Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Советская.docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

Можно предполагать существование  таких внутренних установок:

1) Родители существуют ради меня

2) Мои желания и стремления - самые важные. Я должен их  осуществить во что бы то ни стало

3) Окружающие, даже если  не говорят этого, восхищаются мною

4) Люди, которые не видят  моего превосходства, просто глупые. Я не хочу иметь с ними дело

5) Если другие люди думают и действуют не так, как я, они ошибаются или поступают так назло мне

4. Эмоциональное  отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение появляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии.

5. Повышенная  моральная ответственность: не соответствие возрасту и реальным возможностям ребенка, требования бескомпромиссной честности, чувства долга, и т.д. - все это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов. Такой ребенок психологически надломленный, ему не хватает ощущения личной самоценности.

Стили и типы детско-родительских отношений определяет то, что лежит в основе этих отношений. Детерминанты бывают как глубинные, так и педагогические.

1. Это незнание  индивидуально-психологических и  возрастных особенностей своего  ребенка, педагогическая неграмотность  родителей. В этом случае предъявляются требования не соответствующие возрасту ребенка.

2. Личностные  особенности родителей.

Захаров выделил характеристики матерей, чьи дети заболевают неврозами, их особенности:

- сенситивность

- тревожность

- неуверенность в себе

- излишняя пунктуальность

- принципиальность

- ригидность мышления

- высокая конфликтность  в межличностных отношениях.

 

У отцов противоположные  черты:

- мягкость и женственность

- минорность настроения

- пассивность.

Сочетание этих особенностей является инверсией ролей и супружеских  отношений.

3. Проекция личностных проблем родителей на отношения с детьми.  Пытаясь найти гармонию в жизни, родители проецируют свои личностные качества, которые отрицают или не замечают, на ребенка. Родители передают ребенку исполнение тех желаний, которые они не могли реализовать в жизни.

4. Нежелание ребенка, т.е. это преждевременное его появление, несоответствие его пола желанному.

Неожиданная беременность ставит женщину перед выбором: прервать беременность, либо сохранить ребенка. Это сложный и долговременный период принятия решения, от которого зависит эмоциональное состояние  женщины и ее будущее отношение  к ребенку. Нельзя говорить, что социальное решение сознательно оставить ребенка, разрешает все проблемы. Нерешен  внутренний конфликт после рождения ребенка, решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать младенца как препятствие. Особенно это сказывается на ребенке, если есть еще и проблемы отношений  супругов.

5. Неблагоприятные  супружеские отношения.

Здесь происходит расширение сферы родительских чувств, т.е. родители хотят, чтоб ребенок удовлетворял хотя бы часть эмоциональных потребностей, которые не могут удовлетворить  в супружестве. Нередко мать использует ребенка в эротических потребностях. Мать начинает жить ради ребенка и  вмешиваться в жизнь ребенка. В результате эмоциональная напряженность у ребенка, подсознательный страх, искаженное осмысление ребенком роли мужчины и женщины.

6. Влияние детского  опыта родителей на общение  с их ребенком.

- предпочтение в ребенке  детских качеств - создание роли  маленького ребенка, игнорирование  взросления.

- неразвитость родительских  чувств - отвержение родителя его  собственных родителей в детстве.  Они не имеют модели мягкого,  сенситивного общения с ребенком.

Детский опыт родителей может  быть обусловлен и воспитанием неуверенности  родителей, когда родители идут на поводу у ребенка. Это случается если самих родителей воспитывали  эгоцентричные требовательные родители и они испытывали по отношению к родителям чувство неоплатного долга.

7. Фобия утраты ребенка, который обусловлен историческим рождением ребенка или тем этапом, который предшествует рождению ребенка.

Фобии могут вызывать болезненные  дети.

Э. Берн утверждает, что жизнь ребенка во многом определяется родительским программированием. Он считает, что сценарии пишут за нас наши родители: сценарий победителей и сценарий неудачников, т.е. если родители считают себя неудачниками, демонстрируют этот сценарий.

 

 

Основные стили родительского  воспитания детей в семье:

 

Стиль воспитания

Требовательность

Контроль

Эмоциио-нальное тепло

Модель общения

Реакции детей

Возможный результат

Гиперпротекция «Самост. реб.»

Отсутствует. Нет взрослого как  образца

Периодический. Слабый

Недостаток теплых чувств

«Невмешательство»

Непредсказуемость

Неустойчивый Гипертимный тип личности ассоциальность

Потворствующий

Самост. ребенок с оправд. его поведения

Отсутствует.

ребенок предоставлен сам себе

Отсутствует

Некритичное отношение к поведению

При нарушении поведения – лишение  теплых чувств

«Заискивающая»

Непредсказуемость

Неустойчивый Эпилепт. тип личности Некритичность. Приспособленчество.


 

 

Доминирующая гиперопека

«Жизнь за ребенка»

Отсутствует.

Нет самостоятельности

Чрезмерный.

За каждым шагом, минутой, мыслью

Излишняя забота

По поводу запретов.

Мелочная опека

Эгоцентризм.

Несамостоятельность

Вседозволенность, несамостоятельность 

Потворствующая гиперопека

«Кумир семьи»

Отсутствует

Слабый.

Большая забота

Восторженное.

Любование, обожание

Вокруг желаний и прихотей ребенка

Завышенные притязания.

Получение желаемого без труда

Истероидный. Эпилепт. тип личности. Не может постоять за себя

Эмоциональное отвержение

«Золушка»

Повышенная

Жесткий

Отсутствует

Полная потеря контакта

Равнодушно-жестокая

Мечтательность, жестокость, трудность  общения

В условиях жестких отношений между  родителями

Открытая агрессия к ребенку

Жесткий.

Побои за непослушние

Каждый сам за себя

По поводу поведения

Страх наказания, ложь, жестокость

Эпилепт. тип личности, индивидуализм, жестокость


 

В цикле исследований Д. Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей [10].

Авторитарные  родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы.

Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как  правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают  контакты со сверстниками из-за своей  постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим.

 

                10. www.gendocs.ru

 

 Они подозрительны,  угрюмы, тревожны и вследствие  этого — несчастны. 
Баумринд вычленяется совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки. На основе своих наблюдений Баумринд выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные  родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей  обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к  своим - 
обязанностям.

 Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих - 
детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно в таких случаях родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

При недоброжелательном отношении  к себе ребенок ищет любые признания, понимания. Не находя этого, он проявляет  агрессию. При чрезмерных требованиях, предъявляемых ребенку, он ищет возможность  делать запретное «исподтишка», а  при проявлении сверхзаботы осознает, что не может самоутвердиться. И при чрезмерно высоких требованиях, и при чрезмерной любви окружающих ребенка не покидает не только чувство тревожности, страха, но и чувство вины.

В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия [11].

Это такие типы, как:

«Семья — санаторий». Выше мы о ней уже упоминали. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей.

 

  11.Спиваковская А.С. Психотерапия:игра, детство, семья, том 2,М., ООО Апрель-пресс,2000, 159 с.

 

В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные  срывы, формируются эмоциональные  особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются  реакции протеста, повышается агрессивность  и появляется желание решительного изменения ситуации. 
          «Семья — крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности - 
ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболевани.

«Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят кон- 
такт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распространение синдром  опасного обращения с детьми (СООД), включающего в себя диапазон от физического  насилия до недостаточно продуманных  педагогических воздействий. Другими  словами, СООД — это «поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической  и нравственной травмы». Вышеперечисленные  проблемы часто усугубляются при  посещении ребенком детского сада и  становятся предметом внимания педагогов  и психологов

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1. Родительское отношение  является важным фактором развития  личности ребенка. Можно выделить  следующие факторы родительских  позиций: принятие - отвержение, контроль - автономия, требования - отсутствие требований к ребенку.

Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога