Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Советская.docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

2. Родительская позиция  может рассматриваться с точки  зрения ее адекватности, прогностичности, динамичности.

3. Выделены и описаны  различные типы родительских  позиций в раннем, дошкольном  возрастах.

4. Родительские позиции  могут обусловлены многими факторами, среди которых: личностные качества супругов, влияние их детского опыта, супружеские проблемы, обстоятельства появления ребенка (трудная беременность и роды, частые заболевания ребенка, нежеланность ребенка). Однако все они отражают такие особенности родительского поведения, как контроль и эмоциональную близость (дистанция).

Однако все они отражают такие особенности родительского  поведения, как контроль и эмоциональную  близость (дистанция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА

 

2.1 Описание целей  и методов исследования 

 

Для уточнения и раскрытия  содержания внутрисемейных отношений  разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение  с точки зрения самих родителей. Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные  отношения, тем более это относится  к подросткам с проблемами социальной адаптации. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные  отношения в семье с точки  зрения подростков, является тест "Подростки  о родителях" (АDOR). Основой данного опросника служит методика, которую создал Шафер в 1965 году в России, тест адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии Института им. Бехтерева Вассерманом, Горьковой, Рощиной.

Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей  в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Тест эффективно используется для диагностики  детско-родительских отношений в  семьях подростков и организации  социально-психологической помощи им, поскольку его применение позволяет  родителям осознать, как их собственные  поступки воспринимаются и оцениваются  подростками и каким образом  все это влияет на социально-психологическую  адаптацию и формирование тех  или иных личностных особенностей подростков. Особую ценность этой методике придает  тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, которые оказываются  скрытыми как от психологов, так  и от самих родителей.

Методика базируется на положении  о том, что воспитательное воздействие  родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие подростков родителями - эмоциональное  отвержение их; директивность со стороны  родителей - психологическая автономия  их; последовательность - непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов. Результаты теста представлены в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам РОZ - позитивный интерес, DIR - директивность, НОS - враждебность, АUТ - автономность и NED - непоследовательность.

Опросник содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых параметров. Полный текст опросника и инструкции к нему содержится в Приложении 1.

В результате обработки первичных  результатов диагностики воспринимаемый подростком стиль отношения к  нему со стороны родителей описывается 5 основными результатами:

Автономность со стороны  родителей (PAUT);

Директивность со стороны  родителей (PDIR);

Враждебность со стороны  родителей (PHOS);

Непоследовательность со стороны родителей (PNED);

Позитивный интерес со стороны матери (PРОZ);

Критерием выраженности определенного  стиля взаимоотношений является результат в 3 балла, результат ниже 3-х баллов означает недостаточную  выраженность данного стиля, результат  выше 3-х баллов - чрезмерную выраженность данного стиля отношений.

Представляет интерес  и показатели отношения DIR/POZ и POZ/НОZ со стороны родителей. Первый показатель отражает степень контроля за поведением подростка со стороны родителей и соответственно, степень самостоятельности и осознаваемой свободы подростков. Второй показатель отражает степень эмоционального принятия подростка родителями и. соответственно, уровень его психологического комфорта и чувства безопасности в семье.

Под принятием (позитивным интересом) понимается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие подростка родители - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности подростка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей.

Эмоциональное отвержение рассматривается  как отрицательное отношение  к ребенку, отсутствие ласки и  уважения, в крайних случаях - враждебность. Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и  агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства  опасности, недоверия к миру и  людям, неуверенности в себе и  тревожности.

Директивность родителей  понимается как стремление к лидерству  и власти, причем это стремление может выражаться как в доминантном  поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так  и в навязывании ему чувства  вины и декларировании своей жертвенной позиции. Несмотря на то, что директивные  родители заставляют подростка подчиняться  нормам и правилам поведения, принятым в обществе, именно в семьях с  ведущим директивным стилем взаимоотношений  наиболее ярко выражены активные протестные формы поведения подростка. Такие  формы поведения могут принимать  вид отрицания родительских ценностей, негативизма, чрезмерного стремления к независимости и самостоятельности, сочетающиеся с минимальной собственной  ответственностью за происходящее с  ним.

Под автономностью родителей  понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения. В отличие от директивного стиля взаимоотношений подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще.

Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей  проявляется в резкой смене стиля  отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его. Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность и формирует ярко выраженную экстернальную позицию и психологический инфантилизм.

Таким образом, АDOR как психодиагностический метод дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения и воспитания. Тест может быть использован как инструмент индивидуальной психодиагностической и психокоррекционной работы с семьей: при диагностике отношений, определении глубины конфликта и его психологических особенностей. Ценные диагностические данные опросник дает и в случае проработки самых различных психологических подростковых проблем, нарушениях поведения и невротических расстройствах у подростков.

В нашем случае данные, полученные с помощью опросника АDOR, могут характеризовать общую картину взаимоотношений подростков с родителями в том виде, как видят ее подростки. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для подростков проблемы взаимоотношений с родителями, а значит, наметить основные пути помощи им в этой значимой для них области. С другой стороны, понимание тех же тенденций как ведущих может позволить нам сформулировать предположения о наиболее вероятных путях дезадаптации подростков, а значит, выработать конкретные программы профилактики этих видов дезадаптации.

 

 

 

    1.  Исследование тревожности подростков

 

Для выявления реальной картины  личностного благополучия у подростков с различными стилями взаимоотношений в семье на одной и той же подростковой выборке мы провели не только опросник "Подростки о родителях", но и опросник Спилбергера для диагностики личностной и ситуативной тревожности. Целью этой части исследования явилось определение уровня тревожности подростков, а также выявление зависимости уровня подростковой тревожности от стиля родительского воспитания.

Изучение тревожности  в подростковом возрасте особенно важно, поскольку этот период отмечен определенными  кризисными явлениями психофизиологического  и социального характера. Тревожный  ребенок в меньшей степени  может быть успешным в школе, ему  трудно адаптироваться в обществе, развить в себе дух здорового  конформизма и чувство свободы-ответственности, которые необходимы для адаптации  в любой социальной нише.

Большинство известных методов  измерения тревожности позволяет  оценивать либо личностную тревожность, либо состояние тревожности, либо ситуацию, которая может быть потенциально тревожной для подростка. Данная методика представляет интерес в  целях определения и изучения видов ситуаций, являющихся потенциальными источниками тревожности у подростка, выделяя три основных типа ситуаций:

1. Ситуации, связанные со  школой, общением с учителями

2. Ситуации, актуализирующие  представление о себе

3. Ситуации общения

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данного  теста, обозначены так: школьная, самооценочная, личностная.

Текст методики включает в  себя 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки ситуативной тревожности (ST), т.е. самочувствия подростка в данный момент и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (LT), обычного самочувствия подростка.

Под личностной тревожностью подростка понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая его предрасположенность  к тревоге и предполагающая наличие  у него тенденции воспринимать достаточно широкое разнообразие ситуаций. Как  предрасположенность личностная тревожность  активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых подростком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его самооценке и  самоуважению.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется  субъективно переживаемыми эмоциями в данный момент: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это  состояние возникает у подростка  как эмоциональная реакция на стресс и может быть разным по интенсивности  и динамичности во времени.

Подростки, относимые к  категории высоко тревожных, склонны  воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать  напряжением, выраженным состоянием тревожности  постоянно или в течение длительного  периода времени.

Определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активного деятельного  подростка. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности. Оценка подростком своего состояния  в этом отношении является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

 

 

 

2.3 Результаты  исследования детско-родительских  отношений

Всего в исследовании приняли  участие 28 подростков обоего пола в  возрасте 13-14 лет. Из всех результатов  была составлена репрезентативная выборка, отражающая общую картину по всему  полученному массиву данных. Выборка  насчитывала 20 подростков обоего пола (10 мальчиков и 10 девочек).

В исследовании было использовано две методики:

1. Подростки о родителях  (АDOR);

2. Шкала тревожности Спилбергера.

Обработка результатов теста "Подростки о родителях" включала два этапа: обработка результатов, их подсчет и анализ. Обработка  результатов осуществлялся методом  выбора из 50 вопросов тех, которые определяют степень автономности, непосредственности, директивности, враждебности и позитивного  интереса родителей по отношению  к подросткам.

 Данные по разновидностям родительских отношений приведены в таблицах (1-3) Приложения 2.

В каждом бланке была подсчитана сумма обведенных кружком значений, соответствующих определенной разновидности  отношений родителей к детям. Суммы значений для каждого бланка ответов приведены в таблицах (1-3) Приложения 3.

Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога