Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Советская.docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

По результатам диагностики  детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки  о родителях" оказались следующими:

 

  Таблица 1.  Результаты теста «Подростки о родителях»

 

 

Название фактора

Среднее значение

1.

Автономность (PAUT)

1.20

2.

Непоследовательность (PNED)

1.10

3.

Директивность (PDIR)

1.01

4.

Враждебность (PHOS)

0.53

5.

Позитивный интерес (PPOZ)

1.35


 

Как видно из приведенных  результатов, подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место  по численным значениям. На третьем  месте находится непосредственность, затем - директивность, и на последнем - враждебность.

Такие результаты характеризуют  общую картину восприятия подростками  своих взаимоотношений с родителями следующим образом.

Позитивный интерес родителей  в сочетании с их автономностью (отстраненностью) говорит о том, что взаимоотношения родителей  и подростков в семьях варьируют  от излишней заботы до безразличия. Родители выделяют сферу общения со своими детьми как отдельную ценность, но при этом относятся к этому без особого внимания, живя своей собственной жизнью и обращая внимание на подростков только в тех случаях, когда они чем-то особенным привлекают их внимание. Этим объясняется непоследовательность воспитательной тактики родителей: в "благополучные" периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля, степень интереса как к личности со стороны родителей невысокая. В "неблагополучные" периоды все изменяется - вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают "исправить" положение: возрастает контроль, строгость, усиливаются санкции.

Средние значения показателей  отношения DIR/AUT и POZ/HOS соответственно следующие:

 

 

   Таблица 2. Показатели отношения DIR/AUT и POZ/HOS

 

 

Показатель

Среднее значение

1.

PDIR/PAUT

0.84

2.

PPOZ/PHOS

2.55


 

Как видно из приведенных  результатов, подростки прежде всего отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место по численным значениям. На третьем месте находится непосредственность, затем - директивность, и на последнем - враждебность.

Такие результаты характеризуют  общую картину восприятия подростками  своих взаимоотношений с родителями следующим образом.

Позитивный интерес родителей  в сочетании с их автономностью (отстраненностью) говорит о том, что взаимоотношения родителей  и подростков в семьях варьируют  от излишней заботы до безразличия. Родители выделяют сферу общения со своими детьми как отдельную ценность, но при этом относятся к этому  без особого внимания, живя своей  собственной жизнью и обращая  внимание на подростков только в тех  случаях, когда они чем-то особенным  привлекают их внимание. Этим объясняется  непоследовательность воспитательной тактики родителей: в "благополучные" периоды дети живут сами по себе, им многое позволяется, уровень требований и контроля, степень интереса как  к личности со стороны родителей  невысокая. В "неблагополучные" периоды все изменяется - вынужденные обратить на ребенка внимание родители решают "исправить" положение: возрастает контроль, строгость, усиливаются санкции.

Обращает на себя внимание отсутствие выраженной директивности  со стороны родителей. На это указывают  как средние значения полученных результатов, так и показатели отношения PDIR/PAUT: они демонстрируют преобладание автономности над контролем. Полученные результаты действительно отражают распространенную в последнее время точку зрения на воспитание детей в семье. С одной стороны, занятые зарабатыванием денег и выживанием родители попросту стали проводить с детьми гораздо меньше времени, чем раньше, с другой стороны, изменение общественного мнения и распространение психологических знаний среди населения приводят к отказу от принятых ранее жестко-авторитарных взглядов на воспитание ребенка. Заменой строгому контролю стало фактически безразличие и отстраненность родителей от общения с детьми. Предоставляемые подросткам свобода и самостоятельность уже не оцениваются ими как позитивный факт их жизни. Свобода как независимость в поступках и действиях подростками не оценивается ни как очень ценная, ни как недоступная.

Соотношение показателей  враждебности и позитивного интереса со стороны родителей приближается к трем, что говорит о том, что  с точки зрения подростков родители положительно относятся к своим  детям, имеют выраженный искренний, безоценочный интерес к ним.

Значительное преобладание позитивного интереса к детям  над враждебностью означает, что, несмотря на значительную занятость  родителей, дети не остаются без их внимания, заботятся об успешности и результатах своих детей, предполагая, что высокая результативность в  учебе и соответствие их требованиям  обеспечат подросткам более легкое вхождение во взрослую суровую жизнь. Поэтому время от времени подростки  испытывают как внимательность и  озабоченность, так и игнорирование, и отсутствие интереса к содержанию их внутренней жизни и проблемам  со стороны родителей.

Из всей обследуемой нами выборки 15% подростков оценивают отношение  со стороны своих родителей как  частично враждебное: (показатели и PHOS, и PHOZ выше 1 балла). Причем средняя личностная тревожность в этой группе детей  равна выше среднего значения. С  другой стороны подростков, оценивающих  свои взаимоотношения с родителями как имеющие недостаточный позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS ниже 1 балла) насчитывается 15%, а подростков, оценивающих свои взаимоотношения  с родителями как имеющие достаточный  позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS выше 2,5 балла) - 50%.

Самую меньшую разницу  средних значений имеют показатели автономности и непоследовательности (PAUT - PNED=0,1). Это объясняется тем, что  непоследовательность отношений родителей  к детям является причиной автономного  отношения. Родители не знают особенностей своих детей и пытаются пробовать  различные приемы, как поощрения, так и наказания. Чем большую  директивность и эмоциональное  отвержение испытывают подростки со стороны своих родителей, тем  большую непоследовательность их поступков  и отношений они отмечают. Пытаясь  властвовать над подростком или  постоянно сравнивая его с  идеалом, оценивая и осуждая его, родители испытываю ощутимое чувство  дискомфорта, приводящее к неустойчивости их позиций по отношению к ребенку, изменению их воспитательной тактики и колебаниям от одного стиля отношения к другому. Обратим внимание на тот факт, что степень взаимозависимости враждебности и непоследовательности выше, чем та же зависимость между непоследовательностью и директивностью. По всей видимости, эмоциональное отвержение подростка не так-то "просто" дается и родителям: оно вызывает чувство напряжения, субъективное ощущение тяжести и неудовлетворения, что в конечном итоге, приводит к психологической усталости и собственной родительской неуверенности.

Неоднозначно понимается подростками такой стиль детско-родительских отношений, как автономность. Как  указывалось выше, авторы методики под автономностью понимают прежде всего отстраненность родителей, их только лишь формальное, а не содержательное участие в жизни ребенка. Однако отмечено, что сами подростки понимают под автономностью скорее всего отсутствие контроля, директивности, некоторый аванс доверия, и ценят это. Наблюдается значимая корреляция между отмечаемой автономностью родителей и наличием позитивного интереса к подросткам с их стороны (коэффициент PAUT = 1,20 и PPOZ = 1,35). Отсутствие враждебности, постоянного сравнения с кем-то, осуждения, отвержения и системы жесткого пошагового контроля столь высоко ценится подростками, что фактически приравнивается к проявлению доверия, уважения и принятия их индивидуальных особенностей. Психологический анализ этой ситуации позволяет предположить высокую вероятность неумения теми же самыми подростками в будущем построить собственную семейную жизнь на основе взаимного интереса, тепла и близких неформальных связей, обеспечивающих чувство нужности и психологической безопасности всем членам семьи.

Общая картина восприятия подростками отношения к ним  со стороны родителей не зависит  от пола подростков: и мальчики, и  девочки демонстрируют примерно одинаковые результаты диагностики.

 

 

 

2.4 Результаты исследования тревожности у подростков

 

   Полученные с помощью шкалы тревожности Ч.Д. Спилбергера результаты ситуативной тревожности (ST) продемонстрировали следующее:

 

Таблица 3. Ситуативная тревожность (ST)

 

 

Уровни

Количество учащихся

Проценты

Среднее значение

1.

Низкий

16

80

3.04

2.

 Средний

3

15

2.26

3.

Высокий

1

5

2.49


 

Среднее значение ситуативной  тревожности по выборке равно 2,6. Среднее статистическое значение личностной тревожности равно 2,57. Результаты личностной тревожности (LT) приведены в таблице 4. Более высокое значение ситуативной  тревожности может быть обусловлено  несколькими факторами, но прежде всего  это связано с особенностями  понимания целей и задач тестирования подростками, личностью информанта, психологическим климатом в группе на момент обследования. Анализ зависимости значения личностной тревожности от пола показывает, что уровень тревожности у девочек несколько выше, чем у мальчиков, но это различие статистически незначимо.

 

Таблица 4. Личная тревожность (LT)

 

 

Уровни

Количество учащихся

Проценты

Среднее значение

1.

Низкий

13

65

2.90

2.

Средний

2

10

2.47

3.

Высокий

5

25

2.35


 

Зависимость значения ситуативной  и личностной тревожности от возраста подростков не имеет явной выраженной связи показателей ST и LT с возрастом. Это объясняется тем, что все  участники опросника являются учащимися 8-ых классов. Особенности психофизиологического развития подростков 13-14 лет в обусловленной социальной ситуации четких разграничений не имеют.

Ситуативная тревожность  является независимой характеристикой, поскольку прямой ее зависимости  ни от пола, ни от возраста не выявлено. Тем не менее, анализ результатов  показывает, что показатели SТ зависят от показателей LТ (в тех случаях, когда личностная тревожность подростка является высокой, то и ситуативная тревожность также является высокой). Можно, таким образом, предположить, что ситуативная тревожность является составной частью личностной тревожности.

Анализ зависимости значения личностной тревожности от позитивного  интереса со стороны родителей показывает, что отсутствие такого интереса со стороны родителей определяет высокую  тревожность у подростков, в особенности  у девочек (в группе подростков со значениями PPOZ<1 показатели LT>3). Возрастание  позитивного интереса со стороны  родителей (PPOZ>1) способствует снижению личностной тревожности (LT<2). Подобная закономерность может быть объяснена  тем, что позитивный интерес родителей  подростки видят прежде всего в наличии помощи и поддержки со стороны родителей, их заинтересованность достижениями своих детей. Крайне высокий балл по шкале позитивного интереса указывает, как правило, на идеализацию действительной ситуации в семье или сознательную симуляцию со стороны одного из родителей. Это может говорить также о том, что ребенок требует безоговорочной любви со стороны родителя или боготворит его, а подобное состояние подростка не может не сказаться на его личностной тревожности.

Анализ зависимости личностной тревожности подростка от директивноcти родителей указывает на прямую зависимость этих величин друг от друга. При минимальном значении директивности (PDIR < 1) значение LT ≤ 2, при максимальном (PDIR > 1) значение личностной тревожности увеличивается до 4, т.е. при навязывании подростку чувства вины со стороны родителей подростки становятся высоко тревожными.

Анализ соотношения враждебного  стиля воспитания и обеих видов тревожности говорит о линейной зависимости этих величин. Чем более выражена враждебность, тем выше уровень тревожности. Следует отметить, что враждебное поведение родителей является более стрессогенным для подростка, поскольку при максимальной враждебности LT > 3. Влияний враждебного стиля воспитания со стороны родителей может быть объяснено тем, что враждебные родители прежде всего агрессивны, критичны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отвержения.

Анализ зависимости личностной тревожности от автономности родительского  воспитания свидетельствует об отсутствии корреляции. Отсутствие зависимости  может быть обусловлено тем, что  современные подростки понимают автономное поведение родителей  по-разному. Оно может ассоциироваться  у них с отгороженностью, чрезмерной бесстрастностью, а может восприниматься как предоставление свободы и  независимости.

Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога