Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении причин возникновения проблем в общении подростка и родителя.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте;
2. Выявить проблемы в общении, сотрудничестве, диалоге подростка и родителей;
3. Исследовать типологию стилей детско – родительских отношений;
4. Определить уровень тревожности подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………….. 6
1.1 Психологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте …………………………………………………………………... 6
1.2 Особенности общения подростков со взрослыми, диалог, сотрудничество как тип психологического общения ………………… 13
1.3 Семья как институт социализации личности …………………… 19
1.4 Типология стилей детско-родительских отношений …………… 24
1.5 Основные типы негармоничного воспитания …………………… 33
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ПОДРОСТКА ……………. 41
2.1 Описание целей и методов исследования ………………………….. 41
2.2 Исследование тревожности подростков …………………………..... 44
2.3 Результаты исследования детско-родительских отношений…….... 45
2.4 Результаты исследования тревожности у подростков ……………. 49
2.5 Анализ результатов исследования ………………………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Советская.docx

— 195.08 Кб (Скачать файл)

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке — это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость. 
       В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям. Многое, давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.

В педагогике накоплен огромный потенциал  исследования процессов обучения и  воспитания, разработки целого ряда дидактических  систем. Однако следует отметить явное  отставание педагогической науки от требований проблем выживания, экологии сознания человека, формирования установок  и готовности личности взять на себя ответственность за весь комплекс социоприродного развития.

Диалогическое общение предполагает единство и общность, равноправие  и доверительность отношений  участников, эмоциональную и личностную их открытость друг другу, реальное согласие и сотрудничество взрослого и  ребенка. В этом смысле диалогическое  общение является оптимальным условием эффективного процесса и высшим уровнем  развития педагогического общения.

В поведении взрослого всегда отчетливо  просматриваются два основных стиля  взаимодействия - монологический и  диалогический. Характерными особенностями  диалогического стиля являются: учет мнения ребенка, его знаний и опыта  в процессе взаимодействия, предпочтение эмоциональности воздействия безукоризненности  формулировок и последовательности аргументации, легкость вступления в  дискуссию с ребенком, готовность принять мнение ребенка, способность  предвидеть наличие таких мнений и оценок.

За этими особенностями поведения  стоит доверительное отношение  к ученику как к личности, стремление взрослого обогатиться в общении, помочь ребенку понять себя.

Диалогические формы общения в  воспитании и обучении предпочтительны, поскольку отражают время, дают возможность каждому ребенку понять и принять себя как личность, что соответствует установкам современной гуманистической парадигмы в образовании.

  Следует вести анализ педагогического общения взрослого и ребенка, т.к. диалогические формы общения и воспитания пока не стали преобладающими в системе образования.

Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право — право на уважение.

В подростковом возрасте возникает  повышенный интерес к внутреннему  миру человека, к его чувствам и  переживаниям. Подросток стремится  ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между  своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к  тому, на что раньше не всегда обращал  внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство  или право, к тону приказа или  излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как  то, так и другое. Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.

Подростки задают взрослым множество  вопросов, многим хотят с ними поделиться. Равнодушие взрослых для них мучительно. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростка, к  его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах. Отсутствие взаимного доверия  не только обижает подростка, но и  наносит значительный ущерб его  общему, духовному развитию.

Когда подросток идет к вам с  вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость  и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно.

Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его  переживаниям, увлечениям. Умение выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается очень важно. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».

Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между родителями и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.  
     Помочь подростку взрослеть — это значит заботиться о гармоничном развитии его личности: формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственные качества, развивать физически. 

 

 

    1. Семья, как институт социализации личности

 

Формирование взаимоотношений  со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков, и от того, насколько гармоничными они будут, зависит и то, насколько хорошо человек сможет «вписаться» в окружающее его общество, найти свое место в нем, самореализоваться. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свою специфику.

Выработка мировоззрения ребенка, которое играет основополагающую роль в его социальном развитии. Направленность мировоззрения во многом определяется характером межличностного взаимодействия между родителями и ребенком, от стиля семейного воспитания, от требований, предъявляемых ребенку в процессе воспитания.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений, она являет собой персональную среду  жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.

Параметры конкретной семьи:

- демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, бездетная или многодетная).

- социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

- социально – экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

- технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.  

Становление личности представляет сложный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно  выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них  характеризуется специфическими чертами  и особенностями, однако все они  неразрывно связаны друг с другом образуют единое целое. На различных  временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. Социализация личности в  семье зависит от состава и  типа семьи, от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Одним  из важнейших условий существования, благоприятного развития и функционирования семьи являются взаимоотношения  в семье, основанные на обоюдном доверии, и психологической совместимости. Уровень взаимоотношений в семье  определяют такие компоненты как  понимание, уважение, поддержка. Взаимоотношения  в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния  семьи, от типа семьи: бездетная, многодетная, неполная. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности посредством  реализации конкретных функций. Основной функцией семьи А.Г. Харчев считает репродуктивное, биологическое воспроизводство населения, но кроме этой функции существует целый ряд социальных функций семьи, это:

- воспитательная – социализация молодого поколения;

- хозяйственно – бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

- функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

-   духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

- эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

- социальная функция семьи – социальная защита семьи государством, посредством создания нормативно – правовой и законодательной базы в сфере социально – правовой охраны и защиты прав и интересов материнства и детства, а также семьи в целом.

      Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников, в значительной степени, замещает родителей («обесценивание» родителей). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо подчеркнуть, что замечания относительно «обесценивания» родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность «реакция эмансипации». Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о замещении родителей группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, что, хотя родители как  центр ориентации и идентификации  отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства  молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких психологов было показано, что в  проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка, прежде всего, служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности – отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на основе отечественной выборки, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время – с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек – на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек – друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, «с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме»[8].

Информация о работе Подросток и родители: проблемы общения сотрудничества, диалога