Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:54, курсовая работа
Каждый человек с детских лет приобщается к коллективной деятельности. Первые уроки общения с другими людьми дети получают в семье, в коллективе сверстников, на улице, в школе, различных формах организованной коллективной деятельности – в игре, труде, учёбе. Коллектив – это форма вхождения молодёжи в общественные отношения взрослых и способ передачи опыта от поколения к поколению. К тому же и сами дети стремятся к постоянным или временным коллективам. Некоторые коллективные объединения имеют многолетнюю историю. К таким объединениям молодёжи можно отнести скаутское движение, пионерскую и комсомольскую организации, познавательные объединения молодёжи, деловые, культурологические и другие коллективы
Введение………………………………………………………..……………….3
Глава 1 Сущность детских и юношеских организаций
1.1 Сущность понятий детские и юношеские общественные организации.... 6
1.2 Детские и юношеские организации позитивной, негативной и нейтральной направленности………………………………………………….7
Глава 2 Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений
2.1 Роль детских и юношеских организаций в воспитании личности школьников…………………………………………………………………..…..24
2.2 Взаимодействие школы и детских и юношеских организаций в формировании нравственности личности……………………………….……..30
Заключение…………………………………………….…………………..….37
Список использованных источников………………
Введение……………………………………………………….
Глава 1 Сущность детских и юношеских организаций
1.1 Сущность понятий детские и юношеские общественные организации.... 6
1.2 Детские
и юношеские организации позитивной, негативной
и нейтральной
направленности…………………………………………
Глава 2 Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений
2.1 Роль детских и юношеских
организаций в воспитании личности школьников……………………………………………………
2.2 Взаимодействие школы и детских и юношеских организаций в формировании нравственности личности……………………………….……..30
Заключение…………………………………………….……
Список использованных источников………………….……...…..42
Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.
Коренные преобразования последних лет в социально-политической, экономической и культурной жизни отрицательно отразились на детском и молодёжном движении. С приходом к власти новых политических сил под опалу попали комсомольские, пионерские и другие объединения школьников социалистической ориентации. Прежде идеологические установки в области воспитания потеряли силу, а новые ещё не утвердились. Из школы выходит поколение без определённых ориентиров и способов вхождения в социально-экономическую и политическую жизнь.
Негативными последствиями для воспитания молодого поколения сопровождаются пересмотр истории молодёжного движения прежних лет, отрицание без критического осмысления всех прежних организаций. Появилась тяга к восстановлению детских организаций дореволюционного периода, тогда как в новых условиях необходимы совершенно новые объединения, учитывающие современные реалии социально-экономической жизни и, конечно, не исключающие традиции и опыт прошлых лет. Возрождение и создание новых детских и юношеских объединений необходимо и по объективным причинам.
Каждый человек с детских лет приобщается к коллективной деятельности. Первые уроки общения с другими людьми дети получают в семье, в коллективе сверстников, на улице, в школе, различных формах организованной коллективной деятельности – в игре, труде, учёбе. Коллектив – это форма вхождения молодёжи в общественные отношения взрослых и способ передачи опыта от поколения к поколению. К тому же и сами дети стремятся к постоянным или временным коллективам. Некоторые коллективные объединения имеют многолетнюю историю. К таким объединениям молодёжи можно отнести скаутское движение, пионерскую и комсомольскую организации, познавательные объединения молодёжи, деловые, культурологические и другие коллективы. Педагогов больше интересуют те объединения, которые оказывают позитивную помощь в воспитании подрастающего поколения, прошли испытание временем, доказали свою эффективность, которым принадлежит будущее [6, с. 384].
Исходя из вышесказанного, целью работы является раскрытие содержания деятельности детских и юношеских общественных организаций. При изучении данной проблемы были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть сущность детских и юношеских общественных организаций;
2.изучить содержание деятельности позитивно, негативно и нейтрально направленных детских и юношеских общественных организаций;
3.показать роль детских и юношеских общественных организаций в воспитании личности школьников;
4.раскрыть влияние школы и детских и юношеских общественных организаций на формирование нравственности личности.
Объектом данной работы являются детские и юношеские общественные организации и объединения, предметом – деятельность и детских и юношеских общественных организаций и объединений.
В ходе работы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, изучение педагогического опыта.
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных детских и юношеских общественных объединений. Предшествующий опыт доказывает, что у детских объединений должна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детских и юношеских объединений – помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом своё лицо, свои подходы.
Дети объединяются с учётом своих интересов, как в школе, так и вне её. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребёнка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличаются от них и составляют особое образование.
В переломный период истории нашего государства особенно важно найти лучшие пути воспитания молодёжи. Поэтому педагогам как помощникам молодёжного движения нужно хорошо знать историю коллективных организаций и взять из неё всё лучшее, передовое и прогрессивное для развития детских и юношеских организаций в современных условиях.
Знание истории молодёжного движения позволяет осмыслить настоящее и предвидеть будущее. Тем более педагогам нужно воспитывать подрастающее поколение на положительных примерах старших и избегать ошибок прошлого.
СУЩНОСТЬ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Сущность понятий: детские и юношеские общественные организации
Детская общественная организация представляет собой важный фактор воздействия на ребёнка, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребёнка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, способствует реализации его потенциалов. Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинства, уникальность ребёнка.
Рассмотрим основные понятия по данному вопросу.
Детский – не свойственный взрослому, незрелый.
Общественный – 1) относящийся к обществу, проникающий в обществе; 2) относящийся к работе по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива.
Юность – юный возраст промежуточный между отрочеством и зрелостью.
Организация – 1) общественное объединение или государственное учреждение; 2) совокупность людей, групп, объединённых для достижения какой – либо цели, решения какой – либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры [5, с.5].
Данные определения взяты из словаря русского языка С. И. Ожегова.
Большая советская энциклопедия даёт следующее определение:
Общественные организации – объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединяющихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решения задач, стоящих перед всем обществом.
Членство в общественных организациях основывается на принципе добровольности. Общественная организация – составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого или аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности общественные организации взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.
Детские демократические
организации – добровольные массовые
объединения детей и
1.2 Детские и юношеские организации позитивной, негативной и нейтральной направленности.
Деятельность
детских и юношеских
направленности
В настоящее время в Беларуси действуют около 140 молодёжных и детских организаций. Из них - 17 включены в государственный реестр по поддержке молодёжных организаций. Среди них можно выделить несколько наиболее многочисленных и активно действующих на базе общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, каждое из которых строит свою работу по определённым программам деятельности, имеет свои цели, задачи. Среди основных организаций можно назвать: Лигу добровольного труда молодёжи, Белорусский КВН, лигу интеллектуальных команд, Белорусскую ассоциацию «Пошук», клубы ЮНЕСКО, Белорусскую пионерскую организацию, организацию скаутов и т. д. Самые массовые молодёжные организации – общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодёжи» (свыше 300000 членов), детская «Белорусская республика» пионерская организация (свыше 400000 человек), скаутские объединения (объединения белорусских скаутов и Всебелорусский союз скаутов).
Белорусский республиканский союз молодёжи
Белорусский республиканский союз молодёжи (БРСМ) – молодёжная общественная организация в Беларуси является самым крупным молодёжным объединением страны и поддерживается Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко.
БРСМ был создан в 2002 году путём объединения общественных организаций «Белорусский союз молодёжи» и «Белорусский патриотический союз молодёжи».
Декларированные цели БРСМ – создание условий для всестороннего развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала, содействие развитию в РБ гражданского общества, основанного на патриотических и духовно – нравственных ценностях белорусского народа.
Основными задачами БРСМ ставятся:
1. Защита и реализация прав и законных интересов своих членов;
2. формирование в молодёжной
среде мировоззрения,
3. воспитание в молодёжной
среде патриотизма как
4. оказание всесторонней помощи каждому члену БРСМ в его духовном, интеллектуальном, физическом развитии, содействие в реализации его способностей и творческого потенциала;
5. участие в подготовке юношества к защите отечества.
В соответствии с указанными определениями целей и задач определяются и основные направления деятельности:
1. участие в формировании и реализации государственной молодёжной политики;
2. поддержка инициатив
молодёжи в проведении
3. участие в разработке
и осуществлении
4. помощь членам БРСМ в организации их свободного времени путём проведения мероприятий, направленных на физическое, духовно-нравственное, культурное развитие молодых людей;
5. организация и проведение
конференций, семинаров,
Белорусская республиканская пионерская организация
Самым массовым детским объединением была и остаётся пионерская организация. Пионер в переводе с английского языка означает первый. Белорусская республиканская пионерская организация (БРПО) имеет свой статус, принятый на 10 Республиканском слёте пионеров (сентябрь 1993 г.). При пионерской организации могут создаваться группы детей младшего школьного возраста, как это было в прошлом с октябрятами.
Пионерская организация имеет богатую историю. Она появилась и развивалась вместе с утверждением советской власти. Первые пионерские организации создавались двумя путями: 1) преобразованием красных скаутов; 2) из детей-сирот детских домов и приютов при заводских и фабричных партийных и комсомольских организациях.
Создание пионерских организаций началось с того, что в январе 1922 года МК комсомола создавал совещание из представителей левых скаутмастеров столицы. Созданное временное бюро под руководством В. Рогова в феврале приняло постановление о формировании пробных групп пионеров из детей рабочих. 2 Всероссийская конференция комсомола 19 мая 1922 года в Москве приняла решение: «Учитывая опыт московских организаций, конференция постановляет: распространить опыт на тех же основаниях и на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Этот день и считается днём рождения пионерской организации.
Информация о работе Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений