анализировать это явление с точки зрения достижения полезного приспособительного результата и предполагает развитие их эффективности. Структурный аспект обращает внимание на согласованность когнитивного, эмоционального, и поведенческого компонентов и предполагает формирование гармоничности в детско-родительских отношениях. Феноменологический взгляд фиксируется на ценностно-смысловом аспекте этих отношений, предполагающих достижение в них определенной зрелости и обретение родительской идентичности.
В качестве основных положений методологии исследования детско-родительских отношений выступают следующие закономерности:
1) эти отношения представляют собой относительно самостоятельное и развивающееся с течением времени образование;
2) они являются подсистемой в конкретной культурно-исторической системе взаимоотношений людей, связанных между собой брачными, родственными и социальными отношениями;
3) пережитый в детстве опыт этих отношений в том или ином виде транслируется при взаимодействии с собственными детьми.
Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.
Отсюда и двоякое значение этого
периода для становления
В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным.
Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким.
Переходный период требует повышенной
затраты ресурсов организма. В сочетании
со сменой интересов это может
привести к снижению учебной успеваемости.
У младших подростков закономерно
появляется повышенная утомляемость,
но сами они её не замечают. Младшим
подросткам в отличие от старших
- свойственна эмоциональная
Выступая как важный этап становления
личности, подростковый возраст представляет
собой сложный процесс
Наиболее выпукло характер стадиального развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, мотивах деятельности, идеалах, интересах и пр.
Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки (феномен «гадкого утенка», придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями (главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей, смысла жизни).
Так, на первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы, не узнают самих себя.
И хотя около 70 % подростков
отмечают в себе не только
отрицательные, но и
При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.
На второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников.
В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время.
Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Другим важным механизмом самосознания
выступает личностная рефлексия, представляющая
собой форму осознания
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский обобщил главные черты подростка.
1) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой;
2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;
3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;
4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности - это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. Но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;
5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать [3].
Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога