Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56
Подростку
необходима совместная деятельность со
взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы,
увлечения. Содержание такого сотрудничества
может быть самым различным. Подросток
может быть помощником родителей в домашних
делах. Взрослый может приобщить подростка
к своим занятиям и интересам или разделить
интересы и увлечения самого подростка.
Увлечение искусством, совместное посещение
кино и театра, обсуждение литературных
новинок, помощь в конструировании, лепке
— это далеко не полный перечень тех сфер,
в которых взрослый может быть вместе
с подростком. Надо подчеркнуть, что именно
совместная деятельность подростка и
взрослого рождает общность переживаний,
чувств, настроений, облегчает контакты
с подростком, рождает эмоциональную и
духовную близость.
В совместных занятиях
не только родителям открывается характер
сына или дочери, и дети лучше узнают своих
родителей. Подросток постигает сложный
духовный мир взрослых, глубину их мыслей
и переживаний, учится чуткому и заботливому
отношению к людям. Многое, давая ребенку,
родители вправе много и спрашивать с
него. Он может и должен быть внимателен
ко всем членам семьи. Атмосфера в семье
должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость
становились у него привычкой, своего
рода потребностью. Только в обстановке
взаимного уважения, взаимной заботы и
помощи, доверия и искренности уважительное
отношение к людям станет привычной формой
поведения подростка.
В педагогике накоплен огромный потенциал исследования процессов обучения и воспитания, разработки целого ряда дидактических систем. Однако следует отметить явное отставание педагогической науки от требований проблем выживания, экологии сознания человека, формирования установок и готовности личности взять на себя ответственность за весь комплекс социоприродного развития.
Диалогическое общение предполагает единство и общность, равноправие и доверительность отношений участников, эмоциональную и личностную их открытость друг другу, реальное согласие и сотрудничество взрослого и ребенка. В этом смысле диалогическое общение является оптимальным условием эффективного процесса и высшим уровнем развития педагогического общения.
В поведении взрослого всегда отчетливо
просматриваются два основных стиля
взаимодействия - монологический и
диалогический. Характерными особенностями
диалогического стиля являются: учет
мнения ребенка, его знаний и опыта
в процессе взаимодействия, предпочтение
эмоциональности воздействия
За этими особенностями
Диалогические формы общения в воспитании и обучении предпочтительны, поскольку отражают время, дают возможность каждому ребенку понять и принять себя как личность, что соответствует установкам современной гуманистической парадигмы в образовании.
Следует вести анализ педагогического общения взрослого и ребенка, т.к. диалогические формы общения и воспитания пока не стали преобладающими в системе образования.
Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право — право на уважение.
В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое. Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.
Подростки задают взрослым множество вопросов, многим хотят с ними поделиться. Равнодушие взрослых для них мучительно. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростка, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах. Отсутствие взаимного доверия не только обижает подростка, но и наносит значительный ущерб его общему, духовному развитию.
Когда подросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно.
Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.
Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умение выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается очень важно. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».
Откровенность,
доверие должны быть взаимными, только тогда между родителями и подростком
не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.
Помочь подростку взрослеть
— это значит заботиться о гармоничном
развитии его личности: формировать его
познавательные интересы, развивать способности,
воспитывать нравственные качества, развивать
физически.
Формирование взаимоотношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков, и от того, насколько гармоничными они будут, зависит и то, насколько хорошо человек сможет «вписаться» в окружающее его общество, найти свое место в нем, самореализоваться. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свою специфику.
Выработка мировоззрения ребенка, которое играет основополагающую роль в его социальном развитии. Направленность мировоззрения во многом определяется характером межличностного взаимодействия между родителями и ребенком, от стиля семейного воспитания, от требований, предъявляемых ребенку в процессе воспитания.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, она являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Параметры конкретной семьи:
- демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, бездетная или многодетная).
- социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
- социально – экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
- технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Становление личности представляет
сложный процесс, включающий в себя
ряд взаимосвязанных уровней. Можно
выделить уровни биологического, психологического,
социального и
- воспитательная – социализация молодого поколения;
- хозяйственно – бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
- социальная функция семьи – социальная защита семьи государством, посредством создания нормативно – правовой и законодательной базы в сфере социально – правовой охраны и защиты прав и интересов материнства и детства, а также семьи в целом.
Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников, в значительной степени, замещает родителей («обесценивание» родителей). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо подчеркнуть, что замечания относительно «обесценивания» родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность «реакция эмансипации». Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о замещении родителей группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.
Имеются данные, что, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.
Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности – отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на основе отечественной выборки, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек – друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, «с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме»[8].
Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога