Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Советская.docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

Определяющее значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его  отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности.

На первой стадии подросткового периода у детей 10 - 11 лет мотивировка поступков и деятельности носит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростков поверхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у них начинает складываться способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннему миру, как своему собственному, так и окружающих подростка людей.

На второй стадии этого возраста резко усиливается отношение детей к своей личности. Подростки с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится более дифференцированной.

На третьей стадии в развитии подростков определяющее значение имеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности [4].

 

 

    1. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981. с. 11
    2. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2, с.41

Вероятно, никогда больше человека столь остро не тревожат проблемы нравственных ценностей и норм, как  они волнуют подростка. Также  нелегко подростку на нравственном распутье найти правильную, самую разумную дорогу. Переживания эти часто глубоко запрятаны и непонятны взрослым.

 Подростку трудно, потому что  он видит то, что ещё не видит  ребенок, но уже не замечает  взрослый, ко многому привыкший  и притерпевшийся. И поэтому подросток  становится одиноким в своих  исканиях и очень часто погружается  в свой собственный мир, свои  мечты.

У ребят подросткового возраста, появляется критическое отношение  к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие  люди - родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток  начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться  ими, и может удариться в другую крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед  ними расстается практически любой  из них.

В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более  уверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям.

 

 

 

    1. Особенности общения подростков со взрослыми: диалог, сотрудничество как тип психологического общения

 

      В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за В.С. Выгодским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требование свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой  драматическая «переоценка ценностей» и прежде всего перестройка отношений с родителями.

       Подростки  начинают оказывать сопротивление  по отношению к ранее выполняемым  требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права  на самостоятельность, отождествляемую  в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внимание, противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

       В связи  с легкой ранимостью подростка  для взрослого очень важно  найти формы налаживания и  поддерживания этих контактов.  Подросток испытывает потребность  поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

       Большое  значение в этот период имеют  единые требования к подростку  в семье. Сам он больше притязает  на определенные права, чем  стремится к принятию на себя  обязанностей.

Если подросток почувствует, что от него много ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго»взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.

        В  случае, когда взрослые относятся  к подросткам как к маленьким  детям, они выражают протесты  в различных формах, проявляют  неподчинение с целью изменить  сложившиеся  ранее отношения. 

И взрослые постепенно под  воздействием притязаний подростков вынуждены  переходить к новым формам  общения. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям  в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.

       Недостаток  внимания, заботы и руководства,  формализм взрослых болезненно  воспринимается подростком. Он чувствует  себя лишним, ибо является источником  обременяющих хлопот. Подросток  в подобных случаях обычно  начинает жить своей отдельной тайной жизнью.

        Чрезмерная  опека и контроль, необходимые, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности.

 Взрослые же нередко  реагируют на это ужесточением  контроля, изоляцией своего чада  от сверстников. В результате  противостояние подростка и родителей  только возрастает.

       Чрезмерное  покровительство, стремление освободить  подростка от трудностей и  неприятных обязанностей приводят  к дезориентации, неспособности  к объективной рефлексии. 

Ребенок, привыкший к всеобщему  вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно  высокий уровень притязаний и  жажда внимания не сочетаются с малым  опытом преодоления сложных ситуаций. Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки.

Стремление к явным  конфликтам с родителями проявляется  сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей  независимости, такие, например как  дерзость в общении. Подростка может  привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы.

Однако, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-нибудь из родителей. Причинивших много горя и обид подростку.

Слабость и неудачливость  в какой-либо одной области подросток  стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто  встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.

       В ряде  случаев позиции взрослых по  отношению к подростку неблагоприятны  для его развития. Например, авторитарная  позиция по отношению  к  подростку может стать условием, искажающим его психическое и  социальное развитие.

       Приведем наиболее часто встречающийся пример  Интернет – обзоров. Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения матери к сыну  приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей вообще нет [5].

       Из данного  примера можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля – это не только проблема отношения детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношения подростка к другим людям.

Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая  нормы поведения в общественных местах.

 С посторонними людьми  такой подросток или беспомощно  застенчив , или расхлябанно дурашлив, неуважителен.

В то же время в семье  с благополучными отношениями подросток  уже способен соответствовать  общественным ожиданиям в сфере общения  и быть прогнозируемым.

 

    1. www.didascal.ru

      В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, которые в свою очередь контролируют позиции матери и отца в отношении к ребенку. Например, американская ментальность выделяет образ «Мамочки», который             Э. Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен [6].

      Признаки «мамочки» по Э. Эриксону:

  1. «Мамочка» - бесспорный авторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и в своей общине.
  2. В любой ситуации, где это расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует от своих детей, она винит детей, но никогда не винит себя.
  3. Она демонстрирует непреклонную враждебность к любому свободному выражению самых наивных форм чувственного и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточно ясно дает понять, сто их отец, с его сексуальными притязаниями, смертельно ей наскучил.
  4. Она стоит стеной за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться «старушкой».

Этих признаков достаточно, чтобы показать: «Мамочка» - это образ женщины, в жизненном цикле которой остатки инфантильности соединяются с рано наступившей старостью, вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своим чувствам.

Немецкая ментальность выделяет образ «Немецкого отца», который выступает в роли главы и тирана, преданного государству человека. Отчужденность и строгость « немецкого отца» традиционно возрождается из истории культуры.

В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» [7].

 

    1. Эриксон Э. Детство и общество/Издательство Университетская книга 1996 г. 125 с.
    2. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина : пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1979. - 235 с.

 

 

       Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним. Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения — ведь он ищет такого друга! А где он его найдет, кем тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка.

Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога