Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:54, курсовая работа
Каждый человек с детских лет приобщается к коллективной деятельности. Первые уроки общения с другими людьми дети получают в семье, в коллективе сверстников, на улице, в школе, различных формах организованной коллективной деятельности – в игре, труде, учёбе. Коллектив – это форма вхождения молодёжи в общественные отношения взрослых и способ передачи опыта от поколения к поколению. К тому же и сами дети стремятся к постоянным или временным коллективам. Некоторые коллективные объединения имеют многолетнюю историю. К таким объединениям молодёжи можно отнести скаутское движение, пионерскую и комсомольскую организации, познавательные объединения молодёжи, деловые, культурологические и другие коллективы
Введение………………………………………………………..……………….3
Глава 1 Сущность детских и юношеских организаций
1.1 Сущность понятий детские и юношеские общественные организации.... 6
1.2 Детские и юношеские организации позитивной, негативной и нейтральной направленности………………………………………………….7
Глава 2 Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений
2.1 Роль детских и юношеских организаций в воспитании личности школьников…………………………………………………………………..…..24
2.2 Взаимодействие школы и детских и юношеских организаций в формировании нравственности личности……………………………….……..30
Заключение…………………………………………….…………………..….37
Список использованных источников………………
Первые группы юных пионеров получили название «ЮКИ» (юные коммунисты) или «Деткомпарт». Появляются организации имени Спартака, «Ким» (Коммунистический интернационал молодёжи), в Самаре – имени Степана Разина, в Перми – дружина имени К. Либкнехта, в Иркутске – «Байкальский экипаж юных пионеров», в Смоленской губернии – имени Спартака и т. д. В Минске первая пионерская организация возникла в 1922 году в клубе «КИМ». Вскоре были созданы организации в Орше, Мозыре, Слуцке, Борисове, Полоцке, Гомеле и других городах.
На 5 съезде РКСМ (октябрь 1922 г.) утверждаются Законы юных пионеров, Торжественное обещание, Программа и содержание работы пионерской организации в виде «системы этапов» с использованием опыта скаутской системы разрядов.
Пионеры шагали строем по городам и сёлам с красными знамёнами, барабанами и трубами духовых оркестров предприятий. Вскоре появился и пионерский галстук как частица Красного Знамени. Сначала галстуки были квадратной формы. Они заменяли флажки в спортивных соревнованиях, при сигнализации по азбуке Морзе, служили косынками при упражнениях по оказанию первой помощи и т. д. Галстук носили всегда. Однажды пионеры Москвы выехали в ближайшую деревню организовать пионерский отряд. В пионеры ребят приняли, а галстуков не оказалось. Тогда пионеры разрезали свои квадратные галстуки на треугольники и повязали их ребятам, другую половину оставили себе. ЦК РКСМ утвердил пионерский галстук треугольной формы как символ трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.
При вступлении в пионеры ребята, отвечая на призыв: «К борьбе за дело рабочего класса будь готов!», отдавали салют «Всегда готов!», поднимали выше головы пять пальцев правой руки, символизировавшие единство пионеров пяти континентов. Поднятая над головой ладонь означала, что для пионеров общественные интересы «выше собственного носа». Появились пионерский барабан и горн. А первый пионерский значок был изготовлен комсомольцами московского штамповочного завода «Автопринадлежность» к 1 Мая 1930 года вместо значка пионеры носили зажимы на галстуках. На них были изображены три языка пламени из пяти поленьев и призывы: «Будь готов!», «Всегда готов!».
Появилась и первая пионерская песня «Марш юных пионеров». Поэту А. Жарову ЦК РКСМ поручил написать текст. «С товарищами, комсомольскими работниками, - вспоминает А. Жаров, - я пошёл в большой театр, на оперу «Фауст», где обратил внимание на марш солдат, которые распевали:
Башни, зубцами нам покоритесь!
Гордые девы, нам улыбнитесь.
Несколько дней я ходил, скандируя про себя это четверостишие. Повторял его до тех пор, пока не написал другие слова:
Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы – пионеры, дети рабочих.
А учащийся музыкального техникума комсомолец Сергей Дешкин, которого мы в другой раз взяли с собой на «Фауста», конечно, позаимствовал музыкальный ход для мелодии, написанной им на мои слова. Так родилась первая песня юных пионеров нашей страны».
23 января 1924 года, после смерти В. И. Ленина, на экстренном заседании Пленума ЦК РКСМ пионерской организации было присвоено имя Ленина. Дальнейшее развитие пионерского движения проходило вместе с теми преобразованиями, которые совершались в стране.
В годы индустриализации пионеры активно участвовали в налаживании организации труда на предприятиях, укреплении трудовой дисциплины, вели борьбу с прогульщиками и бракоделами, помогали взрослым в выполнении заданий пятилеток. Пионерские организации заключали договора с рабочими коллективами, создавали «красные» и «чёрные» доски (передвижные и стационарные), галереи удачников на которых показывали передовых рабочих и бичевали прогульщиков, пьяниц и симулянтов. В дни получек проводили демонстрации у проходных фабрик и заводов с призывами: «Долой пьянство», «За новый быт», «Папа, иди домой, а не в пивную».
Пионеры села помогали крестьянам в коллективизации сельского хозяйства, а в колхозах сортировали семена, уничтожали грызунов, вели борьбу с вредителями сельскохозяйственных культур, помогали взрослым в ремонте сельхозинвентаря, создавали кружки птицеводов, комплектовали «красные обозы» и даже создавали детские колхозы.
В 30-е годы пионерские организации активно участвовали в компании по ликвидации неграмотности, помогали взрослым в работе с беспризорниками, вели борьбу за чистоту быта, устанавливали международные связи с пионерами других стран.
С переходом школ на классно-урочную систему обучения деятельность пионерских организаций переносится в школу, и характер работы тоже меняется. Развёртывается поход за успеваемость учащихся, посещаемость занятий и осуществление всеобуча (всеобщее обязательное начальное образование детей). С приходом фашизма к власти в ряде стран Европы активизируется оборонная работа. С 1939 года развивается тимуровское движение, МОПР (международная организация помощи рабочим), проводятся занятия в различных оборонных кружках ОСОАВИАХИМ.
С началом Великой Отечественной войны пионерские организации перестраиваются на военный лад. Пионеры заменяли родителей, ушедших на фронт, тушили пожары от зажигательных бомб, собирали средства для постройки танковых колонн, эскадрилий самолётов и другой военной техники, работали в госпиталях, а многие мальчишки уходили на фронт, где их усыновляли воинские части. Немало пионеров сражалось в партизанских отрядах и погибало.
В послевоенные годы пионерские организации строили свою работу по так называемым этапам: для каждой возрастной группы предлагалось овладеть определёнными умениями и навыками. В последующие 20 лет пионерские организации шагали по маршрутам под лозунгом «Сияйте, ленинские звёзды», принятым в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970). Каждый из семи маршрутов содержал множество интересных и полезных дел: «Моя Родина – СССР», «Учёба – мой труд», «Зелёный отряд Отчизны», «Мой друг вливается в труд моей отчизны» и др.
Однако маршруты приобрели шаблонный характер и стали помехой творческой работе пионерских отрядов. 9 Всесоюзный слёт пионеров, проходивший в Артеке (1988), принял постановление о необязательности выполнения маршрутов, рекомендовано было строить свою работу с учётом сложившихся условий, интересов самих пионеров. Это был последний слёт Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Первый слёт пионеров состоялся в 1929 году.
9 Всесоюзный и 9 Республиканский слёты, проведённые в годы перестройки, подвели итог работы пионерской организации, и пришли к решению – отказаться от централизованного управления деятельностью пионеров. Пионеры сами должны определять, как жить отряду и дружине. В рекомендациях повысить роль пионерского отряда как высшего органа самоуправления; проводить более чёткую смену пионерских органов; обсуждение всех пионерских дел проводить, используя дискуссии.
По содержанию работы пионеров предлагалось: взять на себя часть заботы по развитию экономики республики: создавать пионерские бригады, кооперативы, фермы, бюро добрых услуг; создавать штабы по организации общественного порядка; иметь свои счета в банке; возродить работу по оказанию помощи всем, кто в ней нуждается; помогать реформировать школу своим отношением к учёбе ; воспитывать дружбу между пионерами республики, уважение к Отечеству, его культуре, языку и национальным традициям.
В настоящее время Белорусская пионерская организация имеет свой устав, принятый на 10 Республиканском слёте пионеров (ноябрь 1990 г.) и программу конкретной работы пионерской организации, принятую на 9 слёте пионеров (ноябрь 1993 г.). На 14 Республиканском слёте (5 декабря 1998 г.) утверждён Устав БРПО в новой редакции, в котором пионерская организация определяется как самостоятельное, добровольное, общественное, многонациональное объединение детей, подростков и взрослых, ориентированное на общечеловеческие ценности, представляющее и защищающее интересы и права своих членов.
Девиз БРПО: Пионер! К делам на благо Родины, к добру и справедливости будь готов! Ответ: Всегда готов!
Основная цель обновлённой пионерской организации – помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье. В программе пионерских отрядов и дружин – коллективные творческие дела, направленные на развитие членов организации, улучшение и преобразование общества, окружающего мира, реализуемые через различные формы [7].
Членство в БРПО строится по возрастным разрядам. Членом пионерской организации, говорится в уставе, может быть любой гражданин Республики Беларусь с 7-летнего возраста независимо от его отношения к религии, который признаёт Устав и выполняет его, принимая участие в деятельности пионерской организации. Члены организации с 7 до 10 лет называются «наследники», с 10 до 14 – «пионеры», с 14 до 18 – «инструкторы», с 18 лет и старше – «вожатые» или «лидеры».
Основой пионерской организации является дружина, которая создаётся по решению пионеров при наличии определённых Уставом условий: вожатого, общего дела, места базирования.
Члены пионерской организации должны выполнять законы БРПО:
Закон чести: пионер бережёт своё доброе имя, достоинство организации.
Закон слова: слово пионера не расходится с делом.
Закон заботы: пионер заботится обо всех, кто нуждается в помощи.
Закон хозяина: пионер – хозяин своей организации, с уважением относится к труду, бережлив, умеет зарабатывать деньги, знает им цену.
Закон дружбы: пионер уважает мнение товарищей, верен дружбе.
Содержание деятельности пионерской организации составляют несколько перспективных высот, которые может достигнуть пионер:
«Пик краеведа», его преодоление достигается путём знакомства с природой родного края, города ,формирования чувства ответственности за свои действия в природе, овладения навыками туриста, навыком поведения в лесу, знанием в лесу, знанием его законов и привычек лесных обитателей.
«Ручей чистоты» требует знания правил охраны природы, экономики природных ресурсов, экологической заботы об окружающей среде, соблюдения личной гигиены и самообслуживания.
На «Плато этикета» происходит воспитание хороших манер при решении различных вопросов общения с окружающими людьми.
«Альпийские луга Спарты» прививают спортивные навыки, способствующие гармоничному развитию личности.
«Ущелье конфликтов» учит умениям находить выход из сложных жизненных ситуаций.
«Впадина-тупик» требует умения и навыков оказания первой помощи и владения элементарными способами сохранения жизни.
«Пик гражданина» достигается путём знания традиций и истории своей страны, её символов, объектов, где требуются поддержка и плечо пионера.
Для выполнения основных направлений в работе пионерской организации рекомендуются следующие формы и методы: проведение всевозможных акций, благотворительных мероприятиях, конференций и форумов, оздоровительных и экологических лагерей, конкурсов, соревнований, выставок, концертов, фестивалей, слётов, сборов, в том числе и международных.
Пионерскую организацию БРПО отличают: товарищеская забота друг о друге, о своём коллективе, о близких и далёких людях; добрые дела и стремления определить своё место в жизни своей Родины, семьи; творческое и доброжелательное отношение к обществу, природе, людям, несовместимое со скукой, праздностью, грубостью и равнодушием; стремление жить в содружестве с миром взрослых, развивая себя духовно и физически, обретая сильную волю и внутреннее благородство, приготавливая себя к служению своей Родине.
Главной особенностью БРПО является признание значимости личной позиции каждого пионера – право на личную точку зрения, право быть выслушанным и умение подчиняться коллективному мнению. В Уставе чётко сформулированы права, обязанности и традиции членов организации.
Пионерская организация ставит своей целью защищать права членов организации, создавать условия для их общественной активности. Кроме того, она содействует освоению опыта предшествующих поколений, раскрывает перспективы интересной жизни, в которой каждый член коллектива ищет дело по душе, становится взрослее, более подготовленным к тому, чтобы уверенно включаться в трудовую и общественную деятельность.
Анализ истории, современного состояния и перспектив деятельности пионерских организаций показывает, что детский коллектив – это социальная микросреда, в которой формируются общечеловеческие ценности, форма вхождения ребёнка, подростка или юноши в общественные отношения, способ накопления и развития опыта современного социального поведения. Приобретённый в детских коллективах опыт непременно переходит в последующую трудовую и общественную деятельность, остаётся в памяти на всю жизнь, становится доминантой поведения на работе, дома и в окружающей среде.
Для сохранения традиций и активизации деятельности пионерской организации в современных условиях необходима постоянная забота со стороны правительственных органов, педагогической науки и школы. Детское движение должно быть предметом заботы всего общества [3].
Информация о работе Практическая значимость детских и юношеских организаций и объединений